По следам путешественников каменного века
Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований.
Конспект урока
Составитель: Бусалаева Оксана Владимировна
Преподаватель географии
МОУ «Нижнедобринская СОШ»
Предмет география Класс: 5
Общая дидактическая цель урока: создать условия для изучения новой темы: «По следам путешественников каменного века»
Тип урока: Изучение нового материала
Направления деятельности: Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут:
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий;
Объяснять влияние путешествий на развитие географических знаний;
Понимать значение путешествия Т. Хейердала на «Кон-Тики» и что оно доказывает.
Метапредметные:
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные:
Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу о расселении людей по материкам и островам. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Решаемые учебные проблемы: Как можно доказать, то, что древние люди могли совершать длительные путешествия по морю? Почему существуют необитаемые острова?
Образовательный аспект:
-
Проверить степень усвоения материала по теме, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект:
-
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
-
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
-
Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы и др.);
-
Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
-
Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
-
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
Понятия и персоналии: Путешествие, экспедиция, Тур Хейердал, «Кон-Тики», Тихий океан, Южная Америка.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Мультимедийный проектор с экраном, цифровые изображения и карты, рабочая тетрадь,
Образовательные интернет-ресурсы: Интернет-энциклопедия Википедия – Т. Хейердал и его путешествия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. |
Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работе. Садитесь. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение солнышка и тучки: веселое, грустное, а у вас на столах лучики и капельки. Прошу вас прикрепить свой лучик к солнышку, если у вас веселое настроение, и капельку если у вас грустное настроение . (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики)Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. А тучка испарится.
|
|
Деятельность учителя→ постановка цели урока
Что мы сегодня узнаем: Слайд 2
1. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.
2. Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям.
3. Как люди расселялись по материкам и островам. побуждающий диалог - Как люди путешествуют? Слайд 3 - Какие трудности могут встать перед любым путешественником? - Почему древним не сиделось дома и что побуждало древних людей к путешествиям? - Как и на чем могли путешествовать в древности? |
Деятельность учащихся Сегодня на уроке мы начинаем большую тему: а о чем в ней будет говориться послушайте стихотворение:
Покидаем города,
-О чем говорится в этом стихотворении6 - о путешествиях «История географических открытий», которую будем изучать на протяжении нескольких уроков.
- Что там, за горизонтом? - Какие люди живут за высокими горами? - Есть ли за морями другие страны? - Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей.
Слайд 1 И не зря наша тема звучит Последам путешественников каменного века
Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения
География — наука о природе, населении и хозяйстве Земли. Она зародилась очень давно. Земледельцам она помогала выбрать место для поля; мореплавателям — вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли; купцам — успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первооткрывателями новых земель. Но не только стремление к практическим знаниям или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство — желание познать что-то неизвестное. Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. Люди совершили много удивительных открытий. Остались свидетельства, что уже в глубокой древности человек пересекал океан. В те времена важные морские и торговые пути считались государственной тайной и тщательно оберегались. Но о многих замечательных открытиях мы знаем. Попытаемся рассказать о некоторых из них. |
|
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
||
Деятельность учителя - О первобытных людях мы знаем немного. Мы даже не можем назвать ни одного из них по имени. Но нам точно известно, что они путешествовали. Хотите в этом убедиться? Посмотрите на карту мира. Найдите на ней Тихий океан. Это нетрудно, ведь он очень большой. Посмотрите, как много в нём островов. Причём их много не только на краю океана, но и в его центре. На большинстве из этих островов издавна живут люди! Люди живут на островах Тихого океана, и живут очень давно — десятки тысяч лет. Можно сказать, с каменного века. Откуда они там взялись?
- Ребята, возникает Проблема: Абсолютное большинство островов Тихого океана – заселены, но далеко не все. Теплый климат, растения и животные и нет людей – отсутствие чего могло помешать заселению этих островов людьми? |
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы: - Откуда мог взяться древний человек на острове? → Только приплыть! - А можно плавание назвать путешествием? → Конечно можно!
Беседа: Вывод → ВОДА Её отсутствие и помешало людям заселить абсолютно все острова Тихого океана. |
|
3 ЭТАП"Открытие" нового знании. |
||
Деятельность учителя - Все о чем мы с вами сейчас говорили можно только предположить, а есть ли этому доказательства? Как это можно доказать современному человеку? И был ли такой человек? Да был, и звали его Тур Хейердал! Слайд 4 Смелый план Хотя наш разговор касается людей каменного века, мы расскажем о путешественнике, который является почти нашим современником — он жил во второй половине прошлого века. Он совершил несколько удивительных путешествий, но мы расскажем только о первом его путешествии.
Работа с учебником. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, География. Введение в географию. стр. 26 № 10. Дополните задание
Слайд 11 Работа по контурным картам (нанести на контурную карту путь и географические объекты путешествия тур Хейердала) Выполнение теста Слайд 14 самопроверка Слайд 15 отметка за тест |
Деятельность учащихся Читают стр. 37 - 38
Обсуждают варианты решения задачи. Обосновывают выбор (анализ по карте схемы течений и ветров) Оценивают правильность выводов, решений. Обобщают результаты. Слайд 5
→Тур Хейердал доказал, что древние люди могли на примитивном плоту пересечь Тихий океан.
решил пересечь океан собрал дружную Слайд 6,7 команду из молодых норвежцев Из огромных брёвен норвежцы сделали Плот, т.к. древние люди не умели делать корабль или лодку. Слайд 8 Дети выполняют упражнение дополняют утверждения работая с текстом параграфа. Слайд 9,10 Они выдержали штормы и прямо в океане ремонтировали свой плот. Во время дождей пополняли запасы пресной воды, ловили рыбу на примитивную удочку. Они не унывали! Даже когда к ним приблизилась огромная рыба — китовая акула — а размером она была побольше, чем их плот, они не испугались, а продолжали снимать этот визит на киноплёнку. Слайд 12 Древние люди могли на примитивном плоту пересечь Тихий океан. Слайд 13 Экспонаты музея «Кон-Тики». Плот паэ – паэ «Кон – Тики».
|
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
||
Деятельность учителя Вопросы: - Как и на чем путешествовали древние люди? - Что это доказывает? - Кто это доказал? - Почему существуют необитаемые остова? Деятельность учителя Раздается тест на каждого учащегося ( дети выполняют тест, обмениваются работами и проверяют работу соседа, ставят отметку) Работа в паре, |
Деятельность учащихся Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы: 1. Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удалённые от материков острова давно заселены человеком. 2. Норвежский учёный Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан. На слайде ответы для самопроверки. |
|
Слайд 16 «Дерево чувств».Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки. Напомните, какому настроению соответствует какой цвет:
|
||
8 ЭТАП Домашнее задание §7, По следам путешественников каменного века (вопросы после параграфа на стр. 39) 1. Приготовить сообщение о других путешествиях Тур Хейердала 2. Задание в тетрадях стр. 26-27 «Картографический практикум» ( первое или второе задание по выбору) |
[Введите текст]
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»