В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Краеведение в математике

Краеведение в математике

Наталья Марова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4071 комментариев: 1
Краткое описание
На уроках математики педагог  должен стараться повысить интерес учащихся к истории, культуре своего народа, включая разнообразные задания национально-регионального характера. Каждое задание должно иметь свою цель, в которой раскрывается то или иное новое знание о культуре своего народа. Решая на уроках математики текстовые задачи, включающие в себя разнообразные элементы русской культуры, формируется устойчивый интерес учащихся к традициям своего народа

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КраеведениеМатематикеКонкурсУчителей.doc Скачать

Краеведение в математике

История предков всегда любопытна для тех,

кто достоин иметь Отечество.

Н.М. Карамзин.

С 1 сентября 2011 года начальная школа приступила к обучению учащихся по ФГОС, а с 1 сентября 2013 года – пятые классы. Требования  новых стандартов образования заставляет пересмотреть не только традиционный подход к обучению, но и организацию внеурочной деятельности.

Формирование патриотизма является одной из важнейших задач современного общества. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2011 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения и обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом [1].

Современные условия делают выполнение данной задачи архисложной. Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, подрастающее поколение, никому не нужное в мире денежных отношений. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины.

Появляется ли чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается ли достоинство личности? Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине [2].

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся во второй половине дня в форме экскурсий, конференций, диспутов, поисковых и научных исследований.

В средней школе интерес к внеурочной деятельности  среди учащихся заметно падает, т.к.  общение со сверстниками занимает всё свободное время. Как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы? Одним из вариантов решения данной проблемы может явиться участие школьников в проектах, но темой исследования должно стать что-то необычное, не связанное со школьными предметами. Так, например, в 2012 году для учащихся школы-интерната №1 мной была организована экскурсия по городу Воронежу. Прогулка прошла как по старому городу и по петровским местам, так и по нынешнему центру Воронежа. Результатом данной деятельности стала защита проекта «Воронеж- колыбель русского флота» и участие в Международном конкурсе видеороликов «Мой любимый край» http://pedsovet.su/load/381-1-0-27971.

Ребятам так понравилась внеклассная деятельность, что они вышли ко мне с предложением о продолжении проектной деятельности в данном направлении. И сейчас в разработке находятся проекты, с элементами которых я хочу вас познакомить.

Рассмотрим это на примере использования элементов Воронежского этноса на уроках математики в среднем звене, а именно, геометрию орнамента воронежской вышивки, симметрию узоров и возможности использования фольклора при составлении заданий по математике. Если рассмотреть орнамент вышивки, то мы видим, что он неоднороден. А именно, что узор состоит из комбинаций различных геометрических фигур, зооморфных и антропоморфных – стилизованных фигур животных, птиц, человека и растительных элементов – изображения реальных форм деревьев, листьев и т. д. Преобладающим является геометрический орнамент, который отличается большим разнообразием рисунков и складывается обычно из определенной системы орнаментальных форм. Это в основном комбинации геометрических фигур, таких как ромб, квадрат, прямоугольник, углы, ломаные линии, реже круги и овалы.

Так же особенностью узора, с точки зрения математики, является наличие симметрии. Известно, что геометрический объект считается симметричным, если после некоторого преобразования совпадает с самим собой. Примером симметрии являются орнаментальные мотивы, в которых отражена центральная, осевая симметрия, а также параллельный перенос.

На уроках математики, возможно также использование пословиц, поговорок и других сведений, отражающих самобытность народа, его богатое культурное наследие.

Задачи, решаемые в урочное время с элементами краеведения, составляемые самими ребятами во внеурочной деятельности.

Задание 1. На вышивку одного узора Марина потратила 53,5 минуты. Сколько минут потребуется на вышивку 5 таких узоров?

Искусство каждого народа своеобразно и неповторимо. В силу национальных особенностей бога солнца славяне-язычники воспевали в своих бесчисленных узорах совершенно по-другому, чем скажем, ацтеки или древние египтяне, хотя небесное светило и по форме, и по цвету, и по поведению для всех было одинаковым. Натура одна, а изобразительные результаты и формы поэтики при ее художественном освоении совершенно разные.

Задание 2. Один узор содержит 14,4 см нити красного и 4,6 см черного цвета. Сколько таких узоров можно составить из 72 см красной и 23 см черной нити?

Сдвоенный крест, который теперь вышивальщицы называют "болгарским", обозначал семью, а точнее, жену и мужа.
Геометрический треугольник означал целинную землю, а у воронежцев позднее - оборонительные сооружения из кольев-столбов с заостренными пиками концами. Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами.

Задание 3. Узнай название русского народного инструмента, расположив дроби:

а) в порядке возрастания:

0,027 – О; 0,712-И; 0,2701 – К; 0,0172 – Л; 0,217 – Ж

Ответ: Ложки.

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.


Задание 4. У сестры имеется 18,5 метров ткани. Сколько платьев она

сможет сшить платьев, если на одно платье требуется 3,7 м ткани?


На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села. Нужно отметить, что своеобразные черты воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края и многонациональностью проживавших здесь народов.
           В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем. Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками.
          В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.
          Среди украшений на территории Воронежского края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные. Самым распространенным нагрудным украшением был «гайтан». Словом «гайтан» называли два вида украшений из бисера. Одно представляло собой две сплетенные из разноцветного бисера полосы шириной 1,5 – 5 см, украшенные бисерными подвесками и соединенные в нижней части. Другое – длинный плетеный черный шнур, унизанный бисером, на который прикрепляли крестик или иконку. Существовал обычай привязывать к гайтану косточку от куриного крыла: считалось, что она оберегает от несчастий и помогает вставать рано утром.



Задание 5. Расположив ответы примеров в порядке возрастания, вы

получите марийскую народную пословицу. Как вы понимаете смысл этой

пословицы?

В) 0,0032+0,0168 Ж) 9,25 -3,9 Е) 1,8+0,32

С) 8,3245-8,324 О) 103,03-99,5 Д) 2,1-0,088

О) 0,0025+0,0015 О) 3,273+1,78 Е) 2,02+0,001

Л) 4,78-4,77 Е) 13,103-7,6 Г) 7,61-5,4

О) 3,556-3,456 Д) 6-2,9947 Н) 7,002-4,9

Р) 4,2+0,8305

Ответ: Слово дороже денег

На уроках математики педагог должен стараться повысить интерес учащихся к истории, культуре своего народа, включая разнообразные задания национально-регионального характера. Каждое задание должно иметь свою цель, в которой раскрывается то или иное новое знание о культуре своего народа. Решая на уроках математики текстовые задачи, включающие в себя разнообразные элементы русской культуры, формируется устойчивый интерес учащихся к традициям своего народа. Формы включения в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий: класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов. Самое главное, чтобы учитель был заинтересован в проведении данной работы и смог заинтересовать своих учеников.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов России. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру.

Литература:

1.Закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., www.ed.gov.ru; госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» www.llr.ru

2. Марова Н.Ю., Стародубцева О.О. Педагогические условия использования туристско-краеведческой деятельности как средство гуманной социализации воспитанников школ-интернатов. – Ставрополь,2012.

3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.

4.Мадиярова И.М., Ирбулдина Л.Е. Использование элементов марийского этноса на уроках математики в среднем звене.//Электронный журнал «Конференц-зал», 2012















Обсуждение материала
Марина Гилярова
4.11.2014 13:23
Обобщение опыта по выбранной теме имеет хорошую перспективу. Учебные занятия, спланированные по направлению краеведческих знаний решают не только множество воспитательных задач, но и мотивируют успешное освоение математики. Интеграция краеведения и математики позволяет:
- узнать много нового и интересного о родном крае,
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за отчизну,
- проще запоминать математические термины,
- повышать интерес к изучению математики и краеведения одновременно и т.д.
Материал автора интересен опубликованными примерами задач, решаемых на уроках математики с элементами краеведения.
Учитель рассказывает в документе о проектной деятельности, проводимой в школе, что является продолжением краеведческой работы для школьников.
Хочется пожелать преподавателю и в дальнейшем создавать интересные проекты, заниматься с учащимися краеведением, знакомить школьников с элементами Воронежского этноса.
Данный материал автора уже есть в глобальной сети, при размещении на странице портала необходимо было добавить логотип портала на титульный лист (требования в разделе Справка Главного меню).
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос