В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Тема: Здоровье – красота! Методическая разработка дня здоровья для учителей начальных классов

Тема: Здоровье – красота! Методическая разработка дня здоровья для учителей начальных классов

Наталья Мельникова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2943
Краткое описание
День здоровья учителей представляет собой совокупность психологических мероприятий, подчинённых одной теме, одной идее, имеет психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.
Мероприятия имеют свою смысловую направленность и охватывают всех педагогов.
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
День здоровья учителей.doc Скачать

Мельникова Наталья Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ ЛИТ

г. Новосибирск

Тема: «Здоровье – красота!»

Методическая разработка дня здоровья для учителей начальных классов

Девиз мероприятия 

 В лицее сегодня шум и суета.

Педагоги все решили:

«Здоровье – красота!»

День здоровья педагогов организуется в каникулярное время. Способствует сохранению и укреплению психологического здоровья учителей. День здоровья представляет собой совокупность психологических мероприятий, подчинённых одной теме, одной идее, имеет психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.

Мероприятия имеют свою смысловую направленность и охватывают всех педагогов.

День здоровья в зависимости от его тематики, включает в себя следующие мероприятия: тематическое оформление кабинетов и спортзала, психологическую гимнастику, психологические акции, аутотренинги, аромотерапию, дыхательную гимнастику, практикумы, тренинги, организацию фито – чая и т.д.

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:

- получение педагогами информации о способах сохранения и укрепления здоровья;

- формирование у педагогов навыков психической саморегуляции, релаксации;

- формирование навыков здорового образа жизни и действий по сохранению собственного здоровья;
- мотивирование к дальнейшему поиску реабилитационных упражнений и использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни.

Оборудование: презентация викторины «А знаете ли вы?», палитра красок, гимнастические коврики, обручи, кегли, мячи, заварной чайник, чашки, сбор трав (мелиса, душица, мята, ромашка, зверобой), саше (ароматические мешочки)

Используемая техника: компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска.















Ведущий:  Здравствуйте!  Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Педагоги здороваются друг с другом.

Ведущий: 

Наше сегодняшнее путешествие посвящено здоровью. Что же такое здоровье?  
 Ответы педагогов.

Ведущий:  Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.  Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ответы педагогов

Ведущий:  Итак, надо помнить...

-здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.

- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.

- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.

- Здоровье – это социальная культура отношений.

- Здоровья - это образ жизни.

Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.

- Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им!

Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Профессия обязывает нас много говорить о здоровье.

Педагоги, подходят к корзине, берут жетоны,  по которым распределяются на две команды. Затем команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям. На каждой станции учителя получают букву. Одна команда собирает слово «Здоровье», а другая – «красота!»

1. Станция “Только солнце своими лучами дарует жизнь ”

Ведущий: Выберите из палитры красок цвета здоровья, отражение собственного настроения в данный момент. Какой из этих цветов приятнее всего вашему глазу? Удивительно, но цвет может многое рассказать о вашем здоровье, ведь с давних пор известно о целебном воздействии его на организм. Педагоги выбирают цвет из палитры.

Красный цвет усиливает мышечную деятельность, нормализует обменные процессы, улучшает кроветворение, лечит заболевания кожи, укрепляет память, придает бодрость и энергию, помогает при вирусных заболеваниях.

Оранжевый цвет налаживает работу желудочно-кишечного тракта, возбуждает аппетит, оказывает благотворное действие на организм при всех заболеваниях легочной системы, стимулирует эндокринную систему, эффективен при заболеваниях селезенки и пищевода.

Желтый цвет помогает избавиться от бессонницы, возбуждает аппетит, оказывает очищающее действие на весь организм, стимулирует зрение и работу печени, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности.

Зеленый цвет избавляет от аритмии, нормализует давление, снимает сильное сердцебиение, лечит простудные заболевания, укрощает нервозность и раздражительность, влияет на расширение бронхов, обостряет слух, смягчает головную боль и боли в позвоночнике.

Голубой цвет обладает антисептическим действием, лечит пигментные пятна, болезни печени, желтуху, ожоги, приглушает воспалительные процессы, нормализует сердечную деятельность, помогает тем, кто хочет похудеть.

Синий цвет помогает при заболеваниях щитовидной железы, зоба, легочных заболеваниях, является лечебным при катаракте, глаукоме, астме и воспалении легких, успокаивает утомленные глаза и нервы.

Фиолетовый цвет можно использовать при всех психических и нервных нарушениях, невралгиях, ревматизме, сотрясении мозга, болезнях печени и выделительной системы, положительно влияет на сосудистую систему.

2. Станция“ Движение – кладовая жизни ”

Ведущий: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и  не потребует специального оборудования. Давайте включим спокойную музыку и выполним  упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые  мы сейчас с вами разучим.

Педагоги выполняют комплекс упражнений на гимнастических ковриках для снятия мышечного и психологического напряжения.

Ведущий:  Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу 30 секунд.

- Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.

- Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.

- Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.

- Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.

- Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.

- Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).

- Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток.


3. Станция “Здоровье не купишь – его разум дарит”

Ведущий:  Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. 

Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;

Указательный – улучшает работу желудка; 

Средний – кишечник и позвоночник;  

Безымянный – улучшает работу печени;                                                            

 Мезенец – помогает работе сердца.

Массируются  пальцы каждый отдельно  по направлению к его основанию ладонной  и  боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.

Педагоги  выполняют пальчиковый массаж.                                                      


4. Станция “Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно


Ведущий: Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом.  Сейчас мы заменим нашу обычную статическую позу в положении сидя на активный отдых. Для этого проведём несколько замечательных конкурсов.

   1) Конкурс «Ласточка»  (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)

2) Конкурс «Кто дольше прокрутит обруч» 

3) Конкурс «Пословица и поговорка»   (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье)

4) Эстафета «Кенгуру» (Прыгать с зажатым между ног мячом до кегли, сбить этим мячом кеглю.)

5) Эстафета «Парная с обручем»  (Педагоги в паре бегут до ориентира. Один держит обруч, второй  - подлезает, затем второй держит, первый подлезает.  Обратно  возвращаются бегом.)

 

5. Станция “ Радость подобна лекарству”

Ведущий: Перенапряжение голосовых связок  может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам  выполнить комплекс дыхательно - голосовых упражнений для укрепления мышц гортани. Педагоги  выполняют упражнения.

1) Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.

2) Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.

3) Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

4) Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.

5) Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование.

6) Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Ведущий: Припеваем следующие звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы; расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

7) Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами и здоровьем была установлена еще в древности. Смех – отличное лекарство против стресса. Любое напряжение нуждается в разрядке, а смех – разрядка, причем отличная. Перед смехом отступают многие явления психосоматики: язва, астма, колит.

Упражнение “Улыбка Будды”: нужно оттянуть назад уголки рта и глаз. Одновременно натянуть щеки (как будто уши оттягиваются немного назад). Задержаться так на 1–2 минуты. Помогать себе пальцами рук: уголки рта – большими пальцами, уши – указательными пальцами, уголки глаз – средними пальцами.

6. Станция “ Пища для ума и сердца ”

Ведущий: На этой станции мы познакомимся с пищей, полезной для ума и сердца, ответим на вопросы интерактивной викторины «А знаете ли вы?»

Для сохранения ясности мышления организму нужен белок, минералы и витамины. Нормальная концентрация железа важна для памяти, интеллекта. Предлагается “пища для ума и сердца”: спраутс – пророщенные зерна пшеницы, ржи, овса, бобовых, проростки тыквы; зелень и семена укропа, сельдерея, петрушки, дикорастущие растения (в частности, крапива); продукты из злаков, бразильские орехи кешью, морепродукты, чеснок.

Чтобы поддержать защитные силы организма, начинайте утром с кефира или йогурта и ежедневно съедайте по яблоку. В этих плодах содержатся в нужном сочетании вещества, необходимые для работы иммунной системы: фитонциды, витамины С и группы В, а также марганец и медь Природные иммуннорегуляторы: свежие мясо и рыба, молоко, фрукты, овощи, зелень, орехи, зеленый чай.

Ведущий: А теперь интерактивная викторина «А знаете ли вы?»

1) Какое блюдо на Руси считалось королевой холодных супов? (Окрошка)

2) Как приготовить пироги – калинники? (Старинный ржаной пирог-лепёшка из калины, без начинки).

3) Можно ли из ягод калины и рябины приготовить пюре? сок? сироп? морс? лосьон? ( Ягоды калины и рябины известны как действующее средство при лечении гипертонической болезни, атеросклероза, гастрита, колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, простуды, сосудистых спазмов).

4) О каком кустарнике, препараты которого оказывают стимулирующее действие на сердце, Авиценна говорил: “Вяжет сильнее, чем рябина, подавляет желчь сильнее, чем всякие другие плоды”? (Боярышник.)

5) Какое дерево на Руси считалось символом счастья, мира в семье, способным отгонять болезни? (Рябина.)

6) Какой напиток являлся любимым напитком Александра Меншикова, сподвижника Петра I? (Чай по рецепту: на 3 чашки крепкого чая добавить 1 чашку водки и неполную чашку меда. Все хорошенько перемешать и довести до кипения. Применять при простудах, слабости, тяжелой физической и умственной работе.)

7. Станция“ Советы мудреца ” (презентация)


Ведущий: Задания на этой станции очень простые. Запомнить советы, которые помогут восстановить здоровье в стрессовых ситуациях, также помогут избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие.

1. Частая смена деятельности позволяет снять эмоциональное напряжение учителя;

2. Умейте в работе находить больше позитива.

3. Знайте: не будет здоровья – все остальное будет мало нужным.

4. Старайтесь высыпаться, иначе недосыпание ведет к нервным срывам.

5. Обратите внимание на эффективность лечебного массажа.

6. “Владеть собой среди толпы смятенной…”

Применяйте данное упражнение, и вы сумеете справиться с отрицательными эмоциями. И так, сложите руки в “замок” за спиной. Так как отрицательные эмоции “Живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

7. Слушайте гармоничную музыку. Музыка успокаивает мысли, стабилизирует внутреннее состояние. (Попробуйте послушать пение птиц, шум леса, звуки природы…)

8. Помните: Досуг – это зеркало работы.

9. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

10. Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое: переставляйте мебель в квартире, на рабочем месте, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… и тогда стресс будет “приставать” к вам реже.

11. Каждому педагогу приходиться испытывать нервное напряжение, попадать в стрессогенную обстановку, чувствовать внутреннее волнение и смятение. В таком случае, для того чтобы сохранить психологическое здоровье в нашем современном мире, разработаны эффективные практические способы.

12. Добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль.

13. Фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье.

14. Практические психологи утверждают, что на 75% снижается нервное напряжение, если вы возьметесь за рисование, вязание, вышивание и т. д.

15. Прогулка на свежем воздухе (30 – 40 минут) восстанавливает наш организм.

16.  Криотерапия – нахождение на холоде, т. е. прогулки, игры, сон. Достаточно низкие температуры для организма - хорошая психопрофилактика для каждого человека.

Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом.

8. Станция“ Сердечное чаепитие

Ведущий: Целебные травы – это кладезь для нашего здоровья! Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим».

Если вы любите чай, то в случае стресса можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др.) Задание на этой станции очень простое. Вам необходимо определить в какой чашке лекарственное растение и еще назвать его целебное свойство. Но перед дегустацией отгадайте загадки:

1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)

2. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

3. Зеленые кусточки, алые цветочки;

Когти – коготочки, стерегут цветочки (шиповник)

4. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).

А теперь угоститесь ароматным чаем – взбодритесь, подлечитесь. И примите небольшой подарок - саше (мешочек здоровья с травами).

Ведущий: Наше путешествие по станциям здоровья завершается. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.

Не забывайте о своем здоровье, цените и берегите его! Желаю всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!

Подведение итогов Дня здоровья:

- команды собирают девиз мероприятия «Здоровье – красота!»;

- высказывают впечатления о проведённом мероприятии, замечают изменения в собственном настроении.








Литература


1. Ступакова Л. Будьте снисходительны к себе//Тамбовская жизнь. – № 5.09.2000.

2. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Л. Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург. 2010 год.

4. Н. Г. Ланина, К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – Воронеж, 2002год.

5. Т. В. Форманюк. “Синдром профессионального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации педагогов. Вопросы психологии. М. - 2004год.

6. А. П. Панфилова. Коммуникация в профессиональной деятельности – М. 2007 год.

7. О. А. Колядинцева. Личность учителя: постижения себя на пути к успеху: Методическое пособие. – Омск: ООИПКРО, 2012 год.

8. http://900igr.net/

9. Глухова Т.Г. Проблема сохранения психологического здоровья педагога. http://www.samara.edu.ru/portal/dt?provider

10. Касаткина Н., Качан Л. Учитель XXI века. http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID 200500113

11. Матвеева М. Учитель, позаботься о себе! http://nsc.1september.ru/2004/22/2.htm

12. Панина Г. Психологическая поддержка учителя. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID 200303904

13. Шокурова Н.В. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителя как основа образовательной политики. http://www.samara.edu.ru/portal/dt?provider










Приложение 1



Маршрутный лист

путешествия по станциям здоровья

Название станции

Буквы

Роспись


1





2





3





4





5





6





7





8





Итог








14


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров