Звук Д
Учитель-логопед Капорова Татьяна Николаевна
МДОУ «Детский сад № 46» Ленинского района г.Саратова
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию фонетической стороны речи
в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Тема : Звук Д
Цель: учить выделять звук в словах, определять наличие или отсутствие звука Д в словах, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи:
закрепить чёткое произношение звука в словах, предложениях. Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить навык образования сложных слов. Упражнять в чтении слогов и слов;
развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, мелкую моторику, конструктивные навыки, интонационную выразительность речи;
воспитывать интерес к занятиям, доброжелательность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: карточки - «доски» для постройки дома (на обратной стороне которых задания для детей), наборное полотно, магнитная доска, картинки на заданный звук, наборы для развития мелкой моторики (спички, крупные и средние пуговицы), кукла Даша, мяч.
План НОД:
1.Орг. момент. Сядет тот, кто поймает мои звуки и составит из них слог. Бросаю поочерёдно мяч каждому из детей, произношу звуки: Б, А Ребёнок, возвращая мяч, называет получившийся слог БА. Следующий ребёнок «ловит» звуки: Н, О – произносит получившийся слог «НО» и т.д.
Все дети удобно размещаются на ковре.
2. Знакомство с новым звуком. Логопедический бегемотик читает детям четверостишие:
Добрый Даня очень занят,
Дом для Даши строит Даня.
Какой звук встречается чаще других? Произнесём звук Д вместе . Обращаю внимание на правильное положение губ и языка у бегемотика. Что делают губы (растягиваются в улыбке) Что делает кончик языка?
( кончик ударяет о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них). Как вы думаете, звук Д гласный или согласный ? Почему? Он произносится кратко, быстро, во рту есть преграда из языка. Его нельзя петь. Это согласный звук. Положите ладонь на горло. Что вы почувствовали? Струнки заиграли. Значит, это какой согласный? (звонкий).
Сегодня будем строить вместе с Даней дом. Из чего будем строить? (Из досок) А чтобы доски уложить, надо выполнить задания, которые на них написаны. Задание первое:
3. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Поймай звук». Будем учиться слышать звук и выделять его хлопком среди других звуков.
Д, Б, Т. Н, В, Д, Ф, Т, К, Д, П, Д.
Дом, ком, том, сам, Дам, там, тут, суп, Дуб.
Предлагаю одному из детей поставить фундамент дома (На магнитной доске дети выкладывают макет домика из частей).
Задание второе:
4. Определение наличия звука в слове. Предлагаю выбрать на магнитной доске картинки, в названиях которых есть звук Д.(вагон, губы, бумага, гнёзда, звезда, домик, радуга, ягоды, дымок, дыня) и определить позицию звука в словах (начало, середина, конец). - Ставим следующую часть дома.
5. Физминутка: Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов. Предлагаю детям встать в круг «поиграем в слова». Я буду называть большой предмет, а вы сначала предмет поменьше, потом совсем маленький и очень большой. Мы будем не только называть слова, но и показывать размеры предметов, о которых будем говорить (стоя, сидя на корточках, поднимаясь на носки).
Дом – домик – домишко -домище
Дуб – дубок – дубочек – дубище
Дым – дымок –дымочек – дымище
Сад – садик – садочек – садище
След – следок – следочек – следище
Дождь – дождик- дождичек – дождище
(Оформляем окно в доме на магнитной доске)
6. Упражнение в подборе родственных слов.
Я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким похожим словом на слово ДОМ надо закончить каждую 2-ю строчку:
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил …ДОМ.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … ДОМИК.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ..ДОМИШКО.
Старый мудрый гном-гномище
Выстроил большой …ДОМИЩЕ.
Был он стар и был он сед
И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома ..ДОМОВОЙ.
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный, …ДОМОВИТЫЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.
Какие слова, похожие на слово ДОМ, вы запомнили? (Ставим крышу на дом)
Дети садятся за столы.
7.Знакомство с буквой.
Буква, обозначающая звук Д тоже похожа на дом. Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д? Выкладываю букву на магнитной доске. (3 длинных палочки и 2 короткие). Выкладывание буквы из спичек.
А теперь составим слог ДО. Что нужно сделать? (с правой стороны от буквы Д поставим букву О) Что получилось? А что нужно сделать, чтобы составить слово ДОМ? Сложите букву М из спичек. Прочитаем слева направо получившееся слово.
Ну вот мы выполнили все задания, сделаем крылечко к нашему домику) дом для Даши готов. Сколько этажей в доме? Значит, дом какой? (образование сложных: слов дом из 1 этажа– одноэтажный). А вот и Даша! Она очень обрадовалась и тоже хочет с вами поиграть.
8.Упражнение на развитие интонационной выразительности.
Даша предлагает детям поиграть в актёров – Будем, как артисты, в микрофон повторять рифмовку с разной интонацией. Сначала нужно просто громко и чётко повторить её. Потом произнести так, как будто спрашиваешь взрослого. Выделять голосом нужно только одно слово. Затем произнести рифмовку так, как будто сообщаешь радостную весть. Чтобы получилась рифмовка – восклицание, будем выделять голосом каждое слово. И ещё попробуем сказать рифмовку, как робот:
Отдаёт гном фее дом.
Этот дом с одним окном.
Дети упражняются в изменении интонации.
9. Подведение итогов НОД.
Список литературы:
-
Лопухина И.С .Логопедия 550 занимательных упражнений по развитию речи. М. «Аквариум »1995
-
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. М. «Эксмо» 2009
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»