Программа деятельности отряда юных инспекторов движения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федоровский дом детского творчества»
ПРОГРАММА деятельности отряда юных инспекторов движения «СТОП»
г.п. Федоровский 2012 г. |
||||||
Отряд: «СТОП» Девиз отряда: Наша цель – чтоб безопасной на дорогах жизнь была, Знала правила прекрасно вся огромная страна! Речевка: В мире техники и мощного прогресса Избежать возможно стресса, Если правила дорожные учить, соблюдать и осторожным быть! |
|
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТРЯДА ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
«СТОП»
Сохранение жизни и здоровья детей –
одна из основных целей и смысл существования
человеческого общества.
Конвенция о правах ребенка утверждает
неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь
и обязывает государство обеспечивать
в максимально возможной степени
выживание и здоровое развитие ребенка» (ст.6)
2. Пояснительная записка
Где бы люди ни жили, они ходят по улицам и дорогам, и всюду: на улицах и дорогах, – действуют единые Правила Дорожного Движения. Современная дорога переполнена транспортными средствами. Большинство граждан, семей имеют автомобили, молодежь стремится иметь личный автомобиль. Все это современная действительность.
Но вместе с тем дорожно – транспортный травматизм стал проблемой. Особенно страшны трагедии, связанные с гибелью детей. Воспитание правильного отношения к соблюдению ПДД становится важнейшей необходимостью как для взрослых, так и для детей.
В обязанности образовательных учреждений, семьи, ГИБДД, общественности стала входить пропаганда ПДД. Учащиеся постоянно в разных формах изучают ПДД. Лучше, если эту серьезную и трудную науку дети будут усваивать в игровой, веселой, развлекательной форме. Учение с увлечением дает хороший результат.
За выполнением Правил Дорожного Движения следит государственная автомобильная инспекция – ГИБДД. Отряд юных инспекторов движения – их младшие помощники. Играя в юных инспекторов движения, дети изучают знаки дорожного движения, учатся их соблюдать, учат соблюдать правила дорожного движения младших, сверстников и взрослых. Все это решает проблему профилактики детского дорожного транспортного травматизма, а следовательно, сохраняет жизнь и здоровье человека. А жизнь и здоровье –это самое главное в жизни людей! Главные задачи юных инспекторов движения:
|
|
|
Направленность программы: социально-педагогическая
Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность:
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение учащихся в отряд юных инспекторов движения. Цель программы деятельности отряда ЮИД тесно перекликается с программой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
Образовательные: |
|
Развивающие: |
|
Воспитательные: |
- самостоятельности в принятии правильного решения; - убежденности и активности в пропаганде добросовестного |
выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; - внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; - здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования. |
Отличительные особенности.
Отличительные особенности данной программы от других программ деятельности ЮИД заключается в следующем:
-
программа «СТОП» позволяет не просто изучать правила дорожного движения, но и использовать полученные знания в деле пропаганды безопасного поведения детей на дорогах, т.е. имеет большую практическую значимость;
-
развивает социальные навыки и творческие способности участников;
-
программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей;
-
особое внимание при изучении правил дорожного движения уделяется совместной работе с ГИБДД и родителями. Благодаря совместной деятельности отряда юных инспекторов движения, ГИБДД, родителей закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Родители содействуют и оказывают помощь в исследовательской деятельности по пропаганде БДД.
Новизна этой программы заключается в том, что деятельность отряда юных инспекторов движения предполагает исследовательскую и проектную деятельность.
Возраст
детей, участвующих в реализации программы:
9 – 11 лет
Сроки
реализации программы:
3 года
Принципы
обучения:
-
Добровольность участия в данном виде деятельности.
-
Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
-
Доброжелательная и непринужденная обстановка в отряде.
-
Обучение, применение знаний через практические занятия, соревнования, игры, конкурсы, викторины.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
|
Ожидаемые результаты |
Способы определения результативности |
Образовательные: |
|
|
Развивающие: |
|
|
Воспитательные: |
- самостоятельность в принятии правильного решения; - убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; - внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; - здоровый образ жизни и навыки самостоятельного физического совершенствования
|
|
3. План деятельности отряда юных инспекторов движения «СТОП»
Направление |
Название мероприятия |
Дата |
Познавательное |
Организация экскурсий по микрорайонам поселка с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения. |
В течение реализации программы |
Проведение тематических занятий, бесед с учащимися по предупреждению ДТП. |
В течение реализации программы |
|
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД |
В течение реализации программы |
|
Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». |
Март, ежегодно |
|
Участие в районном конкурсе «Юный пешеход» |
1 квартал, ежегодно |
|
Разработка и реализация социального проекта «Стоп, пешеход!». |
Первый год реализации программы |
|
Создание презентаций и исследовательских проектов по ПДД. |
2,3 годы обучения |
|
Информационное |
Выпуск и распространение листовок по обеспечению безопасности дорожного движения. |
В течение реализации программы |
Использование в деятельности отряда настольных и компьютерных игр по ПДД. |
В течение реализации программы |
|
Создание информационных рубрик в СМИ. |
В течение реализации программы |
|
Показ тематических видеофильмов по профилактике ДТП. |
В течение реализации программы |
|
Разработка памяток и рекомендаций по ПДД для родителей. |
В течение реализации программы |
|
Оформление кабинета, обновление информации в Уголке безопасности дорожного движения. Обновление стенда «ЮИД ». |
В течение реализации программы |
|
Комплектование и обновление библиотеки методической литературой по ПДД. |
В течение реализации программы |
|
Родительское собрание с участием сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. |
Один раз в год |
|
Пропагандистская |
Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!" |
Сентябрь, ежегодно |
Выступления агитбригады отряда «ЮИД» в образовательных учреждениях |
В течение реализации программы |
|
Участие в профилактических акциях: «Уступи дорогу!» «Юный пешеход» «Декада дорожной безопасности» «День памяти жертв ДТП» «Внимание, каникулы!» «Новогодняя игрушка» «Безопасность детей – забота взрослых!» «Двухколесная азбука!» «Безопасные каникулы!» «Учим ПДД – предупреждаем ДТП!» «Флеш- моб «Мы за безопасное лето!» |
Октябрь Ноябрь 2 раза в год Ноябрь Октябрь, январь, март Январь Февраль
Март Март Апрель Июнь |
|
Встреча с инспектором ОГИБДД Сургутского района. |
Октябрь |
|
Мероприятия по профилактике ДДТТ в летнем оздоровительном лагере |
Июнь Июль |
|
Патрульное |
Патрулирование, рейды отряда совместно с сотрудниками ГИБДД. |
В течение года |
Встречи с инспектором ГИБДД. |
2 раза в год |
4. Содержание программы деятельности отряда юных инспекторов движения «СТОП»
Познавательная деятельность направлена на приобретение дополнительных знаний о правилах дорожного движения и овладение умениями оказания первой медицинской помощи, и это осуществляется с использованием следующих форм работы:
-
изучение правил дорожного движения;
-
игры, конкурсы и викторины на знание правил дорожного движения;
-
практические занятия по вождению велосипеда;
-
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи;
-
встречи с медицинским работником с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
-
встречи и беседы с инспектором ГИБДД.
Информационная деятельность:
-
создание стендов «Юный инспектор движения», «Уголок безопасности дорожного движения»;
-
организация фотовыставки по результатам деятельности отряда ЮИД.
Пропагандистская деятельность ставит своей целью проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде дорожного движения среди дошкольников, школьников, взрослых:
-
проведение бесед, викторин, кинолекториев;
-
проведение игр, конкурсов, соревнований, тематических утренников;
-
проведение конкурсов рисунков и плакатов по соблюдению правил дорожного движения;
-
написание социальных проектов по безопасности дорожного движения.
-
создание агитбригады «СТОП»;
-
участие в создании и использовании наглядной агитации, методической базы для изучения Правил дорожного движения.
Патрульная деятельность:
-
рейды (вместе с работниками ГИБДД) по улицам с целью выявления и предупреждения нарушений ПДД со стороны детей и подростков;
-
дежурство у наиболее оживленных перекрестков и возле образовательных учреждений (вместе с работниками ГИБДД)
Организация регулярных занятий с учащимися отряда юных инспекторов движения
Содержание занятий
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практика |
1 год обучения 114 часов |
|||
1 |
Юные
инспектора движения. |
Цели и задачи объединения ЮИД. История возникновения дорожного движения, ГАИ-ГИБДД. Знакомство с положением об объединениях ЮИД. Основные направления работы ЮИД. Права и обязанности юного инспектора движения. Атрибутика ЮИД |
Викторина «Правила дороги». Рисунки атрибутики нашего объединения. Оформление стенда «Юный инспектор движения». |
2 |
Транспортные средства и дорожное движение |
Улица – зона повышенного движения, элементы улицы. Участники дорожного движения, правила движения пешехода по улицам. Типология транспортных средств. ДТП – определение, причины, последствия |
Рисунок на тему «Где нельзя и где надо играть». Экскурсия по поселку. Сочинение «Что мы видели во время экскурсии». Разучивание стихов и песен о ПДД. |
3 |
Организация дорожного движения |
Правила
движения пешеходов, велосипедистов,
группами. Железнодорожный переезд.
Правила перехода и переезда через ж/д
пути. Регулируемый и нерегулируемый
перекрестки. Пешеходный переход.
Информация о первом светофоре, о первых
дорожных знаках, жезлах, разметке.
|
В
рабочей тетради сделать зарисовки
дорожных знаков, написать их название.
Изготовление макетов первого
светофора |
4 |
Общественный транспорт |
ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, после выхода из транспорта. Обязанности пешехода, правила передвижения. Опасные ситуации на дороге. |
Поучительный концерт «Мы - пассажиры». |
5 |
Основы медицинских знаний |
Основы доврачебной помощи. Общие принципы оказания первой помощи. Содержание аптечки. Правила остановки кровотечения, наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях, несчастных случаях, ожогах, обморожениях. Транспортировка при различных видах травм |
Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи |
6 |
Юный водитель |
Когда
ты становишься водителем. Езда на
велосипеде, мопеде, мотоцикле. Устройство
велосипеда. Основные правила езды на
велосипеде и меры безопасности.
Соблюдение велосипедистами Правил
дорожного движения. |
Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». Проверить
теоретические и практические знания
велосипедистов. |
7 |
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» |
Знакомство с положением конкурса «Безопасное колесо» |
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Отработка преодоления различных препятствий на велосипеде. |
8 |
Агитационно - массовая работа |
|
Составление сценария выступления. Выступление агитбригады отряда в дошкольных учреждениях и начальных классах. Дежурство в микрорайоне образовательных учреждений. Распространение памяток. |
2 год обучения 114 часов |
|||
1 |
Юные инспектора движения |
Пропаганда БДД: история возникновения, основные положения. Мероприятия по пропаганде БДД |
Составление сценарий выступления. Выступление в дошкольных учреждениях и младших классах. Выпуск информационных листков. Оформление стенда «Юный инспектор движения». Рейды. Патрулирование. Агитация. Составление памяток. |
2 |
Организация дорожного движения |
Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, приоритета, знаки особых предписаний, сервиса, дополнительной информации) (повторение). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков. |
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. |
3 |
Общественный транспорт |
Остановка общественного транспорта – зона особого внимания. Опасные ситуации, связанные с общественным транспортом. |
Игра «Мы - пассажиры». |
4 |
Юные Пешеходы |
Психологические особенности поведения детей и подростков при переходе дороги |
Тренинг «Познай себя» |
5 |
Опасные ситуации на дороге |
Аварийные ситуации. Профилактика ДТП. |
Викторина «Улица полна неожиданностей» |
6 |
Культура поведения на дороге |
Ответственность за нарушения ПДД. Профилактика ДТП |
КТД «Культурный пешеход». |
7 |
Основы медицинских знаний. |
Основы доврачебной помощи: классификация травм и ранений (повторение). Общие принципы оказания первой помощи (повторение). Содержание аптечки, средства, необходимые для оказания помощи (повторение). Правила остановки кровотечения (повторение). Наложение повязок (повторение). Наложение шин. Помощь при ожогах, обморожениях. Правила транспортировки пострадавших. |
Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи. |
8 |
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» |
Знакомство с положением конкурса «Безопасное колесо» |
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Езда по полосе препятствия на велосипеде. |
9 |
Юный водитель |
Виды автотранспортных средств, их устройство. Правила управления велосипедом. Фигурное вождение велосипеда. |
Фигурное вождение велосипеда. Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». Проверить теоретические и практические знания велосипедистов. |
10 |
Агитационно - массовая работа |
|
Составление сценария к выступлению. Организация и выступление агитбригады отряда в младших классах и дошкольных учреждениях. Дежурство в микрорайоне школ. Распространение памяток. |
3 год обучения 148 часов |
|||
1 |
Юные инспектора движения |
Цели, задачи курса на новый учебный год. Юный организатор досуговых мероприятий по БДД. Акция – одна из форм работы по БДД. Информационный листок – одна из форм работы по пропаганде БДД. Банк социальных идей: проектная деятельность по профилактике БДД. Юный помощник ГИБДД: организация рейдов, патрулировании и другие формы работы по БДД. |
Составление сценарий выступления. Выступление в дошкольных учреждениях и младших классах. Выпуск информационных листков. Оформление стенда «Юный инспектор движения». Рейды. Патрулирование. Агитация. Составление памяток. |
2 |
Организация дорожного движения. |
Правила движения для автомобилиста. Проезд перекрестков. Движение по автомагистрали. Приоритет маршрутных транспортных средств. |
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. Зарисовка видов перекрестков, автомагистрали. Игра «Юный водитель». |
3 |
Основы медицинских знаний. |
Переломы. Травматический шок. Виды и техника наложения повязок. |
Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи, наложения повязок. |
4 |
Юный водитель |
Правила управления велосипедом. Фигурное вождение велосипеда. |
Фигурное вождение велосипеда. Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». |
5 |
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» |
Знакомство с положением конкурса «Безопасное колесо» |
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Езда по полосе препятствия на велосипеде. |
6 |
Агитационно - массовая работа |
|
Составление сценария к выступлению. Организация и выступление агитбригады отряда в младших классах и дошкольных учреждениях. Дежурство в микрорайоне школ. Распространение памяток. |
5. Методическое обеспечение программы.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
-
Конституция РФ
-
Конвенция «О правах ребенка»
-
Правила дорожного движения
-
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 г.г.»
-
Устав образовательного учреждения
-
Учебный план
-
Положение об отряде юных инспекторов движения
-
Устав отряда юных инспекторов движения
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь, используемые в работе с учащимися
-
Набор плакатов «Азбука юного пешехода»
-
Набор плакатов «Дорожная азбука»
-
Набор плакатов «Дорога на зеленый свет»
-
Игра-самоделка «Законы улиц и дорог»
-
Настольная игра «Светофор»
-
Игра «Подарок юному пешеходу»
-
Комплект дорожных знаков на магнитах
-
Автомобильная аптечка
-
Светофор пешеходный
-
Светофор транспортный
-
Пешеходный переход
-
Жезл
-
Комплект дорожных знаков на подставках
-
Комплект дорожных знаков
-
Памятки
-
Браслет светоотражающий
-
Интерактивная мультимедийная программа «Азбука пешехода»
-
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов
-
Форма с символикой «ЮИД»
-
Стенд «Дорожные знаки»
-
Плакаты «Основы оказания доврачебной помощи»
-
Комплект слайдовых презентаций по ПДД, медицине
-
Ребусы, кроссворды, пазлы, песни, интерактивные игры по ПДД
-
Видеотека: мультфильмы, ролики, смешарики, видеофильмы по БДД
-
Раздаточные материалы для проведения тестирования по ПДД
-
Методические пособия для проведения занятий по изучению ПДД
-
Инструментарий для проведения тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по ПДД
6. Список литературы.
Литература для педагога.
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в последней редакции);
-
Правила дорожного движения РФ (в последней редакции);
-
Уголовный кодекс Российской Федерации (в последней редакции);
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции);
-
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 г.г.»;
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология, - М., 2000
-
Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования / [В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев, П.В. Ижевский, Б. О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. М.: Просвещение, 2009;
-
Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
-
Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. – Волгоград: Учитель, 2010. - 108с..
-
Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
-
А.В.Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы.Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. – Волгоград: Учитель, 2010.-266с.
-
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидео»
Литература для учащихся и родителей.
-
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
-
А.В.Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. – Волгоград: Учитель, 2010.-266с.
-
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
-
Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. – Волгоград: Учитель, 2010. - 108с.
-
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
-
Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
-
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей