В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Методическая разработка урока по теме: "Почвенное питание растений"

Методическая разработка урока по теме: "Почвенное питание растений"

Галина Иванова
Тип материала: Урок
просмотров: 7706
Краткое описание
Методическая разработка урока по учебнику Биология. Живой организм. 6 класс. Сонин Н.И.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Основные формы организации на уроке: индивидуальная, фронтальная работа учащихся.
Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, проблемный.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Почвенное_питание_растений.docx Скачать

uchmet_120_60.gif



Почвенное питание растений.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Основные формы организации на уроке: индивидуальная, фронтальная работа учащихся.

Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, проблемный.

Задачи:

Предметные:

Вспомнить основные процессы жизнедеятельности организмов.

Сформировать представление о двух способах питания растений (почвенном и воздушном).

Изучить сущность понятия « почвенное е питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.

Познакомиться с классификацией удобрений.

Метапредметные:

Сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически.

Продолжить формировать умения в формулировки понятий, в работе с текстом, в постановки вопросов, в установлении причинно - следственных связях.

Способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности учащихся.

Развивать навыки исследования.

Умение применять полученные знания

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать воспитанию интереса к учёбе, к результатам своего труда.

Жизненное и профессиональное самоопределение.

Средства обучения: коллекция минеральных удобрений, комнатные цветы, презентация, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).







Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Организационный этап.

Приветствие.

Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, поэтому, ребята, вы и я должны показать себя только с лучшей стороны.



Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

-В первом разделе учебника мы познакомились со строением организмов, а с этого урока переходим ко второму разделу, и будем изучать процессы жизнедеятельности организмов. Тему урока вы сегодня узнаете чуть позже, и определим её мы с вами вместе.


Слушают учителя.


- Есть замечательные строки Самуила Маршака, которые имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением?

- Потому что человек может думать, а растение – нет.

- Потому что и человек, и растения – живые существа




-А какие вы ещё знаете свойства живых организмов?



- А биологи считают, что одним из важных свойств организма является питание.



-Таким образом, сегодня изучаем процесс - питание, точнее как происходит он у растений.

-Обмен веществ, выделение, движение…

- Посмотрите, на фото и рисунки растений, скажите, а откуда растения могут получать питательные вещества?


Смотрят на фото и рисунки с растениями.

-Из почвы.

- Вот мы и определились с темой урока:

«Почвенное питание растений».

- Запишите тему в тетрадь.

Слайд 1 (Тема урока)

Записывают тему урока в тетрадь

Учитель проговаривает цель урока:

- Изучить сущность процесса «почвенное питание», определить какие особенности строения корня обеспечивают этот процесс.

Слайд 2 (Цель урока)


Первичное усвоение новых знаний.

-Подумайте и скажите, а что такое питание?


Пытаются сформулировать определение

- Питание – это поглощение веществ из окружающей среды

- А для чего организмам питательные вещества?

- А что вы понимаете под словом жить?

- Чтобы жить…

- Есть, спать, ходить в школу, играть и т.п.

- Значит жизнь - это движение. А для движения нужна энергия. Так вот питание это не просто процесс поглощения веществ, а с целью получения энергии.





-А, теперь давайте обратимся к учебнику, и посмотрим, как даётся определение этого термина в нём. Найдите в учебнике на стр.62 определение понятия «питание».

Находят определение термина в учебнике.

I.Питание - это процесс получения органических веществ и энергии.

Записывают определение в тетради.

-Мы с вами справились с поставленной задачей.


Для растений характерны два способа питания.



Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.

Слайд 3 (Способы питания растений)

II. Знакомятся со схемой и перечерчивают в тетрадь, записывают определение термина почвенное питание- поглощение корнем воды и минеральных веществ.


- Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии, а также пройти стажировку.

Слайд 4 (Агрохимия – наука, изучающая почвенное питание растений)

III. Записывают в тетради определение термина агрохимия.

- Давайте вспомним зоны корня.

Слайд 5 (Зоны корня)

Называют зоны корня, используя слайд.

- Вы сказали, что у корня есть зона всасывания.

-Какие клетки здесь находятся?



- Корневые волоски, которые проникают между частицами почвы, всасывают воду с растворёнными в ней веществами




Обратите внимание на рисунки, представленные на слайде, которые являются результатом следующего опыта.

Учитель рассказывает об опыте:

- У растения срезали стебель, оставив только его небольшую часть, на которую надели резиновую трубку, а затем изогнутую стеклянную.

Слайд 6 (Корневое давление)


-И что же происходит?


-Вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

- Какой можно сделать вывод?

-Это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

-Вся всасывающая сила корневых волосков создаёт особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по стеблю.


Корневое давление - это сила, с которой корень всасывает воду с минеральными солями.

IV.Записывают в тетради определение термина корневое давление.

-Ответьте на вопросы:

1) По какой зоне корня и куда дальше из корня поступают вода и минеральные соли?

Слайд 7 (Проводящая зона корня)

- По проводящей зоне корня (по сосудам древесины) к другим органам растения.


По слайду проверяются ответы

Если ребята затрудняются ответить, то отвечает учитель.


2) Зачем нужны вода и минеральные соли?

- Вода нужна для образования органических веществ (об этом процессе поговорим на следующем уроке), а минеральные соли для нормальной жизнедеятельности растения.

Пытаются ответить на вопросы.


-А сейчас давайте вспомним и повторим то, что вам уже известно стало на уроке:

Слайд 8.

V. Отвечают на вопросы и записывают ответы в схему.


1) какой тип питания растений мы изучаем,


Тип питания -----Почвенное (минеральное)

2)какой орган участвует в этом процессе,

Орган ----------Корень

3)как называется ткань,

Ткань ------------Всасывающая

4)Какие клетки участвуют в почвенном питании,

Клетки -----------Корневые волоски

5) какие вещества всасывает корень?


Вещества --------Вода и минеральные вещества

-В состав растения входит большое разнообразие химических элементов.

- Какие вы знаете химические элементы?


Называют химические элементы (кислород, водород, азот и др.)


-Каждый из них находится в определённом количестве и оказывает воздействие на жизнедеятельность растительного организма.

- Послушайте сказку, которая поможет определить основные химические элементы, необходимые для почвенного питания, их выпишите в тетрадь, работайте в парах, можете посовещаться.


Сказка

« Жило - было маленькое Растение. У него была подруга Вода. Приходит однажды Вода в гости к Растению и видит, что оно заболело от недостатка питательных веществ в почве.

-Не отчаивайся,- сказала Вода, - Я найду для тебя лекарство.

И отправилась Вода в дорогу – в почву. Шла она, шла и встретилась с Азотом.

- Здравствуй, Азот. Мой друг Растение голодает.

Не сможешь ли ты ему помочь?

- Конечно, могу. Я способствую росту надземных побегов у растений. Но одного меня мало, нужно позвать моих друзей.

И Вода с Азотом отправились к Калию.

- Здравствуй, Калий. Мы с Азотом идём к заболевшему Растению. Ты можешь чем -нибудь помочь?

- Конечно! Я необходим для поглощения и транспорта воды по растению, а также я способствую росту корней.

- Пойдём скорее к моему другу.

По дороге Вода, Азот и Калий встретили Фосфор, который тоже согласился помочь больному растению. Когда Вода, Азот, Калий и Фосфор пришли к больному Растению, оно очень обрадовалось.

Вода сказала:

- Ты должно нас выпить, и тогда станешь сытым и здоровым».


Слушают сказку.



VI. После знакомства со сказкой формулируют вывод :

- Основными химическими элементами, необходимыми для почвенного питания растений являются:

1) азот

2) калий

1) фосфор

Слайд 9 (Основные химические элементы)

Делают записи, используя текст слайда.


- Растение с помощью корневой системы поглощает растворимые вещества из почвы.



- А что представляет почва? Из чего она состоит?


Вспоминают, что такое почва.


- Составить схему на интерактивной доске.






VII. Один ученик составляет схему у интерактивной доски, а все остальные в тетрадях.


По слайду ещё раз проверяют правильность заполнения схемы.

Слайд 10 (Почва – это верхний плодородный слой земли. Состав почвы)


- Всегда ли в почве есть достаточное количестве необходимых для нормальной жизнедеятельности растения веществ?


- Нет, не всегда.


- Что предпринимает человек для того, чтобы сделать почвы, где выращивают растения, более плодородными и получить более высокий урожай?

- Вносит удобрения.


- Да, вы совершенно правы, в почву вносят минеральные удобрения, т. е. растения подкармливают.





- Какие бывают удобрения?

- Удобрения бывают органические и минеральные.


Слайд 11 (Виды удобрений)

XIII. Составляют схему в тетради.


Демонстрация коллекции минеральных удобрений.



- Вносить удобрения необходимо строго по правилам: 1) в определённый период года, 2) в определённый период развития растения, 3) в определённых дозах. Переизбыток удобрения вреден.


Первичное закрепление.

- Итак, мы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания?


- А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение для подкормки?






-Чтобы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании растения?


Демонстрируются комнатные растения, которые требуют подкормки.



1 растение с пожелтевшими листьями.

2 растение с тоненьким стеблем.




Обращаются к записям в тетради.





- Не хватает азота. Аргументируют.

( азотные удобрения)


3 растение с мелкими плодами.




- Не хватает фосфора.

(фосфорные удобрения)


-Решите биологические задачи. Для решения задач используйте записи в тетради.


















Решают биологические задачи.

Слайд 12

На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?


- А теперь выполните небольшое тестовое задание

- Решите правильно или неправильно то или иное суждение.



Проверяются ответы на каждый вопрос теста, учитель просит учеников, поднять карточку, если они согласны с утверждением.






Слайд 13

  1. Стебель - главный орган, отвечающий за почвенное питание.

  2. Корневые волоски находятся на всём протяжении корня

  3. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.

  4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

  5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.

  6. Корневое давление – это сила, с которой корень всасывает воду.






Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Составить кроссворд, используя термины,

сегодняшнего урока.

Записывают домашнее задание.




Рефлексия.

- Наш урок подходит к завершению.

Давайте подведём итог урока.

Учитель обобщает.

-Сегодня мы познакомились с почвенным питанием и с различными видами удобрений, узнали, что такое корневое давление, о науке агрохимии и все немного стали агрохимиками.

- На отлично прошли стажировку…

(Учитель называет имена отличившихся учеников, приглашает их после урока подойти с дневниками для выставления оценок).





























-А, теперь посмотрите на слайд.

- У вас, ребята, на столах есть цветы. Оцените урок, закрасив серединку цветка.

Слайд 14 (Красный – на уроке узнал много интересного. Жёлтый - узнал много, но хотел бы узнать больше. Белый – ничего интересного для себя не узнал)


Закрасили, поднимите цветки.

Учитель спрашивает несколько учеников:

- почему они выбрали красный цвет?

-Что нового они узнали на уроке?

- Жёлтый цвет, о чём ещё хотели бы узнать по теме почвенное питание?

Ученики обосновывают свой выбор цвета.



Таким образом, учитель подвёл итог рефлексии.



На этом наш урок закончен.

Слайд 15 (Спасибо за внимание!)








prezentatsiya_pochvennoe_pitanie_rasteniy.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос