В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.

Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.

Тамара Боброва
Тип материала: Урок
просмотров: 9071
Краткое описание
Урок изучения нового материала на основе организации групповой экспериментальной деятельности учащихся. Цель урока:  получить зависимость сопротивления проводника от его геометрических параметров и материала, из которого он изготовлен; рассмотреть использование этой зависимости на примере реостата.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Расчёт сопротивления проводника. Реостаты. 8 класс..docx Скачать

D:\ВЕРА\Линзы\uchmet_120_60.gif

План – конспект урока физики


ФИО

Боброва Тамара Николаевна

Место работы

г. Тверь, МОУ СОШ № 20

Должность

учитель физики

Предмет, класс

физика, 8 класс

Тема урока

Расчёт сопротивления проводника. Реостаты.

Тип урока, продолжительность

урок изучения нового материала с использованием технологии развивающего обучения; 45 мин.

Базовый учебник

А.В. Пёрышкин «Физика. 8 класс» - М.: Дрофа, 2009г.


Цель урока: Организовать единый познавательный процесс и, в ходе экспериментальных исследований учащихся, получить зависимость сопротивления проводника от его геометрических параметров и материала, из которого он изготовлен; рассмотреть использование этой зависимости на примере реостата.

Образовательные задачи:

  • экспериментально получить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • продолжить формирование навыков обращения с простейшими элементами и узлами электрической цепи, измерительными приборами;

  • дать понятие удельного сопротивления материала проводника, ввести обозначение и единицу измерения данной физической величины;

  • ознакомить учащихся с устройством и использованием реостата;

  • научить учащихся применять формулу расчёта сопротивления проводника через его параметры при решении задач.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать культуру проведения экспериментальных исследований;

  • развивать логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы;

  • учить доказывать справедливость своей точки зрения;

  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательные задачи:

  • формировать чувства коллективизма и ответственности за себя и других, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  • развивать нравственные и эстетические представления о нормах поведения в классном коллективе во время урока;

  • воспитывать бережное отношение к школьному физическому оборудованию.

Техническое обеспечение урока:

  • блок питания регулируемый КЭФ - 8, набор демонстрационный «Постоянный ток», панель для качественного исследования зависимости сопротивления проводника от его параметров (самодельная), комплект проводов;

  • реостаты (ползунковый, рычажный), магазин сопротивлений (штепсельный реостат);

  • компьютер с проектором, сопровождающая презентация (Power Point из 17 слайдов);

  • раздаточный дидактический материал, тетради для самостоятельных работ, задачники;

  • комплект лабораторного оборудования на каждой парте: источник питания (батарейка – 4,5 В), ванночка – кювета с электролитом (раствор медного купороса или поваренной соли), два медных электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.

План урока:

  1. Организационный этап. (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (8 мин.)

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

  4. Изучение нового материала (решение проблемной ситуации с помощью фронтального исследовательского эксперимента) (20 минут).

  5. Первичное усвоение новых знаний (на примере устройства реостата, решение типовых расчётных задач) (12 минут).

  6. Рефлексия. (1 мин.)

  7. Информация о домашнем задании. (1 мин.)


Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Дидактическая задача:

Создание комфортной образовательной среды

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих; визуально проверяет готовность к занятию: наличие на столах лабораторного оборудования, учебников, задачников, тетрадей рабочих и для самостоятельных работ; объявляет тему урока. (слайд 1)

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Актуализация знаний

Дидактическая задача:

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы.


Организует комбинированное повторение материала по темам предыдущих занятий (фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам). Проверяет (выборочно) домашнюю работу:

упр. 18 (2), упр. 19 (1 – 3, 7).

У: На прошлом уроке мы познакомились с законом Ома для участка цепи, который связал основные физические величины, характеризующие электрическую цепь:

  1. Сформулируйте закон Ома.

  2. Что характеризует, как обозначается и в чём измеряется: а) электрическое сопротивление, б) электрическое напряжение, в) сила тока?

  3. Какими правилами следует руководствоваться при включении в цепь приборов для измерения силы тока, напряжения? (слайд 2)

Приступаем к выполнению проверочной работы.

Время выполнения – 6 мин.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют проверочную самостоятельную работу по вариантам с последующей самопроверкой (ответы выводятся на экран после того, как работа сдана).

(слайд 3)

Мотивация учебной деятельности.




Дидактическая задача:

Выработка совместно с учащимися хода экспериментальной работы для достижения цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию для активизации познавательного процесса; корректирует ход обсуждения проблемы.



У: М.В. Ломоносов сказал: «Опыт – вот учитель жизни вечной». В ходе работы с электрическими цепями мы убедились, что электрическое сопротивление проводников различно. Как вы думаете, от чего зависит сопротивление проводника, как его можно изменять? Предложите способ проверить вашу гипотезу опытным путём, если в качестве проводника использовать электролит.

Выдвигают гипотезы о зависимости сопротивления проводника от его длины, «толщины» и рода вещества;



предлагают схему электрической цепи для экспериментальной проверки предположений, а так же способы изменения длины, площади сечения «электролитического проводника». (слайды 4 - 6)

Изучение нового материала.


Дидактическая задача:

Экспериментально получить зависимость сопротивления проводника от его параметров.

Обеспечивает каждую парту комплектом приборов и карточкой – заданием; следит за соблюдением правил работы с реостатом, техники безопасности; оказывает необходимую техническую помощь; выслушивает вместе с учащимися отчёты групп и корректирует выводы.

Обобщает результаты работы групп.

Формулирует понятие и физический смысл удельного сопротивления.

Справедливость выводов подтверждает демонстрационным экспериментом, используя набор «Постоянный ток» и самодельную панель.

Выполняют фронтальный исследовательский эксперимент в группах (группы формируются по принципу: первые парты в каждом ряду – первая группа, вторые парты в каждом ряду – вторая и т.д.), обсуждают результаты эксперимента, формулируют вывод. Представитель группы сообщает классу о результатах опыта. Так же учащиеся убеждаются в правильности полученных выводов для любых видов проводников по результатам проведённого учителем демонстрационного эксперимента. (слайды 7 - 9)

После обобщения результатов, выводы и формулу для расчёта сопротивленния записывают в рабочую тетрадь.

Первичное усвоение новых знаний.


Дидактическая задача:

Обеспечение осознанности усвоения новых знаний; выявление пробелов и их коррекция.

Демонстрирует различные виды реостатов, предлагает учащимся с помощью учебника самостоятельно рассмотреть их устройство и принцип действия. Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в систематизации знаний, проводит закрепление материала в виде решения расчётных задач.

У: Второй урок мы используем реостат, соблюдая правила его подключения, как устройство, позволяющее нам менять сопротивление, силу тока в цепи. Читая § 47 на стр. 108 учебника, рассмотрите конструктивные особенности реостата и, опираясь на новые знания, ответьте на вопросы:

  1. На чём основано действие реостатов?

  2. Почему для изготовления реостатов используется проволока с большим удельным сопротивлением?

  3. Как устроен и как включается в цепь ползунковый реостат?

  4. Почему стержень ползункового реостата имеет площадь сечения намного больше, чем проволока, из которой он изготовлен?

  5. Чем отличается работа рычажного реостата от ползункового реостата?

Изучают самостоятельно § 47 учебника, находят ответы на поставленные учителем вопросы, участвуют в обсуждении и корректировке ответов. (слайды 10 - 14)

Решают задачи из задачника А.Е. Марона (№ 1550, 1552, 1554) на закрепление умений работать с формулой расчёта сопротивления проводника (три человека у доски, по одному от каждого варианта, остальные работают на местах). «Сильные» ребята решают № 1556 (задача проверяется индивидуально у каждого). (слайд 15)

Рефлексия.


Дидактическая задача:

Анализ результатов совместной деятельности и достижения цели урока.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какую цель ставили перед собой и достигли ли мы её?

  2. Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему?

  3. Самым трудным было…

  4. Это занятие помогло мне…

  5. Если бы человечество не знало об этом, то…

У: Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, решив поставленные задачи. Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».

Спасибо за урок!

Подводят итоги, делают выводы с использованием новой терминологии, оценивают успешность своей работы и класса в целом, уровень усвоения знаний; высказывают свою точку зрения, дополняют друг друга, делятся своими мыслями и впечатлениями. (слайд 16)

Информация о домашнем задании.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:

§ 45 – 47; упр. 21 (1 – 4) - письменно;

М. № 1560, 1563 – для желающих.

Записывают задание в дневник. (слайд 17)



Приложение:

Образец проверочной работы:


Вариант 1


  1. Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).

  2. Сопротивление электрического утюга, потребляющего ток 5 А, при напряжении 220 В равно

А. 110 Ом Б. 1100 Ом В. 440 Ом Г. 44 Ом.

  1. Напряжение на зажимах сопротивления 100 Ом, по которому протекает ток 200 мА равно

А. 500 В Б. 0,5 В В. 20 В Г. 20000 В.

  1. Сила тока при напряжении 250 В через спираль лампы сопротивлением 50 кОм равна

А. 0,005 А Б. 5 А В. 12,5 А Г. 200 А.

  1. Сопротивление какого проводника больше и во сколько раз? ( рис. 2)

А. 2-го, в 2 раза; Б. 1-го, в 2 раза; В. 1-го, в 4 раза; Г. сопротивления равны.

рис. 1 рис. 2


Вариант 2


  1. Назвать прибор, определить цену деления и показания прибора (рис 1).

  2. Если на лампочке карманного фонарика указано «0,25 А» и «3,5 В», то сопротивление нити лампочки равно

А. 0,875 Ом Б. 875 Ом В. 140 Ом Г. 14 Ом.

  1. При электросварке сила тока в дуге при напряжении 30 В и сопротивлении дуги 200 мОм достигает

А. 6 А Б. 6000 А В. 0,15 А Г. 150 А.

  1. Напряжение на зажимах электрического двигателя сопротивлением 0,6 кОм при силе тока 0,4 А равно

А. 0,24 В Б. 240 В В. 1500 В Г. 1,5 В.

  1. Сопротивление какого проводника меньше и во сколько раз? ( рис. 2)

А. 2-го, в 3 раза; Б. 1-го, в 3 раза; В. 2-го, в 2 раза; Г. сопротивления равны.

рис. 1 рис. 2


Карточки экспериментального задания для трёх групп:

Тема: Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.

I. Оборудование: источник питания, ванночка – кювета с раствором электролита, два электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.

Ход работы:

  1. Cоберите цепь, соединив последовательно источник питания, ключ, кювету с электролитом, реостат, амперметр. Вольтметр должен измерять напряжение на электродах кюветы.

  2. Измерьте силу тока через электролит (проводник), меняя расстояние между электродами, т.е. длину проводника. Во время опыта, передвигая ползунок реостата, поддерживайте напряжение на электродах кюветы постоянным (2 В).

  3. Найдите сопротивление электролита (проводника) в каждом опыте, используя закон Ома.

  4. Заполните таблицу:

опыта

Напряжение

U, В

Расстояние между электродами l, см

Сила тока

I, A

Сопротивление

R, Ом

1.

2.

2

2




Сделайте вывод: зависит ли сопротивление проводника от его длины?

Тема: Исследование зависимости сопротивления проводника от площади сечения.

II. Оборудование: источник питания, ванночка – кювета с раствором электролита, два электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.

Ход работы:

  1. Cоберите цепь, соединив последовательно источник питания, ключ, кювету с электролитом, реостат, амперметр. Вольтметр должен измерять напряжение на электродах кюветы.

  2. Измерьте силу тока через электролит (проводник), меняя площадь погруженной части одного из электродов. Во время опыта, передвигая ползунок реостата, поддерживайте напряжение на электродах кюветы постоянным (2 В).

  3. Найдите сопротивление электролита (проводника) в каждом опыте, используя закон Ома.

  4. Заполните таблицу:

опыта

Напряжение

U, В

Площадь погруженной части электрода S, см2

Сила тока

I, A

Сопротивление

R, Ом

1.

2.

2

2

S

0,25 S



Сделайте вывод: зависит ли сопротивление проводника от его площади поперечного сечения?


Тема: Исследование зависимости сопротивления проводника от рода вещества.

III. Оборудование: источник питания, ванночка – кювета, стаканы с раствором медного купороса и поваренной соли, два электрода, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, зажимы «крокодил», соединительные провода.

Ход работы:

  1. Cоберите цепь, соединив последовательно источник питания, ключ, кювету с раствором медного купороса, реостат, амперметр. Вольтметр должен измерять напряжение на электродах кюветы.

  2. Измерьте силу тока через раствор медного купороса и, заменив электролит, через раствор поваренной соли, оставляя неизменным расстояние между электродами. Во время опыта, передвигая ползунок реостата, поддерживайте напряжение на электродах кюветы постоянным (2 В).

  3. Найдите сопротивление электролита (проводника) в каждом опыте, используя закон Ома.

  4. Заполните таблицу:

опыта

Напряжение

U, В

Электролит

Сила тока

I, A

Сопротивление

R, Ом

1.

2.

2

2

раствор медного купороса

раствор поваренной соли



Сделайте вывод: зависит ли сопротивление от рода вещества проводника?


Список литературы:

  1. А.В. Пёрышкин / Учебник для образовательных учреждений /Физика 8 класс/ Москва, Дрофа, 2009 г.

  2. А.В. Постников / Проверка знаний учащихся по физике /Москва, Просвещение, 1986 г.

  3. О.А. Поваляев, М.Л. Ярошевский / Юный физик/ Москва, ТОО фирма «СНАРК», 1998г.

  4. А.Е. Марон, С.В. Позойский / Сборник вопросов и задач по физике / для 7- 9 классов, Москва, Просвещение, 2005 г.

  5. «Физика 7-11 класс» / Библиотека электронных наглядных пособий.

  6. http://school-collection.edu.ru / Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;

  7. www.class-fizika.narod.ru / Классная физика.

Презентация к уроку.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос