Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Секрет великого сказочника» по творчеству Г.Х. Андерсена.
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Секрет великого сказочника» по творчеству Г.Х. Андерсена.
Автор: Ванюкова Светлана Леонидовна,
воспитатель
МДОУ «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,
город Петрозаводск
Цель: формирование у детей ценностного отношения к книге.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения празднования Недели детской книги,
- обобщить знания старших дошкольников о творчестве датского писателя Г.Х. Андерсена.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, фантазию, устную связную речь,
- формировать умение кратко пересказывать литературное произведение, выделяя главную мысль,
- развивать мелкую моторику рук, физические качества.
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, интерес к художественной литературе и чтению,
- воспитывать сплоченный коллектив.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продолжительность ООД: 25-30 минут.
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска, презентация, книги Г.Х. Андерсена, муляж торта, кегли, контейнеры с сухим бассейном, мелкие игрушки, пазлы с иллюстрациями из книг писателя, пластилин, доски для пластилина, стеки.
Ход ООД:
Этапы ООД |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Вступительная часть |
||
Орг. Момент Постановка проблемы |
Воспитатель вносит в группу муляж торта. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, по какому поводу я принесла торт? Традиционно в начале апреля, а именно 2 апреля празднуется Международный день детской книги. А в школах и библиотеках даже устраивают Книжкины недели. А знаете ли вы, когда и почему возник этот праздник? Присаживайтесь на коврик, и я вам расскажу. Воспитатель включает презентацию. |
Дети обращают внимание на воспитателя. Предположения детей Дети присаживаются на коврик. |
Основная часть |
||
Беседа об истории возникновения празднования Недели детской книги
Рассказ о Г.Х. Андерсене Задание «Эстафета «Прыжки на одной ноге» Задание «Сухой бассейн» Задание «Ответь на вопросы» Задание «Спасти героев» Задание «Сложи пазлы» |
Показ презентации.(слайды портреты писателей и книги произведений) Неделя детской книги родилась в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 год, веселый детский писатель Лев Кассиль предложил скрасить это нелегкое время. Так, в выбранном месте – Дом Союзов, собрались знаменитые писатели, поэты и художники, а к ним на встречу пришли мальчишки и девчонки разного возраста. Для детей этот день показался настолько волшебным, что они на миг забыли про тяготы военных дней – в просторном зале было очень красиво, много люстр, от яркого освещения слепило глаза, дети попали в чудесную страну, в которой детские писатели рассказывали самые разные истории. На эту встречу к ребятишкам пришли А. Барто, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и другие. Вы ведь знаете этих писателей? Конечно, мы с вами читали много произведений этих авторов. В конце этого праздника ребятам подарили по книге, для них это было очень ценное, сокровенное, то, что надо было сохранить во чтобы то ни стало, сберечь и читать много дней, ведь никто не знал, когда закончится война, когда небо над головой станет мирным. А на следующий год праздник длился целую неделю. В тех самых пор празднуется Неделя детской книги. Воспитатель показывает портрет Г. Х. Андерсена. (слайд) Воспитатель: А дата празднования Международного дня детской книги выбрана не случайно, в этот день – 2 апреля день рождения великого датского писателя, узнаете ли вы его портрет? Воспитатель: Он сыграл огромную роль в истории детской книги, а сама история его жизни немного похожа на сказку: Родился мальчик Ганс в бедной семье, отец у него был сапожником, с ранних лет мальчик помогал отцу, а потом и вовсе пошел и устроился учеником-танцовщиком в королевский балет, стал сочинять сцены и печатать стихи в журнале. Первые сказки Ганс услышал от отца и старушек с богадельни, целыми днями они бормотали себе под нос различные рассказы. Мальчик стал эти рассказы приукрашивать, добавлять свое. Он подружился с расклейщиком афиш, и тот давал ему в подарок афиши спектаклей, но так как на билеты денег не хватало, будущий писатель начал в воображении придумывать и обыгрывать маленькие спектакли. Долго он пытался завоевать счастье в своей нелегкой и бедной жизни, да и нашел это счастье не сразу. Но свой секрет настоящего счастья он не спрятал, а рассказал всему миру, за что и любим многими читателями. Воспитатель: Знаете ли вы, дорогие друзья, что за секрет великого Андерсена? Я сегодня с собой захватила книгу с интересной сказкой. Кто вспомнит ее название? Воспитатель: Верно, это книга называется «Оле-Лукойе», а что вы помните про этого волшебника? Он приходил каждую ночь к детям, и показывал им разные сны, если у ребенка было не очень хорошее поведение, то сказочник открывал над малышом зонт без картинок, и эти дети не видят никаких снов. Но если ребенок был послушным, то Оле-Лукойе открывал зонт с картинками и ребята могли видеть красивые и приятные сны. Ой, смотрите, что это? Неужели и нам Оле-Лукойе принес зонт? (слайд Оле-Лукойе) Воспитатель: А на зонте что-то прикреплено. Так это же задания от старого волшебника! И выполнив все задания, мы сможем отгадать секрет великого сказочника Андерсена! Воспитатель нажимает на слайде выбранный детьми цвет, чтобы вернуться к выбору, нажимает на значок «зонт». 1 задание. Желтый цвет. Открывается слайд с книгой «Стойкий оловянный солдатик». Воспитатель: Вы помните, о чем рассказывается в этой книге? Эта книга учит стойкости, целеустремленности, всегда идти до конца, не сбиваясь с пути, а главным героем сказки являлся одноногий оловянный солдатик, которому не хватило олова на вторую ногу. Вам сейчас предстоит разделиться на две команды и по сигналу на одной ноге допрыгать до кеглей и вернуться обратно. По выполнению задания воспитатель дает детям книгу. 2 задание. Зеленый цвет. Открывается слайд с книгой «Принцесса на горошине». Воспитатель: Напомните, о чем же повествуется в этой книге? Героине этой сказке устроили испытание, подложили под множество матрасов горошину, которую она и почувствовала, тем самым доказала, что она настоящая принцесса. А мы с вами сейчас вернемся в свои команды, и наощупь из сухого бассейна достанем предметы, определим к какой сказке Андерсена они могут принадлежать. Варианты соответствий: Цветы – «Дюймовочка», «Цветы маленькой Иды», Солдатик – «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», Фигурки лебедя, утки, свиньи – «Свинопас», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», Муляжи стручков гороха – «Принцесса на горошине», Нитки – «Новый наряд короля». По выполнению задания воспитатель дает детям книгу. 3 задание. Оранжевый цвет. Открывается слайд с книгой «Дюймовочка». Воспитатель: Что же произошло с Дюймовочкой? Эта история крошечной девочки, которую украли из дома, и она долго искала себе жилье, помогала всем, выполняя их поручения и задания. Для вас герои этой сказки приготовили вопросы, ответите на них, тогда получите следующую книгу, которая приведет вас к отгадке. 1. (вопрос от жабы) «В какой сказке герой очень любил наряжаться, каждый час у него был новый наряд» («Новый наряд короля») 2. (вопрос от жука) «В какой сказке герой был сначала безобразным, а потом стал прекрасным» («Гадкий утенок») 3. (вопрос от мыши) «В какой сказке герой знал очень много сказок» («Оле-Лукойе») 4. (вопрос от крота) «В какой сказке героиня пела песню «Ах, мой милый Августин, Августин, Августин, все прошло, прошло, прошло…» («Свинопас») 5. (вопрос от ласточки) «В какой сказке собака помогала солдату стать королем» («Огниво») 6. (вопрос от эльфа) «В какой сказке была птица, обсыпанная драгоценными камнями» («Соловей») По выполнению задания воспитатель дает детям книгу. 4 задание. Красный цвет. Открывается слайд с книгой «Дикие лебеди». Воспитатель: Напомните, о чем же рассказывается в этой сказке. Девочка узнала в диких лебедях своих братьев и решила спасти их. А вы сможете спасти героев произведений Ганса Христиана, отправив их в свою сказку? По выполнению задания воспитатель дает детям книгу. 5 задание. Синий цвет. Открывается слайд с книгой «Снежная королева». Воспитатель: О чем эта сказка? Как вы думаете, какой была Герда? Какое задание дала Снежная королева Каю? Попытайтесь собрать из частей целые изображения из сказки. По выполнению задания воспитатель дает детям книгу. |
Дети рассматривают портреты детских писателей, обложки детских книг. Дети рассматривают портрет Г.Х. Андерсена Дети рассматривают книгу «Оле-Лукойе» и изображение волшебника на слайде. Дети открепляют задание любого цвета. Дети делятся на две команды, совершают прыжки на одной ноге вокруг кеглей, возвращаются в свою команду. Дети берут книгу. Дети делятся на две команды, достают из сухого бассейна небольшие предметы, все вместе определяют, в какой сказке они присутствуют. Дети берут книгу. Дети отвечают на вопросы. Дети берут книгу. Дети рассматривают героев сказок Андерсена, называют название произведения. Дети берут книгу. Дети составляют пазлы иллюстраций сказок детского писателя. Дети берут книгу. |
Заключительная часть |
||
Рефлексия Практ. деят-ность детей |
Воспитатель: Цвета на зонте закончились, а секрета мы никакого и не узнали… И всего то у нас осталось несколько книг со сказками. А, может быть, книги нам подскажут? Воспитатель: Книги очень ценны, увлекательны, волшебны, в каждой из них находится целый удивительный, сказочный, прекрасный мир. Вместе с героями мы совершаем подвиги и путешествия, сражаемся со злыми злодеями, помогаем добрым волшебникам, спасаем прекрасных принцесс от великанов, при помощи книг мы можем перенестись совершенно любой мир, время. Вот какой секрет хранил великий детский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Воспитатель: Вы помните, что я принесла торт? Если у вас есть желание, то вы можете его украсить, вылепить из пластилина все, что пожелаете. |
Дети рассматривают книги. Украшение торта по замыслу детей |
Используемая литература и интернет-источники:
-
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Психология профессионального образования: общая характеристика