В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

Наталья Абаева
Тип материала: Урок
просмотров: 8537
Краткое описание
Данная работа представляет собой урок с учеником 1 класса. На примере детских пьес проводится работа над характером и образом произведений. В процессе урока применяются здоровьесберегающие методики, компьютерные технологии. Урок построен на основе педагогики сотрудничества.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ»





Конспект урока по фортепиано

1 класс



Применение инновационных технологий на начальном периоде обучения игре на фортепиано.

(Авторская разработка)







подготовила

преподаватель фортепиано

Абаева Наталья Эггертовна













п.Дорохово 2014г





Цель урока:

Знакомство с понятиями образность и характер музыкальных произведений на начальном периоде обучения. Приобретение навыков выразительной игры.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство ученика с разными приемами звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры, чтение нот с листа. Формирование компонентов музыкальной компетентности.

Воспитательные: пробуждать интерес к различным музыкальным произведениям; умение слушать произведения, самостоятельно использовать компьютерные технологии для прослушивания нужного музыкального материала, воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе дома; дисциплинированность, собранность.

Развивающие: развивать музыкальную память, ритм, слух; ассоциативное и образное мышление.

Методы: беседа, повторение, работа с нотным материалом, работа с компьютером, создание творческого поиска, метод эмоционального стимулирования, поощрение, контроль.



Оборудование: инструмент, нотная литература, иллюстрации, ИКТ.



Ход урока



1. Организационный этап:

Учитель: - Здравствуй Даня.

Даня: - Здравствуйте.

Учитель: - Какое у тебя сегодня настроение, ты не устал после школы, успел отдохнуть?

Даня: - Да. Я отдохнул и даже успел повторить задание.

Учитель: - Ну, молодец. Давай настроимся сегодня на веселый и интересный урок.

Но, сначала надо прийти в хорошую физическую форму. Ты не против?

Даня: - Давайте, а что мы будем делать.

Учитель:- Несколько простых упражнений. И вот вопрос – зачем нам это надо – мы же не на физкультуре?

Даня: - Я не знаю?

Учитель: - Урок наш продолжается 45 минут, и все это время мы сидим и работаем за фортепиано. У тебя может устать спина, руки, плечи, шея. И тогда ты начнешь напрягаться, зажиматься. А это совершенно противопоказано.

Чтоб начать занятие в хорошей форме мы сделаем под музыку несколько упражнений для рук, плечевого пояса, спины. Поможет нам в этом Веселый Панда.

Включается ролик с мультипликационными упражнениями. (запись, фрагмент)

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

2. Этап всесторонней проверки знаний и усвоения новых знаний и навыков:

Учитель: - Ну, вот, думаю, ты теперь в энергичной рабочей форме. А теперь давай и для пальцев сделаем разминку. Сыграем наше упражнение №1 Ш. Ганона

Даня играет в медленном темпе, активными пальцами .

Учитель:- А можешь сыграть это упражнение быстрее, но с хорошим качеством.

Даня играет и у него не очень хорошо получается.

Учитель: - Что же может нам помочь, сделать наши пальцы активнее и цепче? Давай поиграем наше упражнение разными способами.

Дальше ученик играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, не теряя интереса, пробуя играть кусочками, с разной интонацией ученик играет упражнение в быстром темпе .

Учитель: Ну, Даня, по-моему, получается уже лучше. Скажи, как же тебе это упражнение надо играть дома, чтобы к следующему уроку все получилось в подвижном темпе?

Даня : - Я попробую играть, так как мы играли в классе.

Учитель: - Да Даня, а для того, чтоб я была уверена, что ты все правильно запомнил, давай представим, что меня здесь нет – ты дома занимаешься один – как ты будешь учить это упражнение?

Даня играет разными способами. Учитель после 2-3 минут прослушивания делает уточняющие замечания.

Учитель: - Ну вот, теперь ты запомнил, как надо, и вот твое первое задание на дом.

Теперь давай перейдем к этюдам.

Даня играет этюд К.Черни на длинное арпеджио с использованием педали.

Учитель: - Хорошо, Ты правильно сыграл все нотки. Но скажи, а какой характер у этого этюда.

Даня: - А у этюда может быть характер?

Учитель:- Конечно! Просто пока ты в первом классе и играешь этюды, которые называются инструктивными. Они полезные для развития техники. Этот твой этюд на длинные арпеджио и музыка похожа на игру на каком – то инструменте. Послушай и посмотри:

Видеоролик – игра арфистки.

http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g

Даня: - Да я знаю – это арфа.

Учитель: - Ну вот, видишь – ты должен играть как на арфе. Сейчас мы сыграем с педалью, очень плавно и передавая арпеджио из одной руки в другую. Вот так.

Учитель показывает, как играется этот этюд.

Ученик повторяет, учитель корректирует игру.

Учитель:- Уже лучше. А теперь сыграй мне этот этюд на стаккато.

А теперь собери наши арпеджио в аккорды. Учитель показывает . Ученик повторяет.

Учитель: - Вот тебе задание по этому этюду. Послушай дома, как звучит арфа (папа поможет тебе найти ролик в Интернете). Сыграй этюд связно, легато без педали, потом с педалью. Чтоб не стало скучно возьми и сыграй этюд на стаккато – чтоб твои пальцы не теряли активность и цепкость. А потом сыграй этюд аккордами, так ты лучше сможешь его запомнить наизусть.

Помнишь, я сказала, что пока ты играешь инструктивные этюды, но ведь многие из великих композиторов писали и пишут этюды, и такие этюды называются «художественными». Посмотри – вот этюды Фредерика Шопена – послушай, какие они.

Преподаватель показывает ученику ноты этюдов Ф.Шопена, С.Рахманинова, Ф. Листа, играет отрывки из Этюдов Ф. Шопена ор.10№4,8,12 . Показывает ролики из Интернета с исполнением этюдов этих композиторов (отрывки).

http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY

Даня: - Нууу, они очень трудные…

Учитель: - Но ведь какие они красивые, ты бы хотел их сыграть, когда вырастешь?

Даня:- Да.

Учитель: Даня, вот еще тебе задание – пусть папа тебе поможет и найдет Этюды, например, Шопена в Интернете, послушай их и расскажи мне, каковы твои впечатления.

3. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний на примере разнохарактерных пьес:

Учитель: - Ну, вот, Даня, упражнение и Этюд мы сыграли – остались пьесы. Какие пьесы ты сегодня хочешь сыграть?

Даня: - «Ёжика» и «Сурка»

Учитель: - Хорошо, только давай вспомним, кто написал эти пьесы.

Даня: «Ёжика» написал Д. Кабалевский, а «Сурка» Л. Бетховен.

Учитель : - Молодец! А теперь я хочу, чтобы ты сыграл эти пьесы подряд. И подумал, и представил сначала «про себя», как должна прозвучать каждая пьеса.

Мне ничего не говори, я все услышу в твоей игре. Представил?

Даня: - Да.

Учитель:- Тогда я тебя слушаю и не прерываю. А после мы обсудим твою игру.

Даня играет сначала «Ёжика», а потом «Сурка» (с преподавателем).

Учитель:- Спасибо, Даня, ты сыграл неплохо. Все нотки на месте, ошибок нет, но как ты думаешь, мне интересно было слушать твою игру?

Даня: - Ну, я не знаю…, наверное - да?

Учитель: - А тебе самому интересно было играть?

Даня пожимает плечами.

Учитель: - Даня давай сначала представим – вот пьеса «Ёжик». Ты играешь её каким штрихом?

Даня: - Стаккато.

Учитель: - А почему не легато или нон легато.

Даня: - Но ведь Ёжик колючий и стаккато колючее.

Учитель:- Ты совершенно прав! И ведь у ежика все-все колючки острые, и все наши нотки тоже должны быть остренькие. А у тебя они не все такие, есть вдруг и «тупые» колючки, как будто твой ежик такой старенький и ходит медленно и колючки свои теряет. Давай сыграем еще раз «Ёжика» только веселого с острыми колючками, и бежит он по лесу живенько, носиком сопит, бежит, наверное, в свою норку к ежатам.

Даня играет еще раз, старается, и у него получается лучше, в характере.

Учитель:- Вот теперь молодец! Мне намного интереснее слушать твой рассказ о Ёжике.

Даня:- А разве я рассказывал? Я ведь играл.

Учитель: - Да, Даня, мы языком музыки тоже можем о многом рассказать. И рассказ о ёжике, и много других историй. А какой еще рассказ у нас остался, про кого?

Даня: - Я еще «Сурка» играл с вами.

Учитель: - Ну, здесь у нас совсем другая история, правда. Тем более что это песня и нам помогают слова понять её характер.

Даня: - Она какая-то не веселая.

Учитель:- Я нашла эту песню, и мы можем её послушать.

Звучит ролик с песней и видеорядом.

http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU

Учитель: - Да, видишь, это история о бродячем музыканте, он беден, много ему пришлось испытать, но всегда рядом с ним был верный друг, сурок, с которым он делился последним куском хлеба. И, наверное, этот человек был одиноким, поэтому песня такая грустная.

Давай её сыграем, и будем слушать каждую нотку, играть надо легато плотно в инструмент.

Даня и учитель играют пьесу.

Учитель: - Да, ты сейчас понял, какой разный характер у этих двух пьес. И ты должен, как настоящий артист, уметь рассказать своим слушателям эти две разные истории. И конечно, ты должен хорошо выучить наизусть нотный текст, чтоб эти пьесы стали твоими. Как будто ты сам их придумал и теперь рассказываешь нам.

Задание тебе на дом – играть свою партию и петь. Надо выучить слова. На следующем уроке мы с тобой сыграем и споем эту пьесу.

4. Этап закрепления новых знаний:

Перед следующим этапом урока проводим физкульт – минутку. Опять под ролик с Веселым Пандой.

Учитель: Даня, мы с тобой проучили три произведения. Этюд и две пьесы. Я надеюсь, что ты запомнил, о чем мы говорили и как мы работали на уроке. Сыграй мне, пожалуйста, эти три произведения, и, постарайся выполнить все мои замечания. Но, главное – сыграй их интересно, в характере и с настроением.

Скажи: какие штрихи и приемы мы используем в каждом произведении?

Даня: - В этюде легато и педаль, а еще надо играть как на арфе.

«Ёжик» острый и колючий – везде стаккато, а «Сурок» печальный и певучий, это песня.

Даня играет, учитель его не прерывает.

Учитель:- Как твое впечатление. Все получилось?

Даня:- Ну, не совсем.

Учитель: - Даня, конечно, сразу ничего не получается, но все произведения звучат уже лучше. Ты еще поработаешь над ними дома, а потом мы на уроке поищем еще разные методы, которые нам помогут выучить эти произведения как следует и хорошо выступить на академическом концерте.

Итог урока:

Задание записывается в дневник, выставляются оценки по результатам работы над каждым произведением, отмечаются все положительные результаты и то, над чем надо усиленно поработать. За работу на уроке ставится «пятерка». В беседе с родителями преподаватель дает рекомендации по режиму домашних занятий, учитывая психолого - физические особенности ученика. Рекомендуется заниматься короткими эпизодами по 20 минут, чтобы достигать лучшей концентрации. Прорабатывать одно-два произведения, стараться не играть впустую и небрежно. Делать по два – три подхода к инструменту.

На уроке использовались следующие методики:

-Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина

-Информационно-коммуникативные технологии

(Д.Селф)

-Игровые технологии

(Б.П.Никитин)

-Технология дифференцированного обучения

(В.В.Фирсов)






Список использованной литературы.

  1. Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. – М.: 1986-1997.

  2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.

  3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.

  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989.

  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.

  6. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.

  7. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.

  8. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.

  9. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992



Использованные материалы и Интернет-ресурсы



http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

http://www.youtube.com/watch?v=8ePWhIReq2g

http://www.youtube.com/watch?v=yWbd6xBKpQY

http://www.youtube.com/watch?v=vJraXG4deXU









Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос