Школа будущих первоклассников. Развивающие игры. Занятие 2
Из учебно-методического пособия Семёновой М.А.«Левое и правое».- г. Димитров: ИД «Карапуз»,2006 (переработано для презентации РИ2)
Тема «левое и правое» обычно изучается в школе достаточно бегло. Но нам кажется, что она достойна подробного обсуждения с дошкольником.
Трудно ли найти правую руку?
Ваш приятель зашел в темную комнату. Вы говорите ему: «Выключатель слева.» Быстро ли он повернется в нужную сторону?
Люди бывают разные. Одним требуется умственное усилие, чтобы повернуть направо, а не налево. Другие точно знают, где у них правая рука. «Ты же не путаешь ногу и руку, так почему же ты путаешь правую руку и левую? Это же разные части тела!»
Говорите с ребенком о правом и левом как можно раньше! Ребенок учится понимать слова «рука» и «нога» в младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.
Попробуйте исключить из своей речи слово «рука». Не говорите фраз типа «У тебя щека грязная». В этих фразах явно недостаточно информации. Попробуйте высказываться более точно: «У тебя левая щека грязная». Или: «Видишь, ты надел левую варежку на правую руку».
Как искать правую руку?
Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например).
Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»).
Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.
Всё зависит от точки зрения
Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.
Думать о чем-то с позиции другого человека непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.
Слайды-листы определений (желтый фон)- это наглядные примеры понятий «лево» и «право».
Задание 1. Объясните ребёнку, что дом на рисунке расположен слева, а цирк справа. Поэтому стрелка от цирка к дому направлена справа налево.
Оглядитесь вокруг себя. В книжном развороте бывают правая и левая страница. У окна бывает правая и левая створка.
Попросите ребенка перечислить: что он видит прямо перед собой, что справа и что слева.
Попросите ребенка сложить руки, как на слайдах 5-6. Прочитайте подписи под картинками.
Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева.
Попросите ребенка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.
Мы хотели бы, чтобы ребенок научился находить правое ухо не только у себя, но и у своих друзей, и у нарисованных зверей. Сначала от него требуется поставить в заданное положение только свою руку (слайд 9 – задание 3), затем и все тело (слайд 11 – домашнее задание).
Когда ребенок будет разглядывать картинки в книжках, он сможет играть в игру: отыскивать правые и левые глаза и лапы (и хвосты? - спросите его).
В задании 3 заложен подвох: одна из рук нарисована без ногтей. Как в таком случае определить, правая она или левая? Можно считать, что она лежит на листе ладошкой кверху (тогда рука будет правой). Можно пририсовать ногти, тогда она будет лежать, как другие руки (и будет левой). Пусть это решит сам ребенок.
Домашнее задание хорошо бы порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.