Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды во всех группах ДОУ
Калмыкова Анастасия Альбертовна
Высшая квалификационная категория
г. Саратов
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»
Старший воспитатель
ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Примерная модель развивающей предметно-пространственной среды
во всех группах ДОУ
Тип разработки «Другое»
Пояснительная записка
Развивающая предметно-пространственная среда в детском образовательном учреждении служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой деятельности. Внутри игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду мы формируем зону ближайшего развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групповой ячейки, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.1
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
При построении и обновлении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ соблюдались следующее:
-
Насыщенность.
2) Трансформируемость.
3) Полифункциональность
4) Вариативность
5) Доступность среды
6) Безопасность
Модель развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - вводит ребенка в мир знакомых и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений. |
Для познавательно-речевого развития (интегрировано с эстетическим) |
Домик книги |
Г |
Картинки для забавы |
Г |
||
«Давайте познакомимся» |
Р |
||
Петрушкин театр |
Г |
||
Уголок ряженья |
Г |
||
Кладовочка Маши-растеряши |
Р |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
Зеленый уголок |
Г |
||
Домик для рыбок |
Г |
||
Полочка игрушек |
Г |
||
Домик для одежды |
Р |
||
Для гендерного развития |
Куклин дом |
Г |
|
«Я строитель» |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Поликлиника доктора Айболита |
Г |
||
Уголок уединения |
Г |
||
Парикмахерская |
Г |
||
Для художественно-эстетического развития |
Стол для творчества |
Г |
|
Зона музыкального развития |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
||
«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению |
Для физического развития |
Умывалочка |
У |
Чудо-коврики |
Г |
||
Шапочки-перевращалочки |
Г |
||
Чудо-каталка |
Г |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность |
Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) |
Книжный дом |
Г |
Ферма |
Г |
||
Эти забавные животные |
Г |
||
Зеленый уголок (уголок природы) |
Г |
||
Дом для рыбок |
Г |
||
Мини-маркет (магазин) |
Г |
||
Стена времен года |
Г |
||
Мини-лаборатория |
Г |
||
Музыкальный салон |
Г |
||
Игротека |
Г |
||
Мини-музей «Дымковская игрушка» |
Г |
||
«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера |
Для гендерного развития |
Кукольный домик |
Г |
Конструкторская |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Поликлиника доктора Айболита |
Г |
||
Салон красоты |
Г |
||
Автосалон |
Г |
||
«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия |
Для речевого развития (интегрировано с эстетическим, познавательным) |
Семейная гостиная |
Г |
Уголок уединения |
Г |
||
«Давайте познакомимся» |
Р |
||
Бюро находок «Потеряшки» |
Р |
||
Уютный диванчик |
Г |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению |
Для физического развития |
Спортуголок |
Г |
Чудо-коврики |
Г |
||
Шапочки-перевращалочки |
Г |
||
«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации |
Для художественно-эстетического развития |
Мы творим |
Г |
Театр «В гостях у сказки» |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды средней группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность |
Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) |
Книжный дом |
Г |
Ферма |
Г |
||
Эти забавные животные |
Г |
||
Зеленый уголок (уголок природы) |
Г |
||
Дом для рыбок |
Г |
||
Мини-маркет (магазин) |
Г |
||
Стена времен года |
Г |
||
Мини-лаборатория |
Г |
||
Музыкальный салон |
Г |
||
Игротека |
Г |
||
Мини-музей «Поделки из дерева» |
Г |
||
«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера |
Для гендерного развития |
Кукольный домик |
Г |
Конструкторская |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Поликлиника доктора Айболита |
Г |
||
Салон красоты |
Г |
||
Автосалон |
Г |
||
«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия |
Для речевого развития (интегрировано с эстетическим, познавательным) |
Семейная гостиная |
Г |
Уголок уединения |
Г |
||
«Давайте познакомимся» |
Р |
||
Бюро находок «Потеряшки» |
Р |
||
Уютный диванчик |
Г |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
«Оздоровительная» - обусловливает развитие двигательной активности ребенка, содействует оздоровлению |
Для физического развития |
Спортуголок |
Г |
Чудо-коврики |
Г |
||
Шапочки-перевращалочки |
Г |
||
«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации |
Для художественно-эстетического развития |
Мы творим |
Г |
Театр «В гостях у сказки» |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната Г – групповая комната У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность |
Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) |
Книжный дом |
Г |
Полка умных книг |
Г |
||
Эти забавные животные |
Г |
||
Зеленый уголок (уголок природы) |
Г |
||
Дом для рыбок |
Г |
||
Мини-огород |
Г |
||
Стена времен года |
Г |
||
Мини-лаборатория |
Г |
||
Музыкальный салон |
Г |
||
Игротека |
Г |
||
Наши коллекции |
Г |
||
Площадки Светофора |
Г |
||
«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера |
Для гендерного развития |
Кукольный домик |
Г |
Конструкторская |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Почта |
Г |
||
Поликлиника |
Г |
||
Мини-маркет (магазин) |
Г |
||
Салон красоты |
Г |
||
Автосалон |
Г |
||
Ателье мод |
Г |
||
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности |
Уголок России |
Г |
|
Мой Саратов |
Г |
||
Мини-музей «Русская изба» |
Г |
||
Наша Армия |
Г |
||
«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия |
Для речевого развития (интегрировано с эстетическим, познавательным) |
Семейная гостиная |
Г |
Уголок уединения |
Г |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья |
Для физического развития |
Мини-стадион |
Г |
Дорожки здоровья |
Г |
||
Уголок здоровья (валеологический) |
Г |
||
«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации |
Для художественно-эстетического развития |
Мы творим |
Г |
Театр «В гостях у сказки» |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната
Г – групповая комната
У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды старшей логопедической группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность |
Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) |
Книжный дом |
Г |
Полка умных книг |
Г |
||
Эти забавные животные |
Г |
||
Зеленый уголок (уголок природы) |
Г |
||
Дом для рыбок |
Г |
||
Мини-огород |
Г |
||
Стена времен года |
Г |
||
Мини-лаборатория |
Г |
||
Музыкальный салон |
Г |
||
Игротека |
Г |
||
Наши коллекции |
Г |
||
Площадки Светофора |
Г |
||
«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера |
Для гендерного развития |
Кукольный домик |
Г |
Конструкторская |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Почта |
Г |
||
Поликлиника |
Г |
||
Мини-маркет (магазин) |
Г |
||
Салон красоты |
Г |
||
Автосалон |
Г |
||
Ателье мод |
Г |
||
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности |
Уголок России |
Г |
|
Мой Саратов |
Г |
||
Мини-музей «Золотая хохлома» |
Г |
||
Наша Армия |
Г |
||
«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия |
Для речевого развития (интегрировано с эстетическим, познавательным) |
Семейная гостиная |
Г |
Уголок уединения |
Г |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья |
Для физического развития |
Мини-стадион |
Г |
Дорожки здоровья |
Г |
||
Уголок здоровья (валеологический) |
Г |
||
«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации |
Для художественно-эстетического развития |
Мы творим |
Г |
Театр «В гостях у сказки» |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната
Г – групповая комната
У – умывальная комната
Модель развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы
Мини-среда |
Назначение |
Наименование зоны развития |
размещение |
«Познавательная» - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность |
Для познавательного развития (интегрировано с гендерным, речевым, эстетическим развитием) |
Книжный дом |
Г |
Полка умных книг |
Г |
||
Эти забавные животные |
Г |
||
Зеленый уголок (уголок природы) |
Г |
||
Дом для рыбок |
Г |
||
Мини-огород |
Г |
||
Стена времен года |
Г |
||
Мини-лаборатория |
Г |
||
Музыкальный салон |
Г |
||
Игротека |
Г |
||
Наши коллекции |
Г |
||
Площадки Светофора |
Г |
||
«Социально-коммуникативная» - направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера |
Для гендерного развития |
Кукольный домик |
Г |
Конструкторская |
Г |
||
Кухня |
Г |
||
Почта |
Г |
||
Поликлиника |
Г |
||
Мини-маркет (магазин) |
Г |
||
Салон красоты |
Г |
||
Автосалон |
Г |
||
Ателье мод |
Г |
||
Для формирования патриотических чувств, чувств гражданской принадлежности |
Уголок России |
Г |
|
Мой Саратов |
Г |
||
Мини-музей «Народные традиции» |
Г |
||
Наша Армия |
Г |
||
«Речевая» - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия |
Для речевого развития (интегрировано с эстетическим, познавательным) |
Семейная гостиная |
Г |
Уголок уединения |
Г |
||
Поздравлялочка |
Р |
||
«Оздоровительная» - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения здоровья |
Для физического развития |
Мини-стадион |
Г |
Дорожки здоровья |
Г |
||
Уголок здоровья (валеологический) |
Г |
||
«Творческая» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию, самореализации |
Для художественно-эстетического развития |
Мы творим |
Г |
Театр «В гостях у сказки» |
Г |
||
Наш вернисаж |
Р |
Условные обозначения размещения объектов: Р – раздевальная комната
Г – групповая комната
У – умывальная комната
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей