История, которая говорит со мной (фашистский оккупационный «новый порядок»)
История 9 класс
Тема урока: История, которая говорит со мной (фашистский оккупационный «новый порядок»).
Цель: сформировать представление учащихся о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста (Шоа).
Задачи урока:
-
Образовательные – показать суть нацистского “нового порядка”, раскрыть содержание явления Холокоста;
-
Развивающие – закрепитьнавыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно исторических условиях. Развивать умения учащихся соотносить видео- и иллюстрированный материал с изучаемыми событиями, делая на его основе выводы.
-
Воспитательные – воспитывать интерес к истории; на примере Холокоста и геноцида воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и человеческого достоинства.
Тип урока: комбинированный с элементами исследования.
Оборудование: мультимедийный проектор, исторические документы, документальный фильм С.Буковского “Назови свою имя”, раздаточный материал.
Основные понятия и термины: «новый порядок», Холокост (Шоа), гетто, коллаборационизм.
Основные даты:
25 мая 1940 года - одобрение основных положений плана «Ост».
1942 год – Ванзейская конференция, принятие решения об «окончательном решении еврейского вопроса».
апрель – июнь 1943 года – восстание в Варшавском гетто.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка д/з. Вопросы д/з «Что означает понятие «оккупация», «новый порядок», Холокост?
-
Изучение нового материала: Вопросы к учащимся.
-
В результате чего на оккупированных территориях был установлен оккупационный режим?
-
Почему нацисты назвали свой режим “новый порядок”?
-
Какие цели преследовали нацисты на захваченной территории Восточной Европы по отношению к другим народам? Какие методы применялись ими для реализации своих целей?
Тему сегодняшнего урока История, которая говорит со мной (оккупационный
новый порядок), нам поможет раскрыть документальный фильм С.Быковского
«Назови свое имя».* http://poiskfilma.com/movie/193949/
О фильме: Фильм «Назови свое имя» совместный проект Института визуальной истории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии. Продюсером фильма является Стивен Спилберг. Режиссер создал этот фильм с использованием материалов с архивов Института Шоа – 12 людей которые пережили Холокост.
-
Просмотр фрагмента фильма «Воспоминание о пережитом».
Вопросы к фрагменту:
-
Кто эти люди, говорящие за кадром?
-
О чем они говорят?
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему:
Ванзейская конференция и ее последствия (Приложение 1).
-
Просмотр фрагмента «Начало Великой Отечественной войны».
Вопросы к фрагменту:
-
О чем идет речь во всех фрагментах интервью?
-
Какой была реакция героев фильма на события?
-
Ваше отношение к этим событиям?
Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему:
Взгляд очевидца», о работе концентрационных лагерей (Приложение 2)
Проблемный вопрос: Почему стало возможным такое явление как Холокост?
Комментарий учителя: «Наиболее ярким проявлением антигуманного немецко-фашистского режима являлась политика геноцида и как её разновидность – ХОЛОКОСТ».
Выступление учащегося со статьей о погроме г. Залочев. (Приложение 3)
Вопросы к учащимся:
1. Почему немецкая власть приветствовало еврейские погромы?
2. Какие были влияния существующих стереотипов и пропаганды в поведении местного населения?
Рефлексия. Что мне было известно по данной теме?
Что нового я узнал по данной теме из урока?
Учащийся читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр».
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
«Интернационал» пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому — я настоящий русский!
Вопрос учителя:
Почему, в условиях войны люди рискуя собой, давали убежище евреям?
Считали ли они свои поступки героизмом?
Работа учащихся с раздаточным материалом.
Заполнение таблицы(см. приложение)
Подведение итогов урока.
Учащиеся подводят итоги урока, высказывают свое мнение.
Учитель заканчивает урок словами поэта XVII века Джона Донна: « Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего: смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; он звонит по Тебе».
Раздаточный материал
Перед вами ступеньки, одной из которых есть ступенька ТЕРПИМОСТЬ. Ступеньками можно двигаться вверх, а значит развивать отношения к лучшему, и можно двигаться вниз, что означает ухудшение отношений.
Вам предлагается 10 разных понятий и типов отношений, поведений. Обговорите и разместите их по ступенькам сверху вниз таким образом, чтобы на верхней ступеньке было слово, которое для вас означает наипозитивнийший вид отношений между людьми, а последним снизу было понятие которое, по-вашему характеризует негативное отношение. Учтите, что свободных ступенек 10, а предложенных понятий 9. Это значит, что один термин должен быть предложен вами самостоятельно.
ТЕРПИМОСТЬ
Дружеские
отношения Предубеждения Сотрудничество Обвинения Дискриминация Уважение Насилие Стереотипы Понимание ____________?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ванзейская конференция.
На Ванзейской конференции было принято решение о путях и средствах воплощения в жизнь «Окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы, для которой в настоящее время используется термин «Холокост».
Что касается политических решений относительно массовых убийств, то исключительное место истории Холокоста занимает Ванзейская конференция. (Ванзей – пригород Берлина), январь 1942 года об «окончательном решении еврейского вопроса».
Практические действия по решению «еврейского вопроса» (11 мл. человек):
-
депортация евреев для так называемой «трудовой обязанности» и изоляция мужчин от женщин;
-
предусматривалось, что большое количество евреев погибнет «по природным причинам», с выжившими необходимо будет «обходиться соответствующим образом» (уничтожить).
Депортированные сначала будут направлены в пересыльные лагеря, причем
Европа будет прочесана с запада на восток. Для евреев, состоящих в смешанных браках и их детей, рекомендовалась стерилизация.
В годы Второй мировой войны нацисты использовали два способа «окончательного решения еврейского вопроса». 1-й способ – создание лагерей смерти. В 1942 – 1945 г.г. существовало несколько лагерей смерти, где уничтожение людей происходило при помощи газовых камер и где тела убитых, потом сжигались в крематориях. Однако, на территории СССР, еврейское население уничтожалось, главным образом, по месту жительства, - иногда сразу после оккупации, иногда после долгого пребывания в гетто. Здесь убийство проводили специальные группы СС (айнзацгруппы), которые состояли в основном из немцев, однако часть этих групп составляли представители местного населения. Сначала убивали партийных и советских работников, подпольщиков и партизан, а также евреев-мужчин, которые находились на партийных и государственных должностях (поскольку война с СССР рассматривалась нацистами как борьба с коммунистической идеологией, созданной евреями). Постепенно, в июле-августе 1941 г. айнзацгруппы начали уничтожать всех евреев.
В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы лагеря смерти. Массовое уничтожение евреев также производилось в Освенциме и Майданеке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
О работе концентрационных лагерей
Нацисты до последней нитки грабили тех, кого депортировали в концентрационный лагеря. Все личные вещи: одежда, обувь, очки, детские коляски конфисковывалось немедленно после прибытия. Много награбленного отправлялось в Германию, для раздачи немецкому населению. Нацисты грабили даже труппы. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные зубы переплавлялись. Пепел из крематориев использовался как сельскохозяйственное удобрение.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Нацисты создали 1634 концентрационных лагеря, 900 трудовых. Лагеря смерти выполнили решающую роль в уничтожении населения Европы.
ХЕЛМНО - лагерь, где уничтожение заключенных происходило при помощи выхлопных газов в специальных машинах «душегубках».Процесс уничтожения происходил с декабря 1941г. по март 1943г. и с апреля 1944г. по январь 1945г. Уничтожено более 320 тыс. человек, с них 98% евреи.
БЕЛЖЕЦ - созданный как лагерь принудительного труда в начале 1940 г. В феврале- марте 1942г. в лагерь начали свозить евреев Польши и Украины с целью уничтожения в газовых камерах. Процесс уничтожения продолжался до декабря 1942г. В 1943г. нацисты пытались ликвидировать следы преступлений (сжигали трупы, высаживали деревья). В лагере было уничтожено 500 тыс. евреев и 2000 цыган.
СОБИБОР - действовал с мая 1942г. до средины октября 1943г. Использовался с целью уничтожения евреев с Польши, Западной Украины, Чехословакии, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Франции. Уничтожено более 250тыс.евреев,а также несколько тысяч военнопленных и цыган (ромов).
ТРЕБЛИНКА - созданный весной 1941г. как трудовой лагерь. Отделение Треблинка - 2, созданное с целью уничтожения евреев, начало действовать с мая 1942г. Массовое уничтожение с использованием газа происходило с июня 1942г. по август 1943г.,когда в лагере вспыхнуло восстание еврейской подпольной организации. После этого в октябре 1943г. нацисты уничтожили лагерь. Общее количество погибших в лагере 870 тыс.человек, большинство - евреи, а также более 2000 ромов.
МАЙДАНЕК - основан в октябре 1941г. с начала как лагерь принудительного труда и военнопленных. Массовое уничтожение началось в 1942г. Общее количество жертв - 80 тыс. человек, 60 тыс. - евреи. Лагерь освобожден Красной Армией в 1944г.
АУШВИЦ (ОСВЕНЦИМ)- был основан как концентрационный лагерь. В июле 1940г. в него прибыл первый транспорт с польскими политическими заключенными. Со временем были основаны Аушвиц-2 и Аушвиц-3. Массовые уничтожения в газовых камерах начались в 1942г. Общее количество жертв оценивается от 1млн.100тыс. до 1млн. 500тыс. человек. Освобожден Красной Армией 27 января 1945г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Историк М. Царинник о погроме в г. Золочив
«… среди воинских частей вошедших в Украину была пятая танковая дивизия СС «Викинг». 2 июля недалеко от села Славита, погиб полковник Гильмар Векерле. Это известие сильно разозлило эсесовцев. На вечерней поверке солдатам зачитали приказ: Векерле убил еврей и теперь евреев можно было стрелять без предупреждения».
«…в 7 часов утра вооруженные солдаты и местные помощники начали выгонять евреев на улицу. Эсесовцы во дворе тюрьмы солдаты отделили женщин и детей от мужчин и по команде «Огонь» начали казнь…»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
С ув.Дулатова Н.И.