Внеклассное мероприятие по математике в форме игры «Крестики – нолики»
Департамент управления образования Брянской области ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж»
Внеклассное мероприятие по математике
в форме игры
«Крестики – нолики»
Подготовила:
преподаватель математики
Макарова Вероника Владимировна
Новозыбков, 2014
Цель:
развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к математике.
Задачи:
-
Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию мышления, познавательной активности учащихся.
-
Формировать творческий подход к изучению математики.
-
Воспитывать культуру общения, побудить учащихся к деятельности.
-
Развивать коммуникативные и познавательные умения.
Оборудование: таблица с названиями конкурсов, карточки с заданиями для конкурсов, «чёрный ящик» с математическими предметами, кубик с числами, высказывания, кроссворд, математические термины с закрытыми буквами.
Эпиграф игры
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Эта игра посвящается!
Ход мероприятия
Вступление
В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С.Грибоедов окончил физико-математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любил Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой.
Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.
Так давайте сегодня и займемся этой математикой.
В начале игры команды разыгрывают, кто будет «Крестики», а кто «Нолики», и кому принадлежит первый ход. Вывешивается таблица (прилагается).
Например, первый ход у команды «Крестики», и они хотят поставить крестик в клетке, где написано «Эстафета». Если в этом конкурсе команда «Крестики» победила, то они в эту клетку ставят крестик, а если проиграла, то вторая команда ставит нолик. В случае если будет ничья, то свой знак ставит та команда, которая выбрала клетку. Играют до тех пор, пока не заполнятся все клетки, затем подсчитывается число баллов, по одному баллу за крестик или нолик, и плюс один балл тому, кто перечеркнул линию.
Конкурсы
1. Эстафета.
Команды выстраиваются один за другим. Членам команды раздаются карточки, в которых указано одно математическое действие. Первые на столе у жюри берут карточки с числом 5. Каждый член команды (по очереди) делает только одно математическое действие с числом, полученным от впереди стоящего товарища. Последний бежит к доске и записывает ответ.
1) Число 5 удвоить (5∙2=10)
2) Возвести в квадрат (102=100)
3) Вычесть 84 (100-84=16)
4) Извлечь квадратный корень ()
5) Возвести в куб (43=64)
6) Удвоить (64∙2=128)
7) Разделить на 4 (128:4=32)
8) Уменьшить на 24 (32-24=8)
9) Извлечь кубический корень ()
10) Увеличить на 43 (2+43=45)
2. Конкурс-викторина «Кто это сказал?»
1. «Доказывать человеку необходимость знания – это все равно, что убеждать его в полезности зрения».
А. Ломоносов Б. Толстой В. Горький
2. «Нужно стремится к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
А. Чехов Б. Крупская В. Калинин
3. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного; в вечном условии познать больше».
А. Виет Б. Золя В. Евклид
4. «Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие».
А. Маркушевич Б. Ковалевская В. Чернышевский
5. «Презирай лень мысли!»
А. Ленин Б. Сухомлинский В. Соболев
6. «Гений состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов потения».
А. Эдисон Б. Пифагор В. Декарт
7. «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
А. Лобачевский Б. Колмогоров В. Я. Каменский
3. Конкурс команд.
1. а) Назвать автора учебника «Алгебра и начала анализа 11 кл.» (Мордкович А. Г.)
1. б) Назвать автора учебника «Геометрия 10 -11 кл.» (Погорелов А.В.).
2. а) Что такое алгоритм? (Последовательность операций, выполняемых при решении задач).
2. б) Какая разница между числом и цифрой? ( Цифра – это знак для обозначения числа, число – это величина).
3. а) Существует ли наименьшее из всех положительных чисел? (Нет).
3. б) Существует ли наибольшее из всех неотрицательных чисел? (Нет).
4. а) Существует ли наибольшее из всех неположительных чисел? (Да, 0).
4. б) Существует ли наименьшее из всех неотрицательных чисел? (Да, 0).
5. а) В семье 5 сыновей, и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье? (6).
5. б) Четыре овцы впереди, четыре овцы позади и одна в середине. Сколько всего овец? (5).
6. а) 5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков? (за 5 часов).
6. б) Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько будут стоить 13 судаков? (13 рублей).
7. Из девяти монет одна фальшивая (более лёгкая). Какое минимальное количество взвешиваний на чашечных весах надо сделать, чтобы определить фальшивку?
8. Некто истратил 30 рублей своих денег, после чего удвоил оставшиеся деньги. Затем он истратил 60 рублей, после чего снова удвоил оставшиеся деньги. Когда он ещё истратил 90 рублей, у него осталось 70 рублей. Сколько денег было вначале? (100)
9. Из 6 спичек сложите 4 правильных треугольника.
10. У вас карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Сложите пять чисел, отношение которых было бы таким: 1:2:3:4:5. (9,18,27,36,45)
Если добавить 0, то 18,36,54,72,90.
4. Альтернатива.
На доске вывешены математические термины с закрытыми буквами. Каждая команда бросает кубик, открывая букву под тем номером, который выпал. Выигрывает та команда, которая отгадала больше терминов.
Термины: Сектор, высота, прямая, фигура, софизм, вектор, график, корень.
5. Конкурс «Черный ящик».
В ящике находится математический предмет (циркуль, транспортир, треугольник), который необходимо отгадать, задав только 5 вопросов (отвечать можно только «да» или «нет»).
6. Конкурс «Аукцион».
Команды должны написать как можно больше математических терминов на букву П. Затем по очереди называть эти термины. Та команда, которая последней называет термин, выигрывает.
7. Конкурс капитанов.
1 этап «Тройка-тройка»
1. а) Как звали 3 поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).
1. б) Как звали 3 медведей? (Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка).
2. а) Как звали 3 богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
2. б) В каком популярном произведении на героя 3 раза совершается покушение, и только на 4 раз он гибнет? (Колобок).
3. а) Как звали 3 мушкетеров? (Атос, Портос, Арамис).
3. б) Как звали 3 толстяков? (У них не было имен).
4. а) Какое целое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? (10).
4. б) На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? ().
5. а) Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1).
5. б) Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2∙2).
6. а) Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное число и наименьшее однозначное? (999+0=999).
6. б) Сколько получится, если от наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее однозначное? (1000-9=991).
7. а) Сколько получится, если сложить наименьшее двухзначное число и наименьшее трехзначное? (10+100=110).
7. б) Сколько получится, если из наибольшего трехзначного числа вычесть наибольшее двузначное? (999-99=900).
2 этап
Капитанам раздаются двуцветные сигнальные карточки (шары двух цветов). Ведущий зачитывает слова. После этого капитаны должны с помощью карточки показать, является ли это слово математическим термином или нет. Тот, кто сделает меньше ошибок, и будет отвечать быстро, выигрывает. Набор слов:
треугольник,
ишак,
уравнение,
дециметр,
дифирамб,
ромб,
катет,
аксиома,
парламент,
периметр,
градус,
синус,
формуляр,
биссектриса,
угол, интрига,
резус,
апофема,
площадь,
корнеплод,
чистота,
число,
плоскость,
ремень,
фикус,
куб,
аргумент.
8. Конкурс «Шарады».
1. Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел найдешь такой. (тригонометрия)
2. Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко, а второе просто «на»,
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая,
Слово задом, наперед. (котангенс)
9. Конкурс «Кроссворд».
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
5. Название квадрата, составленного из натуральных чисел, у которого по строкам, столбцам и диагоналям суммы чисел равны (магический).
7. Квадратный корень (радикал).
9. Абсолютная величина числа (модуль).
13. Геометрическая фигура (круг).
14. Выдающийся математик Древней Греции, основоположник геометрии (Евклид).
15. Предложение, принимаемое без доказательства (аксиома).
16. Вид числового промежутка (интервал).
19. Другое название миллиарда (биллион).
20. Один из пяти правильных выпуклых многогранников (икосаэдр).
21. Точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операции (алгоритм).
22. Точка пересечения медиан треугольника (центроид).
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Точки максимума и минимума (экстремум).
2. Луч, делящий плоскость угла пополам (биссектриса).
4. Великий русский математик, творец неевклидовой геометрии (Лобачевский).
6. Английская мера объема (галлон).
8. Исходное положение в «Началах» Евклида (постулат).
10. Вспомогательная теорема, с помощью которой доказывается следующая теорема (лемма).
11. Наука о структурах (математика).
12. Отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда).
13. Одна из тригонометрических функций (косинус).
17. Место, занимаемое единицей в десятичной системе счисления (разряд).
18. Двучлен (бином).
Подведение итогов игры
Литература
-
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
-
Кордемский, Б.А. Математическая смекалка / Б.А. Кордемский. – М.: Юнисам, МДС, 1994.
-
Перельман, Я.И. Живая математика. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
-
Сивашинский И.Х., Белтянский В.Г.. Задачи по математике для внеклассных занятии. – Просвещение, 1968.
-
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
Приложение
Кроссворд |
Шарады |
Чёрный ящик |
Альтернатива |
Конкурс команд |
Конкурс капитанов |
Кто это сказал |
Аукцион |
Эстафета |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС