В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Елена Смольская
Тип материала: Урок
просмотров: 6485
Краткое описание
Целью урока является знакомство с оперой как с формой искусства, объединяющей в себе народные традиции, литературу, живопись.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическая_разработка.docx Скачать

Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

СОДЕРЖАНИЕ





1. Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»


Целью урока является знакомство с оперой как с формой искусства, объединяющей в себе народные традиции, литературу, живопись.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи заключается в обеспечении усвоения учащимися эмоционального содержания услышанной музыки, проведении анализа музыкальных произведений по таким характеристикам как: эмоционально образное содержание, средства музыкальной выразительности и изобразительности, объяснение учащимся музыкального понятия «опера».

  • Развивающие задачи заключаются в развитии аналитико-синтезирующего мышления, памяти, воображения, наблюдательности, инициативности, способности к образному мышлению и творческой самореализации; формировании творческого подхода к решению поставленных задач, развитии чувства ритма, ладо-высотного слуха.

Воспитательная задача заключается в воспитании любви к музыке, эстетического вкуса.

Виды деятельности на уроке:

  1. Прослушивание музыкальных произведений;

  2. Проведение художественного анализа музыкального произведения (вербальное выражение своих эмоций, понимания услышанного посредством рассуждения, затем – художественные выводы), раскрытие художественного содержания музыкального произведения, его «жизненности»; 

  3. Выражение музыкальных образов с помощью средств изобразительного искусства;

  4. Исполнение музыкальных произведений посредством использования методов работы для развития внутреннего музыкального слуха, осмысленной передачи чувств и эмоций, которые возникают у учащихся при исполнении.

Форма работы может быть: индивидуальной, групповой, коллективной, межгрупповой. 

Необходимое оборудование для проведения урока:

Использование мультимедийных средств:

  • музыкальный центр, диски с записями произведений Н. А. Римского Корсакова;

  • компьютер, проектор для демонстрации слайдов к занятию.

Использование наглядных и сопутствующих средств:

  • карточки для выполнения заданий;

  • дидактический материал;

  • тетради-учебники.



2. Ход урока

Учитель: здравствуйте, ребята!

Учащиеся: здравствуйте!

Учитель: «Музыка часто переплетается с другими видами искусства, в частности с литературой и живописью. Произведения художественной литературы, полотна живописцев и музыкальные произведения часто имеют общие темы. Например, у Н. А. Римского-Корсакова нередко основой произведений являлись литературные сюжеты. Ребята! Давайте вспомним основные оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова!» СЛАЙД 1

Учащиеся должны вспомнить такие оперы как: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», Золотой петушок», «Садко».

Учитель: «Молодцы, ребята! Сегодня на нашем уроке мы будем изучать великолепную сказку «Снегурочка». Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об опере-сказке «Снегурочка». Тема нашего занятия: «Народные праздники в творчестве русских композиторов. Опера «Снегурочка» СЛАЙД 2

Вы должны были дома вспомнить сказку и ее героев:

  • В какое время года начинается действие сказки?

  • Почему в царстве Берендея было мало тепла и света?

  • Кого оберегал Мороз?

  • Почему Снегурочка стремилась к людям?

  • Что случилось с восходом солнца?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Важно, чтобы во время ответов поддерживалась дисциплина, нельзя допускать перекрикиваний и выкриков с места. Иначе урок превратится в стихийный митинг.

Учитель предлагает учащимся записать новое понятие в музыкальный словарик – «опера».  Опера является синтетическим видом искусства. Для постановки оперы важны все элементы от непосредственно театрального действия и декоративного оформления до исполнения музыки и вокала. При постановке оперы нет «ненужных» или «лишних» профессий, пока костюмеры готовят наряды, которые, кстати сказать, являются частью сценического образа, музыканты репетируют свои вокальные партитуры. Вокальная партия есть у каждого героя оперы, как правило, партия включает в себя арию. Певец, исполняя арию, выражает переживания и размышления героя, создает тем самым определенный образ. Слова, тексты арий помещаются в либретто. Либретто является записью оперы посредством слов, то есть, является литературным текстом к опере и балету. Либретто определяет канву повествования, обуславливает содержание и смысл всего произведения. Учитель предлагает детям внести эти два определения в свои музыкальные словарики. СЛАЙД 3

После опроса учитель подробно рассказывает об истории создания оперы и пересказывает детям сюжет музыкального произведения. Безусловно, в ходе изложения нового материала необходимо поддерживать обратную связь.

Учитель: «Вдохновила композитора на создание оперы сказка А. Н. Островского «Снегурочка», Римский-Корсаков впервые ее прочитал, когда она только что вышла в свет. Композитор вспоминал, что изначально сказка ему не понравилась, а царство берендеев произвело неприятное впечатление. Зима 1880 года стал переломным для Римского-Корсакова, он повторно перечитал сказку и, как он сам говорил, сумел распознать ее дивную красоту. Воодушевившись сюжетом литературного произведения, Римский-Корсаков решил нанести визит Островскому для получения у того разрешения на использование сказки для написания музыкального произведения – оперы. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр сказки. СЛАЙД 4

Римский-Корсаков провел лето 1880 года вдали от суеты и шума города, работая над оперой. Деревенские пейзажи, трели птиц, вся размеренная жизнь являлись для него стимулами для творчества, вдохновляя на продолжение работы. Эта опера давалась ему легко, еще ни одно произведение он еще не писал с такой пронзительной легкостью, композиор начал работать 1 июня, а закончил 12 августа. Еще полгода Римский-Корсаков посвятил инструментовке оперы, и, наконец, 10 февраля опера «Снегурочка» увидела свет на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она не покидает репертуар многих театров, потому что остается «любимицей» у публики. СЛАЙД 5

Учитель вместе с учащимися прослушивают музыкальный отрывок «Вступление к опере «Снегурочка». 

Учитель: «Сопроводительный документ к вступлению звучал так: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой река, полынья и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы все деревянные с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне». Что явилось интонационной основой музыки оперы, на чье искусство опирался В. Васнецов, создавая декорацию?»

Учащиеся высказывают мнение, что художник основывался на народном творчестве.

Учитель выясняет, почему дети так считают.

Учащиеся называют роспись, народные красочные узоры и фигурки сказочных героев элементами народного творчества.

Учитель: И в самом деле, художник своим творчеством показывает, что и сказка, и художественные декорации и музыка должны стать единым целым. И русское народное творчество – неисчерпаемый источник вдохновения. Музыкально-ритмическая пауза «Хоровод на Красной Горке». СЛАЙД 6

На Красной Горке берендеи, провожая Масленицу, водили хороводы, пели песни. Сейчас и мы с вами под наигрыши народных  песен будем водить старинный русский хоровод. В него мы включим игру «Ручеек», так как в старину в праздники молодежь не только веселилась, но и знакомилась, выбирала себе пару для будущей совместной жизни.

Слушание и анализ арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано». Понаблюдайте, какие инструменты переплетаются с легкими, грациозными переливами голоса. Анализируем инструменты, характер частей, музыкальный образ Снегурочки.

Ария Леля «Третья песнь Леля». Назовите количество куплетов в песне?

  • Как вы считаете, куплеты поются одинаково, на одну мелодию или на разные?

  • Каким инструментом, по вашему мнению, должно сопровождаться пение?

Учащиеся слушают арию. После чего проводится ее анализ.

В заключении урока учитель проводит самостоятельную работу.

Учитель: «А теперь нам необходимо повторить все, что удалось узнать в ходе занятия. На слайде вы видите вопросы, ответьте на них, пожалуйста. СЛАЙД 7

  1. Какое название носит опера, которую мы разбирали на уроке?

  • «Золотой петушок»

  • «Снегурочка»

  • «Садко»

Ответ: «Снегурочка»

  1. Дайте определение понятию «либретто»?

  • литературный текст к опере и балету

  • музыкальное вступление

  • музыкальный образ

Ответ: литературный текст к опере или балету.

  1. Кто автор оперы «Снегурочка»?

  • Н. А. Римский-Корсаков

  • М. П. Мусоргский

  • Н. Островский

Ответ: Н. А. Римский-Корсаков

  1. Как вы понимаете слово «антракт»?

  • перерыв между действиями в опере

  • мелодия

  • декорация

Ответ: перерыв между действиями в опере

  1. Как называется голос, которым исполняется партия Снегурочки?

  • сопрано

  • тенор

  • альт

Ответ: сопрано

После выполнения теста, учитель проверяет результаты и выставляет оценки за работу на уроке.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М. : Просвещение, 2010.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.

  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  4. Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья Головченко Т. «Из опыта работы»

  5. Журнал «Музыка в школе». 5/2006. Статья Егорова О.Г. «Музыка и литература».

  6. Римский-Корсаков Н.А. Оперы. CD-диск. 2006 г.



методическая разработка урока опера Снегурочка.docx Скачать


Открытый урок учителя музыки Смольской Елены Евгеньевны

Город Санкт- Петербург ГБОУ Гимназия № 67


на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»



Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

СОДЕРЖАНИЕ








1. Описательная характеристика урока на тему: «Народные праздники русских композиторов. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»


Целью урока является знакомство с оперой как с формой искусства, объединяющей в себе народные традиции, литературу, живопись.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи заключается в обеспечении усвоения учащимися эмоционального содержания услышанной музыки, проведении анализа музыкальных произведений по таким характеристикам как: эмоционально образное содержание, средства музыкальной выразительности и изобразительности, объяснение учащимся музыкального понятия «опера».

  • Развивающие задачи заключаются в развитии аналитико-синтезирующего мышления, памяти, воображения, наблюдательности, инициативности, способности к образному мышлению и творческой самореализации; формировании творческого подхода к решению поставленных задач, развитии чувства ритма, ладо-высотного слуха.

Воспитательная задача заключается в воспитании любви к музыке, эстетического вкуса.

Виды деятельности на уроке:

  1. Прослушивание музыкальных произведений;

Проведение художественного анализа музыкального произведения (вербальное выражение своих эмоций, понимания услышанного посредством рассуждения, затем – художественные выводы), раскрытие художественного содержания музыкального произведения, его «жизненности»; 

  1. Выражение музыкальных образов с помощью средств изобразительного искусства;

  2. Исполнение музыкальных произведений посредством использования методов работы для развития внутреннего музыкального слуха, осмысленной передачи чувств и эмоций, которые возникают у учащихся при исполнении.

Форма работы может быть: индивидуальной, групповой, коллективной, межгрупповой. 

Необходимое оборудование для проведения урока:

Использование мультимедийных средств:

  • музыкальный центр, диски с записями произведений Н. А. Римского Корсакова;

  • компьютер, проектор для демонстрации слайдов к занятию.

Использование наглядных и сопутствующих средств:

  • карточки для выполнения заданий;

  • дидактический материал;

  • тетради-учебники.



2. Ход урока

Учитель: здравствуйте, ребята!

Учащиеся: здравствуйте!

Учитель: «Музыка часто переплетается с другими видами искусства, в частности с литературой и живописью. Произведения художественной литературы, полотна живописцев и музыкальные произведения часто имеют общие темы. Например, у Н. А. Римского-Корсакова нередко основой произведений являлись литературные сюжеты. Ребята! Давайте вспомним основные оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова!» СЛАЙД 1

Учащиеся должны вспомнить такие оперы как: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», Золотой петушок», «Садко».

Учитель: «Молодцы, ребята! Сегодня на нашем уроке мы будем изучать великолепную сказку «Снегурочка». Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об опере-сказке «Снегурочка». Тема нашего занятия: «Народные праздники в творчестве русских композиторов. Опера «Снегурочка» СЛАЙД 2

Вы должны были дома вспомнить сказку и ее героев:

  • В какое время года начинается действие сказки?

  • Почему в царстве Берендея было мало тепла и света?

  • Кого оберегал Мороз?

  • Почему Снегурочка стремилась к людям?

  • Что случилось с восходом солнца?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Важно, чтобы во время ответов поддерживалась дисциплина, нельзя допускать перекрикиваний и выкриков с места. Иначе урок превратится в стихийный митинг.

Учитель предлагает учащимся записать новое понятие в музыкальный словарик – «опера».  Опера является синтетическим видом искусства. Для постановки оперы важны все элементы от непосредственно театрального действия и декоративного оформления до исполнения музыки и вокала. При постановке оперы нет «ненужных» или «лишних» профессий, пока костюмеры готовят наряды, которые, кстати сказать, являются частью сценического образа, музыканты репетируют свои вокальные партитуры. Вокальная партия есть у каждого героя оперы, как правило, партия включает в себя арию. Певец, исполняя арию, выражает переживания и размышления героя, создает тем самым определенный образ. Слова, тексты арий помещаются в либретто. Либретто является записью оперы посредством слов, то есть, является литературным текстом к опере и балету. Либретто определяет канву повествования, обуславливает содержание и смысл всего произведения. Учитель предлагает детям внести эти два определения в свои музыкальные словарики. СЛАЙД 3

После опроса учитель подробно рассказывает об истории создания оперы и пересказывает детям сюжет музыкального произведения. Безусловно, в ходе изложения нового материала необходимо поддерживать обратную связь.

Учитель: «Вдохновила композитора на создание оперы сказка А. Н. Островского «Снегурочка», Римский-Корсаков впервые ее прочитал, когда она только что вышла в свет. Композитор вспоминал, что изначально сказка ему не понравилась, а царство берендеев произвело неприятное впечатление. Зима 1880 года стал переломным для Римского-Корсакова, он повторно перечитал сказку и, как он сам говорил, сумел распознать ее дивную красоту. Воодушевившись сюжетом литературного произведения, Римский-Корсаков решил нанести визит Островскому для получения у того разрешения на использование сказки для написания музыкального произведения – оперы. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр сказки. СЛАЙД 4

Римский-Корсаков провел лето 1880 года вдали от суеты и шума города, работая над оперой. Деревенские пейзажи, трели птиц, вся размеренная жизнь являлись для него стимулами для творчества, вдохновляя на продолжение работы. Эта опера давалась ему легко, еще ни одно произведение он еще не писал с такой пронзительной легкостью, композиор начал работать 1 июня, а закончил 12 августа. Еще полгода Римский-Корсаков посвятил инструментовке оперы, и, наконец, 10 февраля опера «Снегурочка» увидела свет на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она не покидает репертуар многих театров, потому что остается «любимицей» у публики. СЛАЙД 5

Учитель вместе с учащимися прослушивают музыкальный отрывок «Вступление к опере «Снегурочка». 

Учитель: «Сопроводительный документ к вступлению звучал так: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой река, полынья и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы все деревянные с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне». Что явилось интонационной основой музыки оперы, на чье искусство опирался В. Васнецов, создавая декорацию?»

Учащиеся высказывают мнение, что художник основывался на народном творчестве.

Учитель выясняет, почему дети так считают.

Учащиеся называют роспись, народные красочные узоры и фигурки сказочных героев элементами народного творчества.

Учитель: И в самом деле, художник своим творчеством показывает, что и сказка, и художественные декорации и музыка должны стать единым целым. И русское народное творчество – неисчерпаемый источник вдохновения. Музыкально-ритмическая пауза «Хоровод на Красной Горке». СЛАЙД 6

На Красной Горке берендеи, провожая Масленицу, водили хороводы, пели песни. Сейчас и мы с вами под наигрыши народных  песен будем водить старинный русский хоровод. В него мы включим игру «Ручеек», так как в старину в праздники молодежь не только веселилась, но и знакомилась, выбирала себе пару для будущей совместной жизни.

Слушание и анализ арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

Голос, которым поет Снегурочка, называется «сопрано». Понаблюдайте, какие инструменты переплетаются с легкими, грациозными переливами голоса. Анализируем инструменты, характер частей, музыкальный образ Снегурочки.

Ария Леля «Третья песнь Леля». Назовите количество куплетов в песне?

  • Как вы считаете, куплеты поются одинаково, на одну мелодию или на разные?

  • Каким инструментом, по вашему мнению, должно сопровождаться пение?

Учащиеся слушают арию. После чего проводится ее анализ.

В заключении урока учитель проводит самостоятельную работу.

Учитель: «А теперь нам необходимо повторить все, что удалось узнать в ходе занятия. На слайде вы видите вопросы, ответьте на них, пожалуйста. СЛАЙД 7

  1. Какое название носит опера, которую мы разбирали на уроке?

  • «Золотой петушок»

  • «Снегурочка»

  • «Садко»

Ответ: «Снегурочка»

  1. Дайте определение понятию «либретто»?

  • литературный текст к опере и балету

  • музыкальное вступление

  • музыкальный образ

Ответ: литературный текст к опере или балету.

  1. Кто автор оперы «Снегурочка»?

  • Н. А. Римский-Корсаков

  • М. П. Мусоргский

  • Н. Островский

Ответ: Н. А. Римский-Корсаков

  1. Как вы понимаете слово «антракт»?

  • перерыв между действиями в опере

  • мелодия

  • декорация

Ответ: перерыв между действиями в опере

  1. Как называется голос, которым исполняется партия Снегурочки?

  • сопрано

  • тенор

  • альт

Ответ: сопрано

После выполнения теста, учитель проверяет результаты и выставляет оценки за работу на уроке.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М. : Просвещение, 2010.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.

  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  4. Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья Головченко Т. «Из опыта работы»

  5. Журнал «Музыка в школе». 5/2006. Статья Егорова О.Г. «Музыка и литература».

  6. Римский-Корсаков Н.А. Оперы. CD-диск. 2006 г.



Слайды_к_методической_разработке.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос