Могущество Древнего Египта: военные походы фараонов
Конспект урока
по
теме «Могущество Древнего Египта:
военные походы фараонов»
учителя
Денчик И.В.
Предмет: История Древнего мира
Аудитория: 5 класс
Форма проведения: дистанционная (при использовании программ Skype, Сообщение, iСhat)
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта
Задачи урока:
- образовательные – продолжить формирование у учащихся представление о власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов, их целях и последствиях.
- развивающие – продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой, с иллюстрациями, отвечая на вопросы учителя, сопоставлять, анализировать информацию, использовать документы как исторический источник.
- воспитательные – показать, что войны несут с собой разрушения, рабство и материальные потери для захваченных стран, развитие коммуникативных качеств учащихся, формирование ценностных установок (трудолюбие, значение знаний, уверенность в своих силах).
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал, презентация
Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.
Основные понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, Тутмос, Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия.
Формы работы учащихся на уроке: составление устного сообщения по опорной схеме (иллюстрации, слова), работа с исторической картой, работа с учебником, работа с письменным историческим источником, решение тестовых заданий с открытым ответом.
Ожидаемые результаты урока:
личностные — развитие ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной деятельности;
предметные – понимание причин и последствий военных походов фараона, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию об исторических событиях и явлениях.
метапредметные– развитие познавательных процессов: речь, память, внимание и восприятие, умений строить логическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков самостоятельной работы.
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов:
Личностные: формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности (через дискуссию);
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению, составление монолога (устный рассказ), планирование работы по составлению ролевого сценария по предложенным темам (домашнее задание)
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (если в классе более одного учащегося), умение слушать, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Познавательные: работа с картой и текстом учебника, работа с историческим источником с целью необходимой информации.
Ход урока
I. Организационный момент - 3 мин
Учитель приветствует учащегося, проводит проверку его готовности (учащихся, если в классе их несколько) к уроку, сообщает, какие материалы будут использоваться на уроке, в дополнение к учебнику (презентация, исторический источник), проверяет их наличие (загруженность) у учащегося .
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме - 9 мин
Проверка домашнего задания:
1) используя иллюстрации и опорные слова (1 слайд презентации), учащийся составляет короткий рассказ о жизни ремесленника, крестьянина и вельможи в Древнем Египте, сравнивая, делает вывод. Если в классе несколько учащихся, каждый составляет рассказ от лица земледельца, ремесленника и вельможи на выбор, учитель сам определяет учащегося, который должен сделать вывод о положении в обществе разных категорий населения Древнего Египта;
2) работа с понятиями: учащийся выполняет задания с открытым ответом, при этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором представлены вопросы:
- Повелитель всего Египта - _______ (фараон)
- Знатные люди, царские советники, военачальники - _______ (вельможи)
- «Служил у фараона иль вельможи,
Писал приказы, также надзирал.
Он земледельца собирал налоги. - __________ (писец)
В казну всегда доходы направлял».
- Простые жители Древнего Египта, налогоплательщики - ____________ (земледельцы, ремесленники).
3) Беседа с классом.
Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам:
«Если ты сидишь за столом у того,
кто выше тебя по должности, то бери,
когда тебе дают то, что лежит перед
тобой. Не смотри на то, что лежит перед
ним, как он не смотрит на то, что лежит
перед тобой. Опускай лицо вниз, когда
он тебя приветствует. Смейся, когда он
смеется. Это приятно его сердцу. Гни
свою спину перед начальником... И тогда
в твоем доме будет богатство…. Не сиди,
если перед тобой стоит тот, кто старше
тебя или выше по должности».
Вопросы
учителя:
- Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Могут ли они быть актуальными сегодня?
III. Изучение новой темы — 20 мин
Вступительное слово учителя по теме: Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Сегодня на уроке нам нужно узнать ответ на вопрос «Для чего совершали военные походы фараоны?»
Изучение нового учебного материала происходит с опорой на показываемую презентацию.
Учитель сообщает тему и план урока (4 слайд презентации).
План:
1.
Вооружение египетского войска
2.
Походы египетских фараонов
3.
Цели и последствия походов Тутмоса III
1. Вводные слова учителя по первому пункту плана:
Владыки Египты стремились укрепить свою власть, расширить свои владения и приумножить богатства. Для того чтобы воевать, им нужно было постоянное войско.
Учитель ставит задание, предполагающее последующую устную проверку: внимательно рассмотреть иллюстрации (слайд 5), прочитать п.1 параграфа 9 и ответить на вопросы:
- Из кого состояло войско фараона?
- Какое вооружение (боевое, защитное) использовалось воинами фараона в бою?
Учащийся (учащиеся) выполняют задание и определяют в ходе беседы с учителем состав и вооружение египетского войска.
2. Изучение второго вопроса «Походы египетских фараонов» предполагает работу с историческими картами и начинается с постановки задания (слайд 6): «Сравните карты: какую информацию можно извлечь, используя легенду карты?». Учащийся определяет, что на карте показано увеличение областей влияния и областей управления от Древнего царства к Новому царству.
Учитель сообщает, что увеличение этих областей явилось результатом завоевательных походов фараонов и приглашает учащихся в историческое приключение (слайд 7):
«Представим себя искателями приключений, отправимся по пути походов египетских фараонов. Для этого нам нужна карта. Но, к нам в руки попала карта с ошибками. Мы не можем по ней отправиться в путь».
Учитель ставит задание по карте с ошибками: читать 9 параграф, пункт 3 «Войско возвращается с добычей», найти в карте ошибки. Выполнив задание, учащиеся вместе с учителем исправляют ошибки на карте. Учитель сообщает, что теперь можно отправляться в поход.
3. Учитель сообщает, что самые успешные походы в другие страны совершил фараон Тутмос III. Изучение третьего вопроса «Цели и последствия походов Тутмоса III» также предполагает работу с историческими картами и начинается с постановки задания (слайд 8): «Внимательно посмотрите на легенду карты».
Выполнение задание предполагает последующую беседу по вопросам:
- Каким знаком обозначены походы египетских фараонов?
- На какие территории были совершены походы фараонов Египта?
- Где находится город Мегиддо?
4. Учитель обращает внимание учащихся на исторический документ «Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах» (Приложение). Учащиеся читают текст.
Учитель проводит беседу по прочитанному тексту документа.
-
С какой целью фараоны совершали свои
военные походы в другие страны?
-
Что захватывали в качестве добычи в
таких походах египетские воины?
-
Кому воздавали хвалу воины Египта?
-
Кому они приносили награбленное?
-
Как распределял награбленное имущество
фараон?
IV.
Закрепление изученного на уроке — 5
мин
Работа по 10 слайду
презентации: почему среди прочей добычи
именно рабы обладали большей ценностью?
(Пленники
становились рабами, то есть полностью
принадлежали хозяину. Они могли трудиться,
что-то создавать, обогащать хозяина,
при этом, платить им было не нужно).
Работа с понятиями. Используется 11 слайд с вопросами:
1) Гроза всем воинам оружие это,
Когда армадой в бой идут.
Возничего, стрелка посадят на площадку - ________________
И лошадей двух запрягут.
2) Сплав меди и олова, из которого египтяне стали изготавливать наконечники копий, кинжалы - ________
3) Этот фараон совершил самые крупные завоевания - ____
V. Итог урока — 3 мин
Выставление оценок, запись домашнего задания.
Домашнее задание:
-
Прочитать § 9 уч. История Древнего мира
(А.А. Вигасин);
- подготовить сценарий на тему: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?» или «Почему я, Тутмос III, люблю войну?!»
- работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24);
- для любознательных: кто из известных военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа с историческим документом
Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III.
Читаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, отвечаем на вопросы по прочитанному тексту.
Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»
Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...
Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 44-45.
Вопросы по прочитанному тексту документа.
-
С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа.
-
Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?
-
Кому воздавали хвалу воины Египта?
-
Кому они приносили награбленное?
-
Как распределял награбленное имущество фараон?
-
Какой характер носили войны?
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
С ув. Дулатова Н.И.