Открытый урок внеклассного чтения Тема: «Басни И.А. Крылова» 4 Б класс Учитель: Савченко И.В.
Тема: «Басни И.А. Крылова» 4 кл
Цель урока:
1. Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нем, воспитание человека нравственной и коммуникативной культуры.
Задачи урока:
1. Продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении; делать обобщающие выводы.
2. Познакомить обучающихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»; вспомнить другие изученные ранее.
МБОУ Красносадовская СОШ
Открытый урок внеклассного чтения
Тема: «Басни И.А. Крылова»
4 Б класс
Учитель: Савченко И.В.
Тип урока: обобщение изученного материала
УМК «Планета знаний» под ред. И.А. Петровой
Учебник литературного чтения под ред.Э.Э. Кац
2013 г.
Цель урока:
1. Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нем, воспитание человека нравственной и коммуникативной культуры.
Задачи урока:
-
Продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении; делать обобщающие выводы.
-
Прививать обучающимся красоту восприятия художественного слова посредством упражнения в выразительном чтении басен.
-
Познакомить обучающихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»; вспомнить другие изученные ранее.
-
Создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого обучающегося.
-
Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.
-
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе.
Оборудование к уроку:
учебник «Литературное чтение» под. ред. Э.Э. Кац, 4 класс, изд. АСТ «Астрель» М. 2012,ч.1, с.162; презентация об И.А. Крылове, аудиозапись: чтение басни И.Ильинским «Мартышка и очки»; карточки с отрывками из басен, костюмы и декорации для инсценирования басен.
План – конспект урока:
-
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
-
Сообщение темы и целей урока
-Перед вами выставка книг. Что объединяет все эти книги?
Кто не
слыхал его живого слова
Кто в жизни с
ним не встретился своей
Бессмертные
творения Крылова
Мы с каждым годом
любим все сильней.
Со школьной парты
с ними мы сживались,
В те дни букварь
постигшие едва,
И в памяти навеки
оставались
Крылатые крыловские слова.
-Совершенно верно, все они написаны И.А. Крыловым. Нашим великим баснописцем. Сегодня у нас есть замечательная возможность прикоснуться к творениям этого человека. Сегодня тема нашего урока: «Басни И.А. Крылова». (Презентация).
-Как вы понимаете значение слова «баснописец»?
- Что такое басня?
(Басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворение, в котором есть скрытый смысл).
-Что чаще всего бывает в басне? (Мораль).
- Что такое мораль?
(Мораль – это самое главное, о чем хотел сказать писатель в своем произведении).
-Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
-С древних времен существовали баснописцы. И И.А. Крылов начал писать басни не с пустого места. У него были хорошие учителя.
-Послушайте о них: Рассказ о древнегреческом баснописце Эзопе и французском баснописце Лафонтене.
-Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп, Др. Греция – Лафонтен, Франция, 17 век – Крылов, Россия, 19 век.
Три великих баснописца: греческий, французский и русский. В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков.
3. Актуализация опорных знаний
-Что мы знаем об И.А. Крылове.
- В какой семье родился И.А. Крылов?
- Под чьим руководством он получил свое первоначальное образование?
-Какое горе случилось в семье, когда мальчику было 9 лет?
-Как сложилась его дальнейшая судьба?
Что стало главным делом в жизни И.А. Крылова?
-Сколько басен написал И.А. Крылов за свою жизнь?
- Иван Андреевич Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку.
1) Кто обычно является героями басен?
2) Какие недостатки высмеиваются в баснях?
3) Как вы думаете, случайно ли вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?
4) Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?
5) А что делает их понятными детям? Презентация продолжается: книги
Задание
Каким вам представляется баснописец? Запишите на листике 1-2 эпитета.
(зачитать).
4.Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну – ка, ну – ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка
Отдохнула мы слегка.
5. Прослушивание басни «Мартышка и очки» в исполнении И.Ильинского.
- Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной басней И.А. Крылова. Называется она «Мартышка и очки». Обратите внимание на чтение этой басни. Презентация № 2 «Мартышка и очки».
-Как вы думаете, что это написано? (мораль басни).
-Прочитайте внимательно мораль еще раз и попытайтесь мне объяснить, о чем самом главном хотел сказать И.А. Крылов этой басней?
6. Словарная работа:
- Как вы понимаете слово «невежда»? Проверьте себя по Толковому словарю.
- Эта басня прочитана замечательным артистом Ильей Ильинским. Как важно голосом, интонацией уметь передать тот главный скрытый смысл, который заложен автором произведений.
7. Подготовка к инсценированию.
-Сегодня мы тоже с вами попытаемся стать хоть чуть – чуть артистами. А помогут нам в этом басни дедушки Крылова. Много выражения из басен стали «крылатыми выражениями». Мы их употребляем в жизни и не задумываемся над тем, что это точно подметил в своих баснях И.А. Крылов.
Некоторые крылатые выражения нам помогут вспомнить знакомые басни, а некоторые даже оживить.
8. Дыхательная гимнастика
9.Вспоминаем басни
***
«Ах, ты пела, это дело…»
-Из какой басни слова?
-Назовите персонажей басни.
-Что осуждается в басне?
***
« В том, - отвечал сосед, -
Чего в тебе, кум, вовсе нет…»
(Инсценирование).
***
«Когда в товарищах согласья нет…»
-Из какой басни слова?
-Назовите персонажей басни.
-Что осуждается в басне?
***
-«Ну, братец, виноват:
Слона – то я и не приметил».
(Инсценирование).
***
- «На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь»
(Инсценирование).
- Но есть
ли в них назидательность, поучительность,
свойственная произведениям детской
литературы 18 века?
- Действительно
она скрыта. -
Для басни характерно иносказание
(аллегория). Язык басни – это язык
усмешки, намека. Неслучайно художественная
речь, в которой много иносказаний,
недомолвок, иронии, называют Эзоповским
языком
|
- Что нового узнали на уроке? - Кто является прародителем этого жанра? - Развивается ли этот жанр в современной литературе? - Чем запомнился вам этот урок? - Спасибо за сотрудничество. |
11. Д.з. выполнить проект «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова»
(Найти в баснях «крылатые выражения»,
указать название басни, оформить работу)
Фамилия________________
Имя_____________
Класс____________
Дата____________________
Проект
по внеклассному чтению
Крылатые выражения
из басен Ивана Андреевича Крылова
***
-
«Вперед чужой беде, не смейся, голубок».
«Чиж и Голубь»
-
-«Ну, братец, виноват:
Слона – то я и не приметил».
«Любопытный»
-
«На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь»
«Ворона и Лисица»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»