Из опыта подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.
Алгина Лидия Радомировна
высшая квалификационная категория
город Томск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
русский язык и литература
Авторы учебника по литературе:
С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев
Обобщение опыта
11 класс
Из опыта подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.
В 2014 — 2015 учебном году учителя-словесники и обучающиеся выпускных классов проходят серьезное испытание — сочинение по литературе. Само испытание осуществляется именно в его кульминационной точке, если воспринимать историю с реформированием итоговой аттестации школьников по русскому языку и литературе как историю детективную.
Литературная ассоциация неслучайна. Последние годы в рамках ЕГЭ и ГИА мы активно обучали детей выбору нужной информации и сжатию текстов, лаконичности выражения мысли и строгости жанра сочинения-рассуждения, экономному использованию средств выразительности и точности аргументации. Личность ученика по сути никому не была интересна. Главное — согласиться и привести аналогичные примеры из литературы с коротким комментарием. И как только свершилось полное раз - учивание (синоним - отучить) современного школьника писать полноценную творческую работу, совершен своеобразный образовательный откат.
Через месяц будет ясно, КТО ВИНОВАТ в нынешнем упадочном положении литературного образования. Но педагог сразу себе задал вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ, когда главное затруднение школьника сегодня — написать 350 слов как единый осмысленный отражающий личность выпускника текст-эссе, неизвестно на какую тему. Направление, конечно, задано, но идти приходится с завязанными глазами.
Хочу поделиться опытом, как можно осуществлять подготовку к сочинению по литературе в урочное и не в урочное время (консультации, спецкурсы).
Первый шаг — адаптация или коррекция программы в создавшихся условиях. Учитель имеет право в рамках осуществления индивидуального подхода и развития образовательной траектории класса и образовательного учреждения (вспомним про портрет выпускника, прописанный в каждом ОУ) при формировании учебно-тематического плана корректировать до 20% содержания. В этом случае программа будет называться модифицированной.
Второй шаг — найти возможные тематические сближения для интегрированных уроков, прежде всего русского и литературы, литературы и обществознания, литературы и истории, литературы и биологии. Для сочинения-допуска представлены следующие тематические направления:
-
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова);
-
Вопросы, заданные человечеству войной;
-
Человек и природа в отечественной и мировой литературе;
-
Спор поколений: вместе и врозь;
-
Чем люди живы?
Для организации практикумов были проведены интегрированные уроки.
Интеграция русского языка и литературы осуществлена в рамках темы «Текст. Тема и идея». На этом уроке анализировались небольшие тексты, посвященные личности поэта, его творчеству, а также небольшие поэтические и прозаические отрывки из его произведений, изученных в школе. В качестве домашней работы были предложены следующие темы сочинений на выбор:
-
Близкое и далекое.
-
Размышления над любимыми строчками стихов М.Ю.Лермонтова.
-
Юбилей М.Ю.Лермонтова в школе.
-
«Нет, я не Байрон, я другой...» (М.Ю.Лермонтов).
-
«Листок оторвался от ветки родимой...» (М.Ю.Лермонтов).
Интеграция литературы и обществознания была осуществлена при осмыслении пятого направления (Чем люди живы?), так как темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия. Материалом для обсуждения и выявления актуальных проблем стала отечественная и зарубежная фантастика и антиутопия. Рассматривались следующие произведения: Алексей Толстой «Аэлита», Александр Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», Евгений Замятин «Мы» и Рэй Бредбери «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту». Темы для домашнего сочинения:
-
Любят за что или почему?
-
Возможно ли всеобщее счастье?
-
Роль дужбы в жизни человека.
-
Легко ли быть честным?
-
«... И все уж не мое, а наше, и с миром утвердилась связь...» (А.Блок)
После изучения лирики И.Бунина был проведен интегрированный урок «Экология души», объединивший литературу, биологию и экологию. Важно не только видеть красоту, но и уметь защищать ее. Пусть пока это происходит в импровизированных полемических боях, в дискуссиях и дебатах, но все это формирует точку зрения, нравственную позицию, что очень важно проявить в сочинении. Для домашнего задания были предложены темы сочинений:
-
Роль леса в жизни человека.
-
Человек и природа.
-
«Учись у них, у дуба, у березы...» (А.А.Фет)
-
Можно ли избежать экологической катастрофы?
-
«С чего начинается Родина?» (Михаил Матусовский)
На уроках литературы за курс 11 класса обзорно изучается тема гражданской войны в прозе, и это повод интегрировать такие предметы как история и литература, однако на таком уроке можно посмотреть на проблему шире. «История человечества — это история войн?» - тема проблемного урока. Литературный багаж за курс литературы с 5 по 11 класс к октябрю нынешнего учебного года: «Бородино» М.Ю.Лермонтова, басня «Волк на псарне» И.А.Крылова, стихотворения о Великой Отечественной войне, «Севастопольские рассказы», «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Судьба человека» М.Шолохова и изученный в рамках уроков внеклассного чтения или предложенный для самостоятельного изучения «Сотников» В.Быкова. Вопросы для обсуждения стали темами домашнего сочинения:
-
Человек на войне.
-
Чтобы помнили...
-
«По всей России обелиски, как души, рвутся из земли...» (Римма Казакова)
-
«Если завтра война...» (В. Лебедев-Кумач)
-
Цена человеческой жизни.
Тематическое направление «Спор поколений: вместе и врозь» было предложено рассмотреть самостоятельно по материалам Интернета. Были даны ссылки на сайт http://sochinenie11.ru/ , http://egeigia.ru/ , http://www.fipi.ru/ .
Третий шаг — анализировать работы ребят в группах и индивидуально.
Четвертый шаг — создавать такие дидактические материалы по русскому языку, которые были бы полезны и при подготовке к сочинению по литературе.
Пример карточки.
Задание 1. Перескажите представленный текст своими словами, сохранив основную информацию о писателе и его творчестве.
В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской природы, вызывающее трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.
Природа в небольших заметках писателя проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и приукрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой. Рассказы Паустовского в коротких формах миниатюр раскрывают все трепетные патриотические чувства, которые производит на читателя родная природа, с безграничной любовью описанная словами автора.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
(1)З …рница... (2)Самое звучание этого слова как бы передает медле(н, нн)ый ночной блеск далекой молнии.
(3)Чаше всего з .. рницы бывают в июле когда созр .. вают хлеба. (4)Поэтому и существу .. т народное поверие, что з .. рницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливает( )ся быстрее.
(5)Рядом с з ..рницей стоит в одном поэтическом ряду слово з ..ря — одно из пр .. краснейших слов русского языка.
(6)Это слово н ..когда не говорят громко. (7)Нельзя даже представить себе чтобы его можно было прокричать. (8)Потому что оно ср ..дни той уст...явшейся т...шине ночи когда над зар ..слями деревенского сада занимает( )ся чистая и слабая син ..ва. (9)«Ра ..видняет», как говорят об этой поре суток в народе.
(10)В этот з ..ревой час ни ..ко над самой землей пылает утре(н, нн)яя зв..зда. (11)Воздух чист, как р ..дниковая вода.
(12)В з.. ре, в рассвет... есть что (то) девическое, целомудре(н,нн)ое. (13)На зорях трава омыта р ..сой а по д ..ревням пахнет теплым парным м ..локом. (14)И п ..ют в туманах за окол ..цами пастушьи жалейки.
(15)Света ..т быстро. (16)В теплом доме т ..шина, сумрак. (17)Но вот на бр ..венчатые стены ложатся квадраты оранж ..вого света и бревна заг ..раются как слоистый янтарь. (18)Во(з, с)ходит солнце.
(19)З ..ря бывает не только утре(н, нн)яя, но и вечерняя. (20)Мы часто путаем два п ..нятия — закат солнца и вечернюю з ..рю.
(21)Вечерняя з ..ря нач ..нается когда солнце уже зайдет за край земли. (22)Тогда она овл ..девает меркнущим небом, ра(з, с)ливает по нему множество красок — от черво(н, нн)ого золота до б...рюзы — и медле(н,нн)о переходит в поздние сумерки и в ночь.
(23)Кричат в кустах коростели бьют перепела гудит выпь горят первые звезды,а з ..ря еще долго дотл ..вает над далями и туманами.
Паустовский Константин
Задание 3. Составьте схемы предложений 3, 7, 8, 13, 17, 21, 23.
Задание 4. Вспомните и запишите по памяти строки стихотворений о природе, изученные в курсе литературы. Оформите их как цитату, как предложение с прямой речью, как предложение с косвенной речью.
Шаг пятый — убедите учеников в том, что за школьные годы они так много высказывали умных и интересных мыслей в ходе обсуждения и анализа художественных произведений, что им есть что сказать человечеству...
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»