В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Войны в древней Руси / окружающий мир / конспект урока, 4 класс.

Войны в древней Руси / окружающий мир / конспект урока, 4 класс.

Ирина Егорова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 3135 комментариев: 4
Краткое описание
Цели урока: воспитывать патриотические чувства у детей; познакомить с героическим прошлым своей Родины.
Оборудование: различные иллюстрации и репродукции картин, рисунки детей, портрет Александра Невского, рисунок-схема Невской битвы; карта, элементы аппликации.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок Войны древней Руси.doc Скачать

МБОУ Бейская я школа - интернат





Урок по теме:


ВОИНЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.












Выполнила учитель начальных

классов Егорова Ирина Николаевна
















с.Бея

2012 г.

Пояснительная записка


Автор материала (ФИО) *


Егорова Ирина Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение


МБОУ Бейская школа-интернат

Название материала *


Войны в Древней Руси

Класс (возраст) *


4 класс

Учебный предмет *


Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс


Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *


Текстовый документ, презентация к уроку, звуковое (музыкальное) сопровождение

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *


Компьютер, интерактивная доска,.

Цели,

Задачи материала *


Цели урока: воспитывать патриотические чувства у детей; познакомить с героическим прошлым своей Родины.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Форма использования: групповая

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники *


Графические изображения были взяты с сайта:
www.soldatiki.ru – В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДАННЫЙ САЙТ ПЕРЕКРАТИЛ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала) *

Не публиковался


* - Поля обязательные к заполнению.

Войны в Древней Руси

Цели урока: воспитывать патриотические чувства у детей; познакомить с героическим прошлым своей Родины.

Оборудование: различные иллюстрации и репродукции картин, рисунки детей, портрет Александра Невского, рисунок-схема Невской битвы; карта, элементы аппликации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Обсуждение рисунков детей (домашнее задание).

Идет обсуждение рисунков, и дети разделяют рисунки на группы по временным эпохам.

3.Сообщение темы урока.

4.Беседа

- Что вы знаете о князе Владимире Мономахе?

- Какую книгу написал он для молодежи?

- Прочитайте статью учебника на с.131-132. Что нового вы узнали об этом человеке?

5. Работа со статьей учебника.

Дети читают статью учебника и рассказывают, что нового они узнали о Владимире Мономахе.

- Подготовьте рассказ « Как славяне защищали свою землю от врагов?»

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дети рассматривают репродукцию картины П. Корина « Александр Невский».

Задание по группам: опишите человека, изображенного на картине. ( Дети выполняют задание).

- кто может назвать имя этого человека?

- Что вы о нем знаете?

7. Рассказ о Невской битве.

В июне 1240 года пришла тревожная весть: по Неве движется шведская флотилия под командованием Биргера. Биргер был весьма почитаемым человеком в Швеции, основателем Стокгольма, а главное- очень известным полководцем.

Александр Ярославович был младшим сыном князя Ярослава Владимирского. Александру не было еще и 17-ти лет, когда новгородцы позвали его на княжение и на вече избрали своим князем. Александр был известен своим мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землей.

Александр Ярославович много сделал, чтобы отразить удар шведов. Он укрепил границу, «срубил» Город на реке Шелони, позаботился об охране подступов к Новгороду. Не промедлил князь и минуты. Ударил в вечевой колокол, собрались новгородцы. Не оставалось времени собирать большую дружину и ждать помощи от других князей. На призыв откликнулись жители города. Необычайно быстро добрались русские воины от Новгорода до неприятельского лагеря на берегу Невы. Когда на рассвете 15 июля 1240 года шведы увидели новгородских ратников, то были несказанно удивлены. Новгородцы застали неприятеля врасплох.

8. Рассказ учителя (схема Невской битвы).

Русская конница – дружина Александра Ярославовича -устремились на вражеское войско, стремясь отрезать шведов от воды. Вдоль реки двинулись пешие ополченцы и внезапно напали на шведский лагерь. Закипела битва. Натиск русских был силен, каждый сражался, как лев. После победы на Неве Александр Ярославович получил прозвище Невский.

9. Рассказ .

Победа Александра Невского в 1240 году предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. Но опасность нападения сохранилась. Если шведы боялись посягать на русские земли, то воинственный Ливонский орден продолжал вынашивать злые замыслы против Руси. Уже в 1240 году немецкие рыцари овладели важной псковской крепостью Изборском, а за тем воспользовавшись изменой псковского посадника, захватили крепость Псков. Теперь путь на великий Новгород был открыт.

10. Создание образа воинов.

- Давайте попробуем «одеть и вооружить» русского воина и крестоносца.

Используя фигурки воинов и образцы одежды, дети создают образ воинов



Русские воины

Крестоносцы

Одежда: 1. Кольчужные рубашки.

2. Остроконечные шлемы.

Одежда: 1. Железные доспехи с ног до головы.

2.Шлем с рогами.

3. Белые плащи с крестами.


Вооружение: 1. Мечи.

2.Копья.

3.Луки.

4.Щиты.

5.Боевые топоры.

Вооружение: 1. Мечи.

2.Копья.

3.Щиты.

4. Латы.


11. Рассказ.

- Александр Невский понимал, что крестоносцы выберут самый короткий путь к Великому Новгороду. ( работа с картой. Уч-ся определяют самый короткий путь; по озерам, вначале по Псковскому, а затем – по Чудскому). Необходимо было правильно выбрать место сражения и расположить полки. ( Используя аппликацию, уч. Рассказывает о размещении русского войска и крестоносцев).





Схема Ледового побоища.



5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище.

Немецкие полки построились традиционно, клином. В центре стояла пехота, ее окружали конники. Первые ряды были немногочисленны и составляли тупое «рыльце». Они предназначались для прорыва строя неприятеля. Такое построение называлось «кабаном».

Александр Невский поставил в центре русское войска отряд наиболее слабый по вооружению и обученности ополченцев. По бокам расположил основные силы, а в засаду поместил свою дружину. Начали битву рыцари.

Был первый натиск немцев страшен

В пехоту русскую, углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились на пролом.

Рыцари направили главные силы на отряд ополченцев. Они достигли успеха- кони смяли ополченцев. В бой вступили отряды стоявшие на флангах. Казалось, еще немного, и рыцари одержат победу. Вот здесь князь бросил на противника свежие силы- дружинников.

Подняв, мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки

По льду летели с лязгом, с громом,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь

Неожиданным и губительным для рыцарей оказался удар отборных частей русского войска. Захватчики дрогнули и побежали.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Закончилась битва «побоищем» рыцарей. Русские обезопасили себя с

северо - запада.

12. Итог урока.

13. Домашнее задание: « Рабочая тетрадь № 2», с.22, задание 65-67.





Список используемой литературы:


  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой

  2. Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова.

  3. Окружающий мир. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Н.Ф.Виноградова.

  4. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки окружающий мир 1-4 классы».




Обсуждение материала
Наталья Дулатова
9.11.2014 11:40
Уважаемая Ирина! Пожалуйста, разместите логотип портала на Титульном листе.
Ирина Егорова
4.01.2015 12:52
Добрый день Наталья! Подскажите пожалуйста, как разместить логотип?
Елена Лисовская
13.11.2014 03:29
Интересное и познавательное занятие, порекомендую знакомому учителю в нашем поселке.Успехов Вам.
Наталья Дулатова
6.01.2015 07:52
Здравствуйте, Ирина! Видео урок по размещению логотипа можно найти на главной страничке нашего портала.
С уважением, Дулатова Н.И.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров