Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе
Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых
в детско-юношеской спортивной школе
Мальгин Валерий Евгеньевич директор МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный Владимирской области
Трофимава Ольга Вадимовна тренер-преподаватель МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный Владимирской области
Аннотация. В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образовния детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения
Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности
В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни[ мухлаева].
Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образовнаие» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование – это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых».
С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференция по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов» На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования.
В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции:
Отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования - общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.
При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях.
Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. В то же время, дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования. В государственной политике России и документах Европейского Союза, неформальное образование рассматривается в контексте инновационного сценария развития образования в целом. Таким образом, развитие образования становится возможным за счет интеграции формального и неформального образования[].
Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения[3, с. 23].
Неформальное образование как подход основывается прежде всего на личном интересе участника процесса. Это, пожалуй, главный секрет подхода, его методологический базис. Если нет интереса участника — нет и процесса неформального образования. Во главу угла в неформальном образовании ставится убежденность в том, что процесс не просто может, - должен быть интересен. Если участнику (и ведущему) не интересно, приходится использовать моторы, чуждые неформальному образованию, а, возможно и вообще педагогике. То есть искать манипулятивные способы воздействия на ученика, которые призваны заставить его учиться, несмотря на отсутствие интереса[4].
Именно эти условия и возросшая необходимость в изменении подхода к предоставлению образовательных услуг подвигла нашу спортивную школу к попытке интеграции дополнительного (формального) и специфического (неформального) образования силами педагогического коллектива и группы единомышленников.
К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:
-
ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;
-
особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);
-
высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;
-
внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;
-
развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;
-
развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
-
гибкость в организации и методах обучения;
-
организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре.
Опираясь на концептуальные положения неформального образования, мы решили построить свою работу в русле в обеспечения условий для развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности посредством обогащения альтернативной культурной и деятельностной активностью, представленной разнообразием форм неформального образования и направленной на удовлетворение разнообразных физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных потребностей детей и подростков, молодежи, родителей с детьми, пожилых людей.
В результате деятельности по интеграции формального и неформальноо образования мы собираемся достигнуть следующих результатов:
-
создание ресурсов для получения неформального образования в инфраструктуре образовательного учреждения дополнительного образования;
-
разработка и реализация моделей индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в условиях интеграции формального и неформального образования;
-
разработка методических рекомендаций по организации исследования социального заказа на неформальное образование в условиях малого города
-
разработка методических рекомендаций по реализации вариативных форм неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы;
-
повышение показателей личностного развития и социализации, позитивная динамика осознанных потребностей и мотивов в занятии физической культурой и спортом в среде детей и подростков;
-
поддержка и развитие семейных форм физической активности на базе детско-юношеской спортивной школы.
Основные задачи педагогического коллектива в данной деятельности:
1. Разработать модель образовательного пространства непрерывного образования детей и взрослых на базе учреждения дополнительного образования детей на основе интеграции дополнительного и неформального образования.
2. Разработать систему предоставления услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.
3. Выделить критерии определения количественных и качественных характеристик предоставляемых услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.
4. Разработать учебно-методические материалы, направленные на развитие процессов интеграции формального и неформального образования, в том числе, учебно-методических комплексов реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями к качеству образования.
В процессе решения основных задач интеграции дополнительного и неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы, продуктом деятельности будет являться создание системы вариативных форм и технологий неформального образования как зоны ближайшего развития дополнительного образования детей посредством обобщения и распространения опыта работы ДЮСШ в рамках мероприятий:
-
курсы повышения квалификации;
-
межрегиональные семинары – совещания;
-
научно – практические конференции;
-
творческие лаборатории педагогов – экспериментаторов;
-
мастер – классы;
-
размещение научных статей по экспериментальной работе на Интернет - сайтах, публикации периодических изданиях.
-
разработка и выпуск методических сборников по внедрению экспериментальных и инновационных технологий;
-
расширение зоны взаимодействия с сетевыми партнерами: дошкольными, общеобразовательными, средними и высшими учебными заведениями.
Литература:
1. Зицер Д., Зицер Н. «О сущности НО» журнал «Адукатор» №2(14) с. 17, 2008.
2. Мухлаева Т. В. «Международный опыт неформального образования» журнал «Человек и образование» Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), №4 2010.
3. Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» №24 (114), 2009.
4. Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО