Хакасия – природа моей малой родины
МБОУ Бейская школа –интернат
Внеклассное мероприятие: на тему
Хакасия – природа моей малой родины
Подготовила: Егорова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
с.Бея
2014 г.
Мой край
Цель: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
-
Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать национальное самосознание.
-
Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края, любовь к своей малой Родине.
Оформление:
-
карты: “Хакасия”, “Политико-административная карта России”;
-
плакат “ Хакасия - мой край любимый”;
-
фотографии с картинами природы и археологическими памятниками Хакасии (увеличены);
-
хакасская музыка;
-
компьютер;
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашем родном крае, нашей Республике Хакасия. Как много интересного таит она в себе. Любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.
Учитель:
Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, ее восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия (обратить внимание на карту).
Ученик:
Хакасия - это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние степные дали с воздухом, настоянным на травах, дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота тайги и подземного мира, горных рек и речушек, спешащих к Енисею, молчаливых, таинственных скал по их берегам. Горный ландшафт составляет две трети республики. На юге высота горных вершин - тасхылов достигает 2 тыс. метров над уровнем моря. Бывалые люди, налюбовавшись природой Хакасии, часто называют ее сибирской Швейцарией за великолепие альпийских лугов, высокогорных пустынь, горной тайги и голубых озер. Все это наша маленькая родина, где мы родились и живем. Это - наш родной и дивный край.
Учитель:
Краткая историческая справка
Хакасия является частью Саяно-Алтайского нагорья. Как предполагают ученые, предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско- Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Древнейшая история этого края уникальна и самобытна. Хакасия известна во всем мире своими древними историко-археологическимим памятниками. Археологи не случайно называют ее «археологической Меккой».
В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древне-тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.
ученик:
Хакасия моя! Мой край обетованный...
Раздольные
поля и пряный дух степей,
В торжественный
закат и на заре туманной
Несказанной
красой любуюсь я твоей.
ученик:Сибирский
рай! Земля в цветеньи диком,
Где в
полыханьи трав горят огнём жарки,
Алмазный трепет звёзд в ночном мерцаньи
тихом
И ветер, как изгой, гуляет у
реки.
ученик:Хакасия моя! Под
щедрым солнцем небо,
Лазурный блеск
озёр, духмяные луга,
Колышатся волной
в полях колосья хлеба,
И дикий Енисей
штурмует берега.
ученик:Венчают
взгляд бескрайние просторы
Где хвойные
леса и воздух чист и пьян.
Стоят как
на посту в дремучих думах горы
И тонут
в облаках хребты седых САЯН.
ученик:Ирония
судьбы!Я странник в мире этом,
Нашедший
свой причал вдали родимых мест.
Я в
кандалах любви бреду зимой и летом,
По
жизненным тропам несу нелёгкий
крест.
ученик:Хакасия моя! Земля
моя родная!
Любимый край! Сердечный
мой бальзам!
Я лишь тебе , всем сердцем
прирастая,
Свой долг сполна, как матери
отдам!
Учитель: Спасибо ребята вам большое!
А сейчас я хочу узнать, как хорошо вы знаете нашу малую родину. Для этого я вам приготовила вопросы.
Вопросы :
-
Год образования Республики Хакасия? (3 июля 1991 г.)
-
Расстояние от Абакана до Москвы ? (4218 км)
-
Где расположен географический центр Хакасии? (На Восточной окраине посёлка Бирикчюль, на левом берегу речушки Юю)
-
Самый северный район Хакасии? (Орджоникидзевский)
-
Сколько городов в Хакасии? (5)
-
Самый молодой город? (Саяногорск)
-
Какой рельеф преобладает в Хакасии? (горный)
-
Тип климата? (Резко континентальный)
-
Река Ионесси – на одном из местных диалектов? (Енисей)
-
Озеро-курорт? (Шира)
-
Сталактитовое и сталагмитовое чудо? (Бородинская пещера)
-
Площадь Хакасии? (61.9 тыс. кв. км)
-
С какой административной единицей граница Хакасии имеет наибольшую протяженность? (Красноярский край).
-
Сколько административных районов в Хакасии? (8)
-
Районный центр Алтайского района? (Белый Яр)
-
Столица Хакасии? (Абакан)
-
Город угольщиков? (Черногорск)
-
Высочайшая точка Хакасии? (Каратош – 2930 метров)
-
Ветры, преобладающие в Хакасии? (Западные)
-
Главная река республики? (Абакан)
-
Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.? (Ящик Пандоры, Ширинский район)
Учитель: Молодцы ребята!
Золотая
Хакасия, солнечный край,
Полюбились
навек мне родные просторы,
Вековая
тайга, твой ореховый рай,
Богатырь
Енисей и Саянские горы.
Нежно краски
твои мне ласкают глаза,
Я парю, глядя
в даль на Таштыпское поле,
Вот река
Абакан, вот моя Абаза,
Табуны скакунов,
что резвятся на воле.
Много бурь над
тобой пронеслось за века,
Прошумел
над тобой миллион ураганов,
Сколько
вод унесла через годы река,
Охраняя
покой твоих древних курганов.
Здесь
и Кадышев пел, Каратанов творил,
Кильчичаков
писал и работал Топанов,
Доможаков
вершину свою покорил,
Путь в науку
торил знаменитый Катанов.
(Из стихотворения «Хакасия» Д. Логачева)
Учитель: Ребята,а какие пословицы вы знаете о Хакасии? |
|
Пословицы:
ученик:Когда
скот болеет - собака жиреет, когда люди
болеют - шаман жиреет.
ученик:У
богача добро остается, у мудреца —
имя.
ученик:Все здоровье народа
— от айрана.
ученик:Где вода —
там жизнь.
(учитель вместе с учениками
разбирает смысл пословиц)
учитель:
сейчас я загадаю вам загадки.
Загадки:
Счесть
не смог человечек желтых овечек.
(Ячмень)
Сидит птица на дереве, орешки
во чреве. (Кедровая шишка)
Учитель: Хорошо ребята.А сейчас я предлагаю вам поиграть в хакасскую игру,которая называется« Хозан орых» (Хулагас).
« Хозан орых» (Хулагас)
Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.
Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д - 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
Учитель: Ну вот ребята мы вместе с вами поговорили сегодня о Хакасии, а теперь я хочу узнать, какое настроение у вас сейчас? Возьмите лучики и прилепите к солнцу. Если грустное настроение -голубой лучик, веселое -желтый лучик.
Список
использованной литературы
-
Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл / А.Н. 2. Балгазина. – Абакан: Хакасская кн. изд – во, 1998.
-
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учащихся / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасская кн. изд – во, 2007.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»