В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа курса «ГРАЖДАНИН. ОБЩЕСТВО. ПРАВО»

Рабочая программа курса «ГРАЖДАНИН. ОБЩЕСТВО. ПРАВО»

Елена Сушилова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 3899 комментариев: 1
Краткое описание
Рабочая программа по курсу «Гражданин. Общество. Право» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона «Об образовании» (ФЗ РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РП_ПРАВО_6_класс.docx Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа курса

«ГРАЖДАНИН. ОБЩЕСТВО. ПРАВО»


Сушилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания

10.11.2014










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу «Гражданин. Общество. Право» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закона «Об образовании» (ФЗ РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ);

Федерального государственного образовательного стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», утверждённый решением Педагогического совета от23.04.2014 г. Протокол № 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Курс «Гражданин. Общество. Право» направлена на осознание необходимости изучения права как одного из средств адаптации в условиях развития общества, формирование собственных норм и ценностей, установления конструктивных отношений с окружающими.

Цель курса: развить правовую культуру учащихся;· привить любовь и уважение к закону и правам Российской Федерации; сформировать устойчивое правосознание;· развить правомерное поведение учащихся; воспитать высоконравственную личность.

Задачи:

1. Максимально способствовать развитию правовой культуры учащихся - будущих самостоятельных граждан РФ путем методически обоснованной трансляции имучебной информации о правовой системе России с целью успешной адаптации и социализации в современном мире.

2. Сформировать у школьников умения разбираться в вопросах правового регулировании, чтобы обеспечить защиту своих законных прав иинтересов, повысить компетентность ввопросах юридический помощи.

3. Помочь школьникам узнать свои права, и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения, увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека, научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами.

4. Помочь учащимся во всем многообразии форм гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений.

5. Научить выделять правовую составляющую в ходе реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными интересами.



Место предмета в учебном плане

Учебный курс «Гражданин. Общество. Право» изучается в 6 классе – 1 час в неделю – 35 часов.

Разделы

Часы

1.Общество

11

2.Гражданин

7

3.Право

17

Всего

35



Планируемые результаты обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;

2. уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

3.гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

1.принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

2.умение планировать пути достижения намеченных целей;

3.умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

4.умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

1.понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;

2.готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

3.определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;

4.планировать общие способы работы группы;

5.обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

1.выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  1. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  2. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  3. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  4. определение основной и второстепенной информации;


1.раскрывать смысл понятия общество, государство, право, гражданин.

2.характеризовать сферы общественной жизни.

3.объяснять изученные положения на конкретных примерах.

4. решать познавательные, правовые, практические задачи.

5. определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулируют свою точку зрения.



Планируемые результаты обучения

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Объяснять значение понятий.

Объяснять значение Конституции в государстве. Аргументировать свое мнение по вопросу о необходимости знания Конституции, особенности и структуре Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.

Рассказывать о роли и сохранении правопорядка и законности в стране. Называть правоохранительные и судебные органы.

Давать характеристику социальных норм и их видам.

Характеризовать понятия: правосознание и правовая культура; имущественные правоотношения; каким должно быть поведение их участников; основные виды договоров, сущность института права собственности, трудовое право; правоотношения в трудовых отношениях; проступки и преступления, совершаемые людьми; что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют; принцип презумпции невиновности.

Описывать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением.

Ориентироваться в понятиях общество, страна, государство.

Работать с Конституцией. Составлять

таблицу «Классификация конституционных прав»

Объяснять, чем опасны и вредны для общества, нарушения законов, разъяснять сущность права, различные его значения, систему права, основные отрасли; определять, нормами каких
отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель
верного поведения участников
правоотношений;
реализовывать и защищать
права детей; разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения







Содержание курса

Глава 1. Общество

Страна.Государство.Общество.Общественные отношения. Экономическая, политическая, социальная, духовная сфера. Взаимосвязь четырех сфер.Что такое экономика. Виды экономической деятельности. Производство, обмен, распределение и потребление. Что такое труд и каким он бывает. Разнообразный мир профессий. Труд и образ жизни людей. Что такое политика. Государственная власть. Государственная власть и общественная жизнь. Выборы.Происхождение государства. Признаки государства. Государственные символы. Какие бывают государства. Социальные группы. Социальные общности. Этносы.Социальные различия, социальное неравенство. Как решается проблема социального неравенства. Что такое культура. Из чего складывается духовная культура. Что составляет духовное богатство общества. Сохранение культурного наследия. Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества.

Глава 2. Гражданин

Что такое Конституция. Признаки Конституции. Из истории Конституции нашей страны. Что такое конституционный строй. Основы Конституционного строя. Референдум и свободные выборы. Государственная власть в России.Президент РФ - глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть в России.Кто такие граждане и что такое патриотизм. Кто является гражданином РФ. Достойный гражданин своего Отечества.

Глава 3. Право

Обычай - правило поведения людей, принадлежащих к определенной группе. Как возникали обычаи.Как исполнялись обычаи. Право - естественное право человека. Принцип верховенства права над государством. Право правила, регулирующие отношения людей между собой и между ними и государством. Мораль - неписаные правила поведения, сформулированные в абстрактной форме. Соотношениеправа и морали. Понятие прав человека. Правовое положение человека в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека. Документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.Право на жизнь — основное право человека. Естественность и неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь. Отмена смертной казни в цивилизованных государствах. Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство, Равенство в правах и обязанностях. Юридическое равенство и фактическое неравенство.

Равенство прав вне зависимости от расы, национальности, пола, религиозных и политических взглядов.Права детей, закрепленные в международных документах. Общепризнанные права человека. Права детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей. Права детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Лица, совершающие действия в интересах малолетнего ребенка. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет. Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Государственная защита. Опека и попечительство. Трудовой кодекс. Запреты на отдельные виды работ. Нормы труда. Оплата труда. Трудоустройство несовершеннолетних.Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление. Правонарушение и юридическая ответственность. Уголовное наказание. Преступление и проступок.Наркотики и наркомания. Социальная, психологическая и физиологическая опасность употребления наркотиков.Условия, способствующие приобщению взрослых несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Ответственность за распространение наркотиков.Случаи законного задержания человека полицией. Права задержанного. Порядок допроса задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы

Кол-во часов

Основной вид учебной деятельности

Отрабатываемые УУД

1.

Общество

11

Выделять существенные признаки общества.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа.

Различать явления экономической жизни.

Уметь объяснять решающую роль производства в экономике, а также влияние изменений экономического развития государства на социальный состав общества.

Находить и извлекать социальную информацию об экономике и о производстве из адаптированных источников различного типа.

Характеризовать признаки государства.

Раскрывать роль и функции государства в общественной жизни.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике политической жизни общества.

Различать и описывать явления духовной культуры.

Объяснять и конкретизировать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры.

Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа.

Р.: совершенствование навыков самоорганизации учебной деятельности;

умение ставить перед собой цели, самостоятельно планировать деятельность.


П.: овладевают целостным представлением об историческом пути человечества; привлекают дополнительную информацию для решения учебной задачи.


К.: участвуют в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся к другому мнению и позиции.


Л.: усвоение традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека в современном мире.

Осознание своей идентичности как гражданина страны и как человека постиндустриального общества.


2

Гражданин


Раскрывать роль Конституции Российской Федерации в жизни общества.

Давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации.

Характеризовать государственное устройство страны, ее многонациональный состав.

Находить и извлекать информацию о государственном устройстве России из адаптированных источников различного типа.

Выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином, и приводить примеры гарантируемых Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан России.

Характеризовать духовные ценности российского народа.

Описывать культурные достижения народов России. Выражать собственное отношение к ним.

Характеризовать место нашей Родины среди других государств.


Р.:Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П.: овладевают целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

К.: готовность к сотрудничеству, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Л.: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений: понимание культурного многообразия мира.

3

Право


Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев.

Различать отдельные виды социальных норм (в поведении, хозяйственной деятельности, политике и т. д.).

Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества.

Приводить примеры общественных ценностей.

Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали.

Анализировать типичные социальные ситуации с морально нравственных позиций.

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Объяснять и конкретизировать фактами роль морали в жизни общества.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Приводить примеры ситуаций морального выбора.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права.

Различать правовые стороны социальных ситуаций. Объяснять сущность дееспособности и правоспособности.

Определять субъектов права.

Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера.

Называть и раскрывать основные права и свободы граждан Российской Федерации.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

Объяснять причины создания специальных органов по защите прав человека.

Анализировать несложные ситуации нарушения прав человека.

Р.: воспринимают и удерживают цель деятельности до получения её результата; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого.

П.: выделяют общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах.

К.: планируют цели и способы взаимодействия.

Л.: имеют целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива


Литература


  1. К. Н. Поливанова, Б. И. Хасан. Общество й Я. Учебное пособие для 5-6 классов. Серия «Начала права». В 2-х кн. Книга 1.~М.: Вита-Пресс, 2002;

  1. 2 Б. И. Хасан, К. Н. Поливанова. Методическое пособие по курсу «Общество и Я». - М.: Вита-Пресс, 2002;

  2. 3. Е.С. Королькова. Основы граждановедения. 5 класс. - М.: Просвещение, 2002;

  3. 4. А.Ф. Никитин. Граждановедение: учебное пособие для 5 класса. - М.: Дрофа, 2002;

  4. 5. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание: учебник для 5 класса. - М.: Русское слово,2005.

  5. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., Новосибирск, 1997.

  6. Косарев Л.М. Социокультурный Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. №3.

  7. Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. №2.

  8. Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.

  9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.

  10. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

  11. Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

  12. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

  13. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. №9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

  14. Григоръян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

  15. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000.

  16. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999генезис науки нового времени. М., 1989.

  17. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1995.

  18. Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. № 8.

  19. Маленкова Л.И. Вопросы человековедения. М., 1993.

  20. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996.

  21. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

  22. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

  23. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимиров И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.

  24. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.







Обсуждение материала
Елена Лисовская
13.11.2014 03:26
Очень нужная программа,затронуты необходимые и нужные вопросы и проблемы.Успехов в дальнейшем.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос