В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

Валерий Мальгин
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 3117
Краткое описание
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образовния детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых в ДЮСШ.doc Скачать


Управление вариативными формами неформального образования детей и взрослых

в детско-юношеской спортивной школе


Мальгин Валерий Евгеньевич директор МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный Владимирской области

Трофимава Ольга Вадимовна тренер-преподаватель МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный Владимирской области

Аннотация. В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образовния детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни[ мухлаева].

Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образовнаие» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование – это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых».

С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференция по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов» На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования.

В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции:

Отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования - общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.

При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях.

Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. В то же время, дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования. В государственной политике России и документах Европейского Союза, неформальное образование рассматривается в контексте инновационного сценария развития образования в целом. Таким образом, развитие образования становится возможным за счет интеграции формального и неформального образования[].

Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Неформальное образование, будь то частное или общественное, становится испытательной лабораторией и полигоном для новых технологий, для выработки новых стандартов. Когда новые технологии и стандарты выдерживают испытание в жестокой конкуренции в сфере неформального образования, их перенимают государственная система образования и частные учебные заведения[3, с. 23].

Неформальное образование как подход основывается прежде всего на личном интересе участника процесса. Это, пожалуй, главный секрет подхода, его методологический базис. Если нет интереса участника — нет и процесса неформального образования. Во главу угла в неформальном образовании ставится убежденность в том, что процесс не просто может, - должен быть интересен. Если участнику (и ведущему) не интересно, приходится использовать моторы, чуждые неформальному образованию, а, возможно и вообще педагогике. То есть искать манипулятивные способы воздействия на ученика, которые призваны заставить его учиться, несмотря на отсутствие интереса[4].

Именно эти условия и возросшая необходимость в изменении подхода к предоставлению образовательных услуг подвигла нашу спортивную школу к попытке интеграции дополнительного (формального) и специфического (неформального) образования силами педагогического коллектива и группы единомышленников.

К специфическим характеристикам неформального образования, востребованным в современном обществе, относятся:

  • ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения;

  • особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов);

  • высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации;

  • внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения;

  • развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности;

  • развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

  • гибкость в организации и методах обучения;

  • организация отношений между участниками образовательного процесса на взаимном уважении, участии, демократической культуре.

Опираясь на концептуальные положения неформального образования, мы решили построить свою работу в русле в обеспечения условий для развития образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности посредством обогащения альтернативной культурной и деятельностной активностью, представленной разнообразием форм неформального образования и направленной на удовлетворение разнообразных физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных потребностей детей и подростков, молодежи, родителей с детьми, пожилых людей.

В результате деятельности по интеграции формального и неформальноо образования мы собираемся достигнуть следующих результатов:

  • создание ресурсов для получения неформального образования в инфраструктуре образовательного учреждения дополнительного образования;

  • разработка и реализация моделей индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в условиях интеграции формального и неформального образования;

  • разработка методических рекомендаций по организации исследования социального заказа на неформальное образование в условиях малого города

  • разработка методических рекомендаций по реализации вариативных форм неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы;

  • повышение показателей личностного развития и социализации, позитивная динамика осознанных потребностей и мотивов в занятии физической культурой и спортом в среде детей и подростков;

  • поддержка и развитие семейных форм физической активности на базе детско-юношеской спортивной школы.

Основные задачи педагогического коллектива в данной деятельности:

1. Разработать модель образовательного пространства непрерывного образования детей и взрослых на базе учреждения дополнительного образования детей на основе интеграции дополнительного и неформального образования.

2. Разработать систему предоставления услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.

3. Выделить критерии определения количественных и качественных характеристик предоставляемых услуг по реализацию индивидуальных потребностей взрослых и детей в получении неформального образования.

4. Разработать учебно-методические материалы, направленные на развитие процессов интеграции формального и неформального образования, в том числе, учебно-методических комплексов реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями к качеству образования.

В процессе решения основных задач интеграции дополнительного и неформального образования на базе детско-юношеской спортивной школы, продуктом деятельности будет являться создание системы вариативных форм и технологий неформального образования как зоны ближайшего развития дополнительного образования детей посредством обобщения и распространения опыта работы ДЮСШ в рамках мероприятий:

  • курсы повышения квалификации;

  • межрегиональные семинары – совещания;

  • научно – практические конференции;

  • творческие лаборатории педагогов – экспериментаторов;

  • мастер – классы;

  • размещение научных статей по экспериментальной работе на Интернет - сайтах, публикации периодических изданиях.

  • разработка и выпуск методических сборников по внедрению экспериментальных и инновационных технологий;

  • расширение зоны взаимодействия с сетевыми партнерами: дошкольными, общеобразовательными, средними и высшими учебными заведениями.


Литература:

1. Зицер Д., Зицер Н. «О сущности НО» журнал «Адукатор» №2(14) с. 17, 2008.

2. Мухлаева Т. В. «Международный опыт неформального образования» журнал «Человек и образование» Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО), №4 2010.

3. Стрелкова И. Б. Журнал «Библиотечное дело» №24 (114), 2009.

4. Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос