Рабочая программа по "Танцу" для детей старшего и подготовительного к школе возраста
В данной программе предоставляются упражнения по укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию координации и ориентировки в пространстве.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей д/с «Золотая рыбка»
Рабочая программа по «Танцу»
(для детей старшего и подготовительного к школе возраста)
Составила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Т.И.Трубач
Лянтор 2014 г.
Пояснительная записка.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что отражая окружающую жизнь в художественных образах, танец воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми. Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
Образность и сюжетность танца придают ему черты драматизации и сближают с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.
Так же на развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер.
Таким образом, танец – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.
Программа по предмету «Танец» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе парциальных программ по танцевальной пластике для детей дошкольного возраста.
Срок освоения программы для детей дошкольного образовательного учреждения составляет 2 года в возрасте пяти лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом дошкольного образовательного учреждения на реализацию предмета «Танец» составляет 66 часов в год. Аудиторные занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 мин.). Таким образом, общее количество недельной нагрузки составляет 2 часа (60 мин.). Форма аудиторных занятий – групповая.
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца.
Задачи программы:
-
Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода;
-
развивать воображение и фантазию детей в танце;
-
познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки;
-
воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.
По окончанию курса учащийся должен
знать:
-
элементы музыкальной ритмической грамоты;
-
названия и методику исполнения танцевальных движений;
-
порядок исполнения движений;
уметь:
-
грамотно и легко исполнять танцевальные движения;
-
воспринимать и чувствовать музыку, исполнять движения под музыку;
-
ориентироваться в пространстве;
-
анализировать и оценивать музыкальные и хореографические произведения;
-
импровизировать, и воспроизводить танцевальные образы в соответствии с характером музыки.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Название темы |
Общее |
В том числе |
|
теории |
практики |
|||
|
1 год обучения |
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Азбука музыкального движения |
10 |
|
10 |
3. |
Танцевально-образные движения |
16 |
|
16 |
4. |
Основные рисунки танца |
12 |
|
12 |
5. |
Элементы танца |
20 |
|
20 |
6. |
Музыкально - подвижные игры |
6 |
|
6 |
|
Итого: |
66 |
1 |
65 |
|
2 год обучения |
|||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
Азбука музыкального движения |
12 |
|
12 |
4. |
Пространственные перестроения. Рисунки танца |
14 |
|
14 |
5. |
Танцевально-образная импровизация |
10 |
|
10 |
6. |
Элементы танца |
20 |
|
20 |
7. |
Музыкально - подвижные игры |
8 |
|
8 |
|
Итого: |
66 |
1 |
65 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1.Вводное занятие.
Знакомство детей с преподавателем и учебным предметом. Знакомство с правилами поведения в школе и в классе.
2.Азбука музыкального движения.
Подготовительная часть урока, направленная на организацию и подготовку детей к освоению материала.
-
Поклон-приветствие;
-
постановка корпуса, рук, ног, головы;
-
танцевальная разминка (различные упражнения на разогрев опорно-двигательного аппарата):
- повороты и наклоны головы;
- упражнения для плеч (поднимание и опускание, вместе и поочередно);
- упражнения для рук и кистей (сжатие и разжатие пальцев, вращательные движения кистей)
- наклоны корпуса вперед и в сторону;
- положение ног «Птичка» - натянутый носок, «Утюжок» - сокращенная стопа, «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой;
- «Пружинка» - небольшие приседания на двух ногах.
-
понятие направления движения: вправо – влево, по линии танца – против линии танца;
3.Танцевально-образные движения.
«Звероритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.
Кошка села на окошко,
Стала кошка лапки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Мы все движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).
Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Змея ползет тропой лесной,
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое,
Рукою сможем все изобразить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).
Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Стоит цапля на болоте,
Ловит клювом лягушат,
И так стоять совсем не трудно
Для нас, для тренированных ребят.
Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).
Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)
Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Ветер деревце качает,
Хочет ветку наклонить,
Понаблюдав за ним немножко
Мы все движенья сможем повторить.
Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны наши предки,
А предкам детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка повтори.
Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).
Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).
Этюд, имитирующий действия человека.
-
Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок)
-
у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).
-
Захотелось бабке («бабка» надевает косынку)
-
искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание).
-
Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями).
-
Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию)
-
начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).
4.Рисунки танца.
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.
-
Круг. Отработка навыков двигаться по кругу:
-
по линии танца, против линии танца;
-
лицом и спиной;
-
по одному и в парах;
-
сужать и расширять круг.
-
Линия. Движения в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.
-
Колонна. Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте.
5.Элементы танца.
Изучение танцевальных движений и комбинаций на основе проученных движений.
Танцевальные движения:
-
Основные шаги:
-
бытовой;
-
с носка (танцевальный шаг);
-
с каблука;
-
на полупальцах.
-
Шаг польки;
-
Подскоки на месте и с продвижением по кругу;
-
Боковой галоп;
-
Марш на месте и в продвижении;
-
Боковой приставной шаг;
-
Боковой приставной шаг с пружинкой
-
Притопы на месте;
-
Прыжки на месте.
Танцевальные комбинации составляются в сочетании различных движений с хлопками, притопами и т.д.
6.Музыкально-подвижные игры.
-
«У оленя дом большой»
-
«Тихо – громко»
-
«Ручки, ножки потанцуйте»
-
«Мыши и мышеловка»
2 год обучения.
1.Вводное занятие.
Повторение и обобщение материала прошлого года. Подготовка детей к занятиям по предмету на новый учебный год.
2.Азбука музыкального движения.
Подготовительная часть урока, направленная на организацию и подготовку детей к освоению материала.
-
Поклон-приветствие;
-
основные позиции рук и ног: I, II, III;
-
port de bras для рук;
-
танцевальная разминка (различные упражнения на разогрев опорно-двигательного аппарата): повторение пройденного материала с усложнением ритмического рисунка упражнений, координации, пространственного построения;
3. Пространственные перестроения. Рисунки танца.
Совершенствование навыков пространственных перестроений: линия, колонна, круг. Понятия «Расческа», «Звездочка», «Ручеек»
-
Круг. Совершенствование навыков движения по кругу:
-
перестроения из одного круга в два;
-
движение по кругу в парах лицом и спиной;
-
движение по кругу в «Звездочке»
-
Линия. Движения в линиях вправо и влево, вперед и назад в парах. «Расческа» - смена линий поочередно, одновременно.
-
Колонна. Перестраивания из одной «Колонны», в две, четыре. Понятие «Ручеек».
-
Элементы танца.
Изучение танцевальных движений и комбинаций на основе классического, народного, бального танцев.
Танцевальные движения:
-
Основные шаги:
-
переменный;
-
с каблука;
-
с высоким подниманием колена;
-
с отбрасыванием голени назад.
-
Шаг польки в сочетании с подскоками, бегом с захлестом;
-
Шаг вальса (вальсовая дорожка);
-
Хороводный шаг;
-
Боковой галоп в сочетании с подскоками;
-
«Ковырялочка» с притопом;
-
«Моталочка»;
-
Вынос ноги на каблук вперед и в сторону;
-
Перескоки с ноги на ногу;
-
Притопы на месте в сочетании с хлопками;
-
Повороты на полупальцах вправо, влево.
-
Танцевальный бег на полупальцах.
Танцевальные комбинации могут исполняться в паре в сочетании с различными перестроениями.
-
Танцевально-образная импровизация.
-
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.
-
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.
-
Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.
-
Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).
-
Музыкально-подвижные игры.
-
«Дирижер - оркестр»
-
«Цапля и лягушата»
-
«Плетень»
-
«Мыши и мышеловка»
Контроль и учет результатов учебной деятельности учащихся.
На занятиях по учебному предмету «Танец» педагог направляет, анализирует и координирует работу учащихся, осуществляет систематический поурочный контроль их учебной деятельности, который определяет уровень музыкального, ритмического, физического развития ребенка.
Текущий контроль результатов творческой деятельности ведется педагогом на рядовых уроках и концертных выступлениях. Итоговая аттестация проводится в конце года в форме контрольного открытого урока для родителей.
Оценка уровня физической подготовки и степени усвоения учащимися учебного материала выставляется по III уровням успеваемости - высокий, средний, низкий.
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
Высокий |
Учащийся хорошо развит физически, систематически посещает занятия, знает и грамотно исполняет учебный материал, внимателен и активен на уроке, реагирует и выполняет требования преподавателя. Эмоционален, проявляет творческую активность. |
Средний |
Учащийся физически развит, систематически посещает занятия, знает учебный материал, может самостоятельно его исполнить с незначительными ошибками. Внимателен на уроке, реагирует и выполняет требования преподавателя в силу своей физической подготовки, к концу урока может присутствовать небольшая усталость. |
Низкий |
Учащийся слабо развит физически, быстро устает на уроке, не активен, не внимателен, не эмоционален, не может самостоятельно исполнить учебный материал. |
Методическое обеспечение
Танец способствует развитию координации, моторной памяти, выработке здоровой осанки. Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, могут помочь в устранении некоторых физических недостатков.
Занятия по предмету «Танец» должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание повторение танцев) и по методам работы. Эффективны такие методы, как беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки, показ педагогом движений, постоянное повторение пройденного материала, музыкальные игры и импровизации.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям. Поэтому урок следует выстроить таким образом, что бы ребенок быстро не уставал и смог сконцентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности. Так как дети дошкольного возраста еще не обладают достаточно развитой волей, упорством и самоорганизацией, то для них будут привлекательными занятия, построенные на простом материале с элементами игры и соревнования. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, это так же быстро утомляет детей и снижению уровня усвоения материала.
Так как опорно-двигательный аппарат ребенка еще не до конца укреплен, он не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии, поэтому педагог должен учитывать особенности развития ребенка и увеличивать физическую нагрузку постепенно.
На уроке следует закреплять все навыки, выработанные раньше, повторять пройденные движения и фигуры, объединяя их в небольшие танцевальные композиции. Разучивание танцев проводится в такой последовательности:
- вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог сообщает сведения об истории его возникновения), знакомит с темпом, характером, ритмическим рисунком танца.
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем ученики повторяют).
Движения разучиваются сначала под счет, затем под музыку. Дети повторяют движения вместе с педагогом, а затем самостоятельно; при этом педагог обращает внимание детей на ошибки и поправляет их.
Важно сформировать у детей представление о танцевальном образе. Первое представление о танцевальном образе и, соответственно, о стиле исполнения мы получаем, прослушивая музыку.
Основная работа над танцевальным образом начинается с разучивания движений танца, отработки поз и положений рук. Показ педагога поможет ученикам увидеть типичные черты образа.
Список рекомендуемой методической литературы.
-
Амонашвили Ш. А.: Школа жизни. //М. Изд. дом Ш. А.Амонашвили, 2000.
-
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
-
Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
-
Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
-
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
-
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
-
Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
-
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
-
Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
-
Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
-
Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС