Специфика психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Специфика психоэмоционального развития детей с ОВЗ.
«Если ребёнок очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине гармонии тела и духа. Забота о здоровье ребёнка- это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский.
Сообщение:
Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём перекликаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех вышеперечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учётом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребёнка, можно достигнуть успеха в этой работе.
Успешность социализации личности определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов и коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативный компонент компетентности старших дошкольников по результатам 2012-2013 учебного года показывает незначительную динамику, что говорит о трудностях коммуникации и социализации наших воспитанников.
Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.
Особенно заметно психика ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, легко истощаемых и часто болеющих, что и характеризует наших воспитанников.
Их психическое здоровье уже изначально нарушено, стартовые возможности снижены, эмоционально-волевая сфера не достаточно сформирована, поэтому говорить об укреплении и сохранении здоровья будет немножко неправильным. Мы должны компенсировать потерянные и недостающие возможности психического здоровья детей, а потом уже сохранять и укреплять, то, что удалось восполнить.
Своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы являются важным факторами их психического здоровья. Но следует учитывать специфику психоэмоционального развития детей с ОВЗ категорий ОНР, ЗПР, УО и сейчас мы с вами вместе выделим характеристики особенностей ЭВС наших детей.
Интерактив-общение с педагогами (модераторы выбраны заранее, все участники поделены на группы): определить особенности развития ЭВС ребёнка разных категорий по диагнозу, правильно распределив показатели несформированности ЭВС (работают в подгруппах по диагнозам).
Дети ОНР: |
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Ребёнок постоянно застревает на чем-либо, избегает ответственности, боится выражать своё мнение и тем более его отстаивать.
коммуникативные нарушения (ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение ориентироваться в ней, неумение поддерживать беседу); недостаточная сформированность социальных взаимоотношений (неумение соотносить свои устремления с интересами других людей; неумение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; неумение с уважением относиться к ценностям других людей; неумение получать информацию в общении; неумение выслушать другого, и прийти к общему решению; неумение отстаивать свою точку зрения в общении). |
Дети ЗПР: |
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Инфантилизм, эйфоричность, негативизм, упрямство, манерничанье, фамильярность со взрослыми, протестные реакции, импульсивность, вспыльчивость, преобладание игровых мотивов; Ребёнок на резкий запрет отвечает отчаянным непослушанием, постоянно противоречит взрослому и настаивает на своём, часто обижается и кричит. Повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям, их высказывания часто фрагментарны и не упорядочены. Быстрая утомляемость и неспособность длительному психическому напряжению, крикливость, капризность, чрезмерная подвижность и впечатлительность, синдромы гиперактивности или гипоактивности, аутистический синдром, астенический синдром, склонность к депрессии, страхи.
Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого. Низкий эмоциональный интеллект (не слышит себя и других, не контролирует всплески своих эмоций, не умеет спокойно принимать решения в новой нестандартной ситуации) Нескооординированность эмоциональных процессов. |
Дети УО: |
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, ребёнок не может заставить себя вести правильно. Неготовность преодолевать трудности, повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям. Снижение волевой активности в любом виде произвольной деятельности, вследствие функциональной незрелости лобных долей головного мозга;
Низкая работоспособность, длительность активного внимания ограничена, отказ от деятельности, негативное отношение ко взрослым, эмоциональные вспышки, «выключение» из пед. процесса (выпадает, уходит в себя).
Недостаточная дифференцированность эмоциональных проявлений, косность и однообразие; нестабильность чувств и бедность оттенков; значительная ограниченность диапазона переживаний; крайний характер проявления радости, огорчения и веселья. |
Упражнение «Дети моей группы» (описание поведенческих и эмоциональных проявлений)
Упражнение «Закончи предложение»
Группе педагогов предлагается закончить следующие предложения:
- Я хочу…
- Я смогу…
- У меня получится…
Для формирования у детей умений минимизировать свои негативные проявления (агрессию, обидчивость), управлять желаниями и поступками необходимо обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня:
1. Обеспечить рациональную организацию режимных моментов, соблюдение гигиенических требований к образовательной нагрузке (к продолжительности НОД, расписанию образовательной деятельности, чередованию разных по характеру видов деятельности и видов нагрузки в течение недели, оптимальному двигательному режиму).
2. Создать благоприятную среду для каждого воспитанника в системах отношений «ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-взрослый», а именно:
-
учитывать и принимать индивидуальные особенности детей;
-
использовать в группе минимум запретов;
-
применять оптимальное количество требований;
-
соблюдать чёткость, единство и постоянство требований;
-
обеспечить смену видов детской деятельности.
Нашим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих воздействий окружающей среды и поэтому целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей поведенческой и эмоционально-волевой сфер способствует выработке у данной категории дошкольников социально приемлемых стилей поведения и реагирования, и, в конечном итоге, повышает успешность их полноценной социализации.
Упражнение «Выбор игры» (из предложенных вариантов игр педагогам нужно выбрать ту, которую можно использовать с целью снятия ПЭН).
Педагог-психолог: Варламова Л.Н.
Приложение 1
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОНР
ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ |
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ |
|
|
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ |
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ |
|
|
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с УО
СЛАБОСТЬ СОБСТВЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ И ПОБУЖДЕНИЙ |
ПОВЫШЕННАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ |
|
|
ОНР
1.
-
нерешительность, замкнутость, скованность
-
тревоги и страхи
-
болезненная реакция на замечания и на повышенный тон
2.
-
коммуникативные нарушения
-
недостаточная сформированность социальных
взаимоотношений
-
отчаянное непослушание
ЗПР
1.
-
негативизм и упрямство
-
протестные реакции
-
импульсивность и вспыльчивость
-
чрезмерная подвижность и впечатлительность
2.
-
резкие перепады настроений
-
эмоциональная напряжённость
-
низкий эмоциональный интеллект
-
быстрая утомляемость и неспособность
к длительному психическому напряжению
УО
1.
-
низкий уровень способности соблюдать правила
поведения в группе
-
неготовность преодолевать трудности
-
снижение волевой активности в любом виде
произвольной деятельности
-
значительная ограниченность диапазона переживаний
2.
-
низкая работоспособность
-
длительность активного внимания ограничена
-
негативное отношение ко взрослым
-
эмоциональные вспышки
Приложение 2
Упражнение 1 Частыми поведенческими и эмоциональными проявлениями детей моей группы является… |
Упражнение 2 Закончите предложение
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»