В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду

Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду

Ольга Кузьмина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:10просмотров: 4868
Краткое описание
Организация психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 6-7 лет на базе МБДОУ « Детский сад 21».  Практическая значимость заключается в разработке механизмов социально-эмоционального развития в соответствии с требованиями ФГОС.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа_6-7_лет_пров.doc Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№21»

г. Дзержинск Нижегородской области




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 21»

______________________Лапина С.А.

«____»______________2014 г









программа

«Психолого-педагогическое сопровождение Социально-эмоционального развития детей 6 -7 лет в детском саду»









Составитель программы:

Кузьмина О.М., педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №21» г. Дзержинск

Соавтор:

Лапина С.А., заведующий МБДОУ

«Детский сад №21









г. Дзержинск

2014 г.



Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………………………….……3

Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду………………………4

1.1. Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду……………………….…4

1.2. Факторы, влияющие на социально – эмоциональное развитие детей 6-7 лет в детском саду………………………………………………………………………………………………..5

Глава 2. Психолого- педагогическое сопровождение социально- эмоционального развития детей 6-7лет на базе МБДОУ « Детский сад 21»……………………………………………....8

2.1 Модель взаимодействия со всеми субъектам развивающей среды МБДОУ

«Детский сад 21» …………………………………………………………………………….….8

2.2. Взаимодействие педагога-психолога с родителями……………………………………....9

2.3. Взаимодействие педагога- психолога с воспитателями…………………………………10

2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами…………..……………………11

2.5. Взаимодействие педагога психолога с детьми подготовительной группы………… …12

Литература………………………………………………………………………………………16

































Пояснительная записка


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) как одну из центральных задач работы детского сада. Таким образом, психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Именно поэтому в МБДОУ «Детский сад №21» города Дзержинска Нижегородской области была разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей по возрастам.

В основу программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.

Цель программы: организация психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 6-7 лет на базе МБДОУ « Детский сад 21».

Предложенная в данной программе модель сопровождения социально- эмоционального развития детей должна содействовать созданию условий для учета «зоны ближайшего развития» при построении развивающей работы с детьми 6-7 лет, организовать условия для продуктивного их развития, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

Цель сопровождения: создание комфортно-психологических условий для полноценного развития личности ребёнка 6-7 лет в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей  на базе МБДОУ « Детский сад 21».

Задачи:

- сформировать общее развивающее поле вокруг ребёнка, обеспечивающее согласованность воздействия взрослых;

- развить психологическую компетентность родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией.

- развить психологическую компетентность воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; обеспечить психопрофилактику эмоционального выгорания педагогов;

- выявить кризисные изменения, негативные и позитивные симптомы психологического кризиса 7 лет;

- создать диагностическую основу для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к обучению в школе;

- развивать навыки контекстного общения со взрослыми, формы сотрудничества с ровесниками, элементы рефлексии;

- создавать условия для формирования адекватных переживаний в ситуации успеха и неудачи.

Новизна программы по психолого-педагогическому сопровождению социально- эмоционального развития заключается  в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что  является системообразующим  фактором целостной воспитательной среды.

 Практическая значимость нам видится:

  • в разработке механизмов социально – эмоционального развития в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

  • в создании методического обеспечения процесса сопровождения социально-эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей,  разработок различных форм работы с детьми  и родителями и др.).


Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду


1.1. Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 6-7 лет в детском саду


Социальное развитие детей возраста 6-7 лет рассматривается нами как целенаправленный процесс вхождения ребёнка раннего возраста в социум, познания и преобразования окружающего мира и самого себя в нем, на основе субъект-субъектного взаимодействия в диадах «родитель-ребёнок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог» в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера.

Опрос родителей на тему «Что вы ожидаете от дошкольного образования» показал, что наиболее важным и ценным для них является наличие у ребёнка качеств, определяющих его успешную социализацию. Опрос воспитателей показал, что они ориентированы на развитие у ребёнка определённых качеств, в том числе и на умение управлять своими эмоциям, поскольку они осуществляют первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение социально- эмоционального развития детей раннего возраста рассматриваем как целенаправленный процесс непрерывного и органического, социально контролируемого вхождения ребёнка в социум в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера при непосредственном участии значимого взрослого в субъект-субъектном взаимодействии.

Модель «сопровождения» более продуктивна, чем «поддержки». Если в системе школьного и дошкольного образования психолог часто вынужден работать в «прошлом», обязан исправлять, корректировать то, что уже сформировалось, неудачно развилось, то в работе с маленькими детьми и их родителями он выстраивает «сопровождение», нацеленного на профилактику и развитие позитивного, благоприятного развития.

Теоретико-методологическая основа изучения заявленной темы - это научные работы о закономерностях психического и социально-личностного развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

О закономерностях социально-эмоционального развития ребёнка пишут А.Г.Асмолов, А.Бандура, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Ж.Годфруа, Л.Колберг, Я.С.Коломинский, И.С.Кон, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, А.В.Петровский, Ж.Пиаже, К.Д.Радина, Ф.Райс, С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, С.Холл, Э.Эриксон и др.

Тема эмоционального развития дошкольников широко освещена в трудах А.Д Кошелевой, Т.А.Данилиной, В.Я.Зединидзе, Н.М.Стёпиной и др.

Богатый материал об аспектах взаимодействия в диаде «мать и дитя» находим в работах М.Айнсворт, Л.И.Божович, Дж.Боулби и др.; материал о гуманизации общения детей раннего и дошкольного возраста находим в работах A.A.Бодалева, A.B.Запорожца, М.И.Лисиной и др.

Теоретические аспекты изучения самоценности детства представлены в работах Е.В.Гончаровой, A.B.Запорожца, В.Т.Кудрявцева, Л.В.Трубайчук.

Теоретические основы диагностики психического развития у Л.С.Выготского, Л.А.Венгер, Е.О.Смирновой, Д.Б.Эльконина и др.

О психолого-педагогическом сопровождении личностного развития пишут Л.Берковиц, Р.Бернс, Л.Н.Бережнова, Л.И.Божович, Д.Бэрон, К.Бютнер, О.С.Газман, Ф.Дольто, И.В.Дубровина, Е.С.Иванов, Е.И.Казакова, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, А.В.Мудрик, М.С.Полянский, С.А.Расчетина, М.Раттер, Т.В.Светенко, В.В.Семикин, А.П.Тряпицына, Л.М.Шипицына и др.

Подробное и обоснованное значение психолого-педагогического сопровождения социально- эмоционального развития детей описано в книгах авторов нашего региона Т.И. Чирковой, Т.К. Харитоновой, С.М. Зиминой «Практическая психология в системе дошкольного образования», «Проблемы в поведении ребёнка раннего возраста».

Нормативно-правовую основу работы составляют: «Федеральный государственный образовательный стандарт (2013г.), Закон РФ «Об образовании»от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 03.02.2014), Концепция дошкольного образования (16.06.1989 г.), Концепция раннего детского возраста (1994 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (11.02.2002 г., приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655).

Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный  социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует  агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению. Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально-эмоционального развития, мы обеспечиваем  основы  созидательной   жизненной  стратегии  личности».


1.2. Факторы, влияющие на социально-эмоциональное развитие детей

6-7 лет в детском саду


Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся на те исследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.


Психофизиологические особенности детей 6-7 лет

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате

появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента,

когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать

дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое,

понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картино.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.


Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес —21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошоразвита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности.

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст 6-7 лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают

результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми

Проблема развития и воспитания детей 7-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания и требует её совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 6-7 лет актуальная и востребованная задача.





















Глава 2. Психолого – педагогическое сопровождение социально–эмоционального развития детей 6-7 лет на базе МБДОУ «Детский сад 21»


2.1. Модель взаимодействия со всеми субъектам развивающей среды МБДОУ « Детский сад 21»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» общеразвивающего вида осуществляет приоритетную деятельность по направлению физического развития детей. Общая численность воспитанников – 266 детей: 11 возрастных групп , из них 3 группы первые младшие – детей раннего дошкольного возраста – 71 ребенок. Обшее количество сотрудников МБДОУ – 52 человека. Количество педагогических работников - 23: с высшей категорией – 5 человек; с первой квалификационной категорией – 6 человек; со 2 кв. категорией – 2 человека; соответствие занимаемой должности – 3 человека; 7 – без категории. С детьми первых младших групп работают воспитатели: 2 - соответствующие занимаемой должности, 1 – со 2 квалификационной категорией.

МБДОУ работает по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад № 21» на основании примерной комплексной программы « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

В основу психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 6-7лет положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.

В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:

- обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций, обеспечивающих вхождение ребёнка раннего возраста в социум;

- субъект-субъектное взаимодействие в триаде «ребёнок-родитель-педагог», направленное на формирование социального опыта ребёнка раннего возраста;

- профессиональная готовность педагога к работе с детьми возраста 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Методы и методики работы педагога–психолога детского сада можно разделить на:

- методы просветительской работы (информационные тексты, лекции, беседы, семинары, методические разработки, презентации и т.д.);

- методы и методики консультирования (анализ результатов психодиагностики, наблюдение, беседа, интервью);

- психодиагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ детских рисунков, тестов.

- игровые и прочие виды деятельности с детьми.

Взаимодействие педагога-психолога с субъектами воспитательного пространства строится по следующим направлениям работы: просветительскому (информационно-познавательному), диагностическому, консультативному, развивающему.


2.2. Взаимодействие педагога-психолога с родителями


Цель взаимодействия психолога с родителями: развитие психологической компетентности родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Направления работы: диагностическое, просветительское, консультативное.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. Речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей.


Перспективный план работы с родителями

Методики

Цель

Предполагаемый результат

Время проведения

Анкетирование родителей по опроснику Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М. на определение тревожности

Определение эмоционального самочувствия детей, выявление наличия признаков дезадаптивного поведения

Выявление детей, испытывающих тревожность, связанную с посещением детского сада.

Октябрь

Информационный буклет

«Понятие школьной зрелости», «Личностная готовность ребёнка к обучению в школе»,

« Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе», « Что такое социальная готовность к обучению ребёнка в школе», «Произвольность поведения как составляющая психологической готовности к обучению в школе», «Физическая готовность к обучению в школе», «Речевая готовность к обучению в школе».


Информировать родителей об адекватных спосо­бах взаимодействия с ребёнком.

Применение родителями на практике рекомендованных приёмов взаимодействия с детьми.

На протяжении года

Семинар «Психологическая готовность к школьному обучению»

Познакомить с понятием психологическая готовность к школьному обучению.

Родители обращают особое внимание на психологическую готовность к школьному обучению.

Сентябрь

Групповая консультация «Кувшин эмоций»


Профилактика нарушений эмоционально– волевой сферы ребёнка.

Применение родителями на практике предложенных рекомендаций, игр.

Ноябрь

Групповая консультация

«Обучение эффективным приемам по развитию высших психических функций»

Способствовать развитию психических функций, необходимых для обучения в школе.

Применение родителями на практике предложенных приёмов и упражнений.


Февраль

Индивидуальные консультации по запросу родителей и по проблемам готовности к обучению в школе.

Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.

Применение родителями на практике предложенных рекомендаций.


На протяжении года


2.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями


Создание психологических условий для комфортного пребывания ребёнка в образовательном учреждении – есть главная задача в построении психологом профилактической деятельности.

Об условиях нормального развития ребёнка писали многие психологи.

А.И.Запорожец, один из ведущих специалистов по дошкольному возрасту, отмечал: «От того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для дошкольного возраста, во многом зависит будущее ребёнка, зависит то, насколько он будет физически здоров и крепок, какими умственными способностями он будет обладать, когда станет взрослым человеком». Л.С.Выготский отмечал, что именно социальная среда, в которой пребывает ребёнок, «является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком»

А.И.Захаров в книге «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка» предлагает целый комплекс психопрофилактических мероприятий для родителей и воспитателей дошкольников, в частности по профилактике неврозов у детей. Рассматривает вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, на что могут неблагоприятно сказаться: «невротические расстройства личности самого воспитателя обычно сопровождающиеся эмоционально неровным, непоследовательным и противоречивым отношением к детям».

Проблему личности педагога и его психологического состояния поднимают и другие авторы. Вачков И.В., один из ведущих специалистов по тренингу, приводит факты исследований, из которых видно, что через 20 лет педагогической деятельности, и даже раньше, у педагогов наступает «эмоциональное сгорание», последствием которого может быть: «несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность». В данном случае задачей психолога является работа с воспитателями по предупреждению «эмоционального сгорания».

Цель взаимодействия педагога психолога с воспитателями: развитие психологической компетентности воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.






Перспективный план работы с воспитателями

Методики

Цель

Предполагаемый результат

Время

Семинар для воспитателей

«Коррекция проблем воспитания методами кинезиологии»


Повышение психологической компетентности при работе с детьми.

Использование полученных знаний при работе с детьми.

Октябрь

Цикл тематических семинаров «Что такое синдром выгорания, как его преодолеть»,

цикл устных сообщений «Секреты психологического здоровья».

Формирование знаний о профессиональном «выгорании», его симптомах и факторах.

Приобретение

воспитателями навыков эмоционального и социального саморегулирования, способностей сохранять и активизировать компенсаторные защитные и регулятивные механизмы для сохранения эмоционального и профессионального здоровья.

Наличие у воспитателей умения определить у себя симптомы профессионального выгорания.

Один семинар и одна беседа в год из предложенных циклов).

Экспресс – оценка «выгорания»

(В.Капови, Т.Новак)

Предупреждение возникновения профессионального «выгорания», т.е. определение лиц группы риска.

Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья,

проблемы – начало восстановления личностных ресурсов

Октябрь, май.

Оценка удовлетворённости работой

(по В.А.Ядову).

Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска.

Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья,

проблемы – начало восстановления личностных ресурсов

Октябрь, май.

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости

(М.В.Микляева, Ю.В.Микляева).

Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска

Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья,

проблемы – начало восстановления личностных ресурсов.

Октябрь, май.

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева).

Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска

Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья,

проблемы – начало восстановления личностных ресурсов

Октябрь, май.

Тренинги: «Аутотренинг», «Аромотерапия», «Сказкотерапия», «Арт-терапия»,

«Игры на общение»,

«Разрешение конфликтов», «Психогимнастика»,

«Кувшин эмоций», «Телесно-ориентированные игры».

Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Развитие рефлексии педагогов.

Появление у воспитателей многообразных навыков управления своим эмоциональным состоянием. Личностное развитие воспитателей.

Один–два тренинга в год.

Групповые консультации:

«Особенности работы с гиперактивными детьми», «Особенности работы с тревожными и застенчивыми детьми», «Особенности работы с агрессивными детьми», «Гибкость в общении с детьми».

Повышение психологической компетентности при работе с гиперактивными, тревожными, застенчивыми и агрессивными детьми.



Оптимизация взаимоотношений воспитателей с проблемными детьми.

Одна–две консультации на протяжении года.

Индивидуальные консультации.

Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.

Применение воспитателями на практике предложенных рекомендаций.


На протяжении года по мере возникновения проблемы.


2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами


Цель: формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.


Взаимодействие со специалистами

Метод

Цель

Время

Медицинский работник.

Сопровождение в медицинский кабинет на прививки при необходимости. Эмоциональный настрой, поддержка, внушение, утешение подбадривание

Улучшение настроения.

На протяжении года.

Музыкальный работник

Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на музыкальных занятиях, утренниках.

Подбор музыкальных произведений для изо терапии с муз. руководителем. Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми и с расторможёнными детьми

Снятие эмоционального напряжения с детей.










Предупреждение искажений в личностном развитии

На протяжении года.

Физкультурный работник

Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на физкультурных занятиях, и соревнованиях. Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми детьми и с расторможёнными детьми.детьми .

Снятие эмоционального напряжения с детей.






Предупреждение искажений в личностном развитии

На протяжении года.


На протяжении года.




2.5. Взаимодействие педагога-психолога с детьми подготовительной группы


Цель взаимодействия педагога – психолога с детьми подготовительной группы: развивать самоконтроль в общении.

- выявить кризисные изменения, негативные и позитивные симптомы психологического кризиса 7 лет;

- создать диагностическую основу для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к обучению в школе;

- развивать навыки контекстного общения со взрослыми, формы сотрудничества с ровесниками, элементы рефлексии; развивать самоконтроль в общении.


- создавать условия для формирования адекватных переживаний в ситуации успеха и неудачи.


Перспективный план работы с детьми

Метод

Цель

Ожидаемый результат

Время

Цикл совместных игр «Школа – это радостный и трудный путь к знанию».

Развивать навыки контекстного общения со взрослыми, формы сотрудничества с ровесниками, элементы рефлексии; развивать самоконтроль в общении. Создавать условия для формирования адекватных переживаний в ситуации успеха и неудачи.Создавать условия для формирования адекватных переживаний в ситуации успеха и неудачи.



Успешное преодоление детьми адаптационных трудностей в первом классе школы.

На протяжении года

Коррекция неблагоприятных вариантов развития ребёнка

Выявить кризисные изменения, негативные и позитивные симптомы психологического кризиса 7 лет;


Положительная динамика в психологическом развитии ребёнка

На протяжении года

Диагнстика психологической готовности к обучению в школе.

создать диагностическую основу для проектирования и реализации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к обучению в школе.


Справка.

Конец учебного года.













































Литература


1. 3. Бандура А. Теория социального научения. С.- П., 2000.

2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребёнка. М., 1968.

3. Бодалёв А.Л. Популярная психология для родителей. М.,2007.

4. Большая книга детского психолога. Под ред.Широковой Г.А. Ростов-на Дону,2008

5. Вачков И.В. Групповые методы в работе психолога.М.,2002.

6. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М., 2001.

7. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте.М.,2003.

8.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.

9. Запорожец А. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности. Журнал «Дошкольное воспитание».2005,№9.

10.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. М., 1986

11.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии ребёнка. Лениздат,2000

12.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: психология ребёнка. Лениздат,2000.

13. Капови.В., Новак Т. Экспресс – оценка «выгорания». Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2,2014.

14.МикляеваМ.В., МикляеваЮ.В. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.

15.МикляеваМ.В., МикляеваЮ.В. Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы.Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.

16. Немов Р.С. Психология.М., 2003

17.Психологическая готовность ребёнка к школе. Под ред. Ермолаева С.Д. М., 2014.

18. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2000.

19. Ступени общения: от года до семи лет. Под редакцией Л.Н. Галигузовой,

Е.О. Смирновой. М., 1992.

20.Тимофеева М.В. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов. Справочник педагога – психолога. 2014,№2

21. Шеффер Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет. М,2013

22.Чиркова Т.В., ХаритоноваТ.Г., Зинина С.М. Практическая психология в системе дошкольного образования .Н.Новгород, 2003

23. Ядов В.А.Оценка удовлетворённости работой. М.,2014

24. «Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013г.

25. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N273-ФЗ ред. от 03.02.2014.

26. Концепция дошкольного образования 16.06.1989 г.

27. Концепция раннего детского возраста 1994 г.

28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., 11.02.2002 г.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос