Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ШКОЛА ИСКУССТВ»
Конспект урока по фортепиано
1 класс
Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.
(Авторская разработка)
подготовила
преподаватель фортепиано
Абаева Наталья Эггертовна
п.Дорохово 2014г
Цель урока:
Знакомство с понятиями образность и характер музыкальных произведений на начальном периоде обучения. Приобретение навыков выразительной игры.
Задачи урока:
Образовательные: знакомство ученика с разными приемами звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры, чтение нот с листа. Формирование компонентов музыкальной компетентности.
Воспитательные: пробуждать интерес к различным музыкальным произведениям; умение слушать произведения, самостоятельно использовать компьютерные технологии для прослушивания нужного музыкального материала, воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе дома; дисциплинированность, собранность.
Развивающие: развивать музыкальную память, ритм, слух; ассоциативное и образное мышление.
Методы: беседа, повторение, работа с нотным материалом, работа с компьютером, создание творческого поиска, метод эмоционального стимулирования, поощрение, контроль.
Оборудование: инструмент, нотная литература, иллюстрации, ИКТ.
Ход урока
1. Организационный этап:
Учитель: - Здравствуй Даня.
Даня: - Здравствуйте.
Учитель: - Какое у тебя сегодня настроение, ты не устал после школы, успел отдохнуть?
Даня: - Да. Я отдохнул и даже успел повторить задание.
Учитель: - Ну, молодец. Давай настроимся сегодня на веселый и интересный урок.
Но, сначала надо прийти в хорошую физическую форму. Ты не против?
Даня: - Давайте, а что мы будем делать.
Учитель:- Несколько простых упражнений. И вот вопрос – зачем нам это надо – мы же не на физкультуре?
Даня: - Я не знаю?
Учитель: - Урок наш продолжается 45 минут, и все это время мы сидим и работаем за фортепиано. У тебя может устать спина, руки, плечи, шея. И тогда ты начнешь напрягаться, зажиматься. А это совершенно противопоказано.
Чтоб начать занятие в хорошей форме мы сделаем под музыку несколько упражнений для рук, плечевого пояса, спины. Поможет нам в этом Веселый Панда.
Включается ролик с мультипликационными упражнениями. (запись, фрагмент)
http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
2. Этап всесторонней проверки знаний и усвоения новых знаний и навыков:
Учитель: - Ну, вот, думаю, ты теперь в энергичной рабочей форме. А теперь давай и для пальцев сделаем разминку. Сыграем наше упражнение №1 Ш. Ганона
Даня играет в медленном темпе, активными пальцами .
Учитель:- А можешь сыграть это упражнение быстрее, но с хорошим качеством.
Даня играет и у него не очень хорошо получается.
Учитель: - Что же может нам помочь, сделать наши пальцы активнее и цепче? Давай поиграем наше упражнение разными способами.
Дальше ученик играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, не теряя интереса, пробуя играть кусочками, с разной интонацией ученик играет упражнение в быстром темпе .
Учитель: Ну, Даня, по-моему, получается уже лучше. Скажи, как же тебе это упражнение надо играть дома, чтобы к следующему уроку все получилось в подвижном темпе?
Даня : - Я попробую играть, так как мы играли в классе.
Учитель: - Да Даня, а для того, чтоб я была уверена, что ты все правильно запомнил, давай представим, что меня здесь нет – ты дома занимаешься один – как ты будешь учить это упражнение?
Даня играет разными способами. Учитель после 2-3 минут прослушивания делает уточняющие замечания.
Учитель: - Ну вот, теперь ты запомнил, как надо, и вот твое первое задание на дом.
Теперь давай перейдем к этюдам.
Даня играет этюд К.Черни на длинное арпеджио с использованием педали.
Учитель: - Хорошо, Ты правильно сыграл все нотки. Но скажи, а какой характер у этого этюда.
Даня: - А у этюда может быть характер?
Учитель:- Конечно! Просто пока ты в первом классе и играешь этюды, которые называются инструктивными. Они полезные для развития техники. Этот твой этюд на длинные арпеджио и музыка похожа на игру на каком – то инструменте. Послушай и посмотри:
Видеоролик – игра арфистки.
http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g
Даня: - Да я знаю – это арфа.
Учитель: - Ну вот, видишь – ты должен играть как на арфе. Сейчас мы сыграем с педалью, очень плавно и передавая арпеджио из одной руки в другую. Вот так.
Учитель показывает, как играется этот этюд.
Ученик повторяет, учитель корректирует игру.
Учитель:- Уже лучше. А теперь сыграй мне этот этюд на стаккато.
А теперь собери наши арпеджио в аккорды. Учитель показывает . Ученик повторяет.
Учитель: - Вот тебе задание по этому этюду. Послушай дома, как звучит арфа (папа поможет тебе найти ролик в Интернете). Сыграй этюд связно, легато без педали, потом с педалью. Чтоб не стало скучно возьми и сыграй этюд на стаккато – чтоб твои пальцы не теряли активность и цепкость. А потом сыграй этюд аккордами, так ты лучше сможешь его запомнить наизусть.
Помнишь, я сказала, что пока ты играешь инструктивные этюды, но ведь многие из великих композиторов писали и пишут этюды, и такие этюды называются «художественными». Посмотри – вот этюды Фредерика Шопена – послушай, какие они.
Преподаватель показывает ученику ноты этюдов Ф.Шопена, С.Рахманинова, Ф. Листа, играет отрывки из Этюдов Ф. Шопена ор.10№4,8,12 . Показывает ролики из Интернета с исполнением этюдов этих композиторов (отрывки).
http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY
Даня: - Нууу, они очень трудные…
Учитель: - Но ведь какие они красивые, ты бы хотел их сыграть, когда вырастешь?
Даня:- Да.
Учитель: Даня, вот еще тебе задание – пусть папа тебе поможет и найдет Этюды, например, Шопена в Интернете, послушай их и расскажи мне, каковы твои впечатления.
3. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний на примере разнохарактерных пьес:
Учитель: - Ну, вот, Даня, упражнение и Этюд мы сыграли – остались пьесы. Какие пьесы ты сегодня хочешь сыграть?
Даня: - «Ёжика» и «Сурка»
Учитель: - Хорошо, только давай вспомним, кто написал эти пьесы.
Даня: «Ёжика» написал Д. Кабалевский, а «Сурка» Л. Бетховен.
Учитель : - Молодец! А теперь я хочу, чтобы ты сыграл эти пьесы подряд. И подумал, и представил сначала «про себя», как должна прозвучать каждая пьеса.
Мне ничего не говори, я все услышу в твоей игре. Представил?
Даня: - Да.
Учитель:- Тогда я тебя слушаю и не прерываю. А после мы обсудим твою игру.
Даня играет сначала «Ёжика», а потом «Сурка» (с преподавателем).
Учитель:- Спасибо, Даня, ты сыграл неплохо. Все нотки на месте, ошибок нет, но как ты думаешь, мне интересно было слушать твою игру?
Даня: - Ну, я не знаю…, наверное - да?
Учитель: - А тебе самому интересно было играть?
Даня пожимает плечами.
Учитель: - Даня давай сначала представим – вот пьеса «Ёжик». Ты играешь её каким штрихом?
Даня: - Стаккато.
Учитель: - А почему не легато или нон легато.
Даня: - Но ведь Ёжик колючий и стаккато колючее.
Учитель:- Ты совершенно прав! И ведь у ежика все-все колючки острые, и все наши нотки тоже должны быть остренькие. А у тебя они не все такие, есть вдруг и «тупые» колючки, как будто твой ежик такой старенький и ходит медленно и колючки свои теряет. Давай сыграем еще раз «Ёжика» только веселого с острыми колючками, и бежит он по лесу живенько, носиком сопит, бежит, наверное, в свою норку к ежатам.
Даня играет еще раз, старается, и у него получается лучше, в характере.
Учитель:- Вот теперь молодец! Мне намного интереснее слушать твой рассказ о Ёжике.
Даня:- А разве я рассказывал? Я ведь играл.
Учитель: - Да, Даня, мы языком музыки тоже можем о многом рассказать. И рассказ о ёжике, и много других историй. А какой еще рассказ у нас остался, про кого?
Даня: - Я еще «Сурка» играл с вами.
Учитель: - Ну, здесь у нас совсем другая история, правда. Тем более что это песня и нам помогают слова понять её характер.
Даня: - Она какая-то не веселая.
Учитель:- Я нашла эту песню, и мы можем её послушать.
Звучит ролик с песней и видеорядом.
http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU
Учитель: - Да, видишь, это история о бродячем музыканте, он беден, много ему пришлось испытать, но всегда рядом с ним был верный друг, сурок, с которым он делился последним куском хлеба. И, наверное, этот человек был одиноким, поэтому песня такая грустная.
Давай её сыграем, и будем слушать каждую нотку, играть надо легато плотно в инструмент.
Даня и учитель играют пьесу.
Учитель: - Да, ты сейчас понял, какой разный характер у этих двух пьес. И ты должен, как настоящий артист, уметь рассказать своим слушателям эти две разные истории. И конечно, ты должен хорошо выучить наизусть нотный текст, чтоб эти пьесы стали твоими. Как будто ты сам их придумал и теперь рассказываешь нам.
Задание тебе на дом – играть свою партию и петь. Надо выучить слова. На следующем уроке мы с тобой сыграем и споем эту пьесу.
4. Этап закрепления новых знаний:
Перед следующим этапом урока проводим физкульт – минутку. Опять под ролик с Веселым Пандой.
Учитель: Даня, мы с тобой проучили три произведения. Этюд и две пьесы. Я надеюсь, что ты запомнил, о чем мы говорили и как мы работали на уроке. Сыграй мне, пожалуйста, эти три произведения, и, постарайся выполнить все мои замечания. Но, главное – сыграй их интересно, в характере и с настроением.
Скажи: какие штрихи и приемы мы используем в каждом произведении?
Даня: - В этюде легато и педаль, а еще надо играть как на арфе.
«Ёжик» острый и колючий – везде стаккато, а «Сурок» печальный и певучий, это песня.
Даня играет, учитель его не прерывает.
Учитель:- Как твое впечатление. Все получилось?
Даня:- Ну, не совсем.
Учитель: - Даня, конечно, сразу ничего не получается, но все произведения звучат уже лучше. Ты еще поработаешь над ними дома, а потом мы на уроке поищем еще разные методы, которые нам помогут выучить эти произведения как следует и хорошо выступить на академическом концерте.
Итог урока:
Задание записывается в дневник, выставляются оценки по результатам работы над каждым произведением, отмечаются все положительные результаты и то, над чем надо усиленно поработать. За работу на уроке ставится «пятерка». В беседе с родителями преподаватель дает рекомендации по режиму домашних занятий, учитывая психолого - физические особенности ученика. Рекомендуется заниматься короткими эпизодами по 20 минут, чтобы достигать лучшей концентрации. Прорабатывать одно-два произведения, стараться не играть впустую и небрежно. Делать по два – три подхода к инструменту.
На уроке использовались следующие методики:
-Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина
-Информационно-коммуникативные технологии
(Д.Селф)
-Игровые технологии
(Б.П.Никитин)
-Технология дифференцированного обучения
(В.В.Фирсов)
Список
использованной литературы.
-
Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. – М.: 1986-1997.
-
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
-
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.
-
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989.
-
Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.
-
Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.
-
Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.
-
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
-
Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g
http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY
http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»