Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 5-6 лет в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№21»
г. Дзержинск Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 21»
______________________Лапина С.А.
«____»______________2014 г
программа
«Психолого-педагогическое сопровождение Социально-эмоционального развития детей 5-6 лет
в детском саду»
Составитель программы:
Кузьмина О.М., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21» г. Дзержинск
Соавтор:
Лапина С.А., заведующий МБДОУ
«Детский сад №21
г. Дзержинск
2014 г.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей 5-6 лет в детском саду………………………3
1.1.Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей 5-6 лет в детском саду………………………….3
1.2 Факторы, влияющие на социально – эмоциональное развитие детей 5-6 лет в детском саду………………………………………………………………………………………………..5
Глава 2.Психолого – педагогическое сопровождение социально – эмоционального развития детей 5-6 лет на базе МБДОУ « Детский сад 21»…………………………………...8
2.1 Модель взаимодействия со всеми субъектами развивающей среды МБДОУ
«Детский сад 21» ……………………………………………………………………………….8
2.2 Взаимодействие педагога-психолога с родителями……………………………………... 9
2.3Взаимодействие педагога – психолога с воспитателями…………………………………10
2.4Взаимодействие педагога-психолога со специалистами…………………………………13
2.5Взаимодействие педагога психолога с детьми старшей группы………………………...14
Литература………………………………………………………………………………………15
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) как одну из центральных задач работы детского сада. Таким образом, психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Именно поэтому в МБДОУ «Детский сад №21» города Дзержинска Нижегородской области была разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей по возрастам.
В основу программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.
Цель программы: организация психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 5-6 лет на базе МБДОУ «Детский сад 21».
Предложенная в данной программе модель сопровождения социально- эмоционального развития детей должна содействовать созданию условий для учета «зоны ближайшего развития» при построении развивающей работы с детьми 5-6 лет, организовать условия для продуктивного их развития, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.
Цель сопровождения: создание комфортно-психологических условий для полноценного развития личности ребёнка 5-6 лет в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей на базе МБДОУ « Детский сад 21»
Задачи:
- сформировать общее развивающее поле вокруг ребёнка, обеспечивающее согласованность воздействия взрослых;
- развить психологическую компетентность родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией.
- развить психологическую компетентность воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; обеспечить психопрофилактику эмоционального выгорания педагогов;
- выявить факторы риска для психологического развития ребёнка и проблемы в его развитии, способствовать их преодолению;
- содействовать развитию конструктивного общения детей со сверстниками.
Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 5-6 лет в детском саду
1.1. Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 5-6 лет в детском саду
Социальное развитие детей возраста 5-6 лет рассматривается нами как целенаправленный процесс вхождения ребёнка раннего возраста в социум, познания и преобразования окружающего мира и самого себя в нем, на основе субъект-субъектного взаимодействия в диадах «родитель-ребёнок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог» в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера. Опрос родителей на тему «Что вы ожидаете от дошкольного образования» показал, что наиболее важным и ценным для них является наличие у ребёнка качеств, определяющих его успешную социализацию. Опрос воспитателей показал, что они ориентированы на развитие у ребёнка определённых качеств, в том числе и на умение управлять своими эмоциям, поскольку эмоции осуществляют первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение социально- эмоционального развития детей раннего возраста рассматриваем как целенаправленный процесс непрерывного и органического, социально контролируемого вхождения ребёнка в социум в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера при непосредственном участии значимого взрослого в субъект-субъектном взаимодействии.
Модель «сопровождения» более продуктивна, чем «поддержки». Если в системе школьного и дошкольного образования психолог часто вынужден работать в «прошлом», обязан исправлять, корректировать то, что уже сформировалось, неудачно развилось, то в работе с маленькими детьми и их родителями он выстраивает «сопровождение», нацеленного на профилактику и развитие позитивного, благоприятного.
Теоретико-методологическая основа изучения заявленной темы – это научные работы о закономерностях психического и социально-личностного развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
О закономерностях социально-эмоционального развития ребёнка пишут А.Г.Асмолов, А.Бандура, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Ж.Годфруа, Л.Колберг, Я.С.Коломинский, И.С.Кон, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, А.В.Петровский, Ж.Пиаже, К.Д.Радина, Ф.Райс, С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, С.Холл, Э.Эриксон и др.).
Тема эмоционального развития дошкольников широко освещена в трудах А.Д.Кошелевой, Т.А.Данилиной, В.Я.Зединидзе, Н.М.Стёпиной и др.
Богатый материал об аспектах взаимодействия в диаде «мать и дитя» находим в работах М.Айнсворт, Л.И.Божович, Дж.Боулби и др.
Материал о гуманизации общения детей раннего и дошкольного возраста представлен в работах A.A.Бодалева, A.B.Запорожца, М.И.Лисиной и др.
Теоретические аспекты изучения самоценности детства раскрыты в работах Е.В.Гончаровой, A.B.Запорожца, В.Т.Кудрявцева, Л.В.Трубайчук.
Теоретические основы диагностики психического развития у Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, Н.Н.Павловой и Л.Г.Руденко и др .
О психолого-педагогическом сопровождении личностного развития пишут Л.Берковиц, Р.Бернс, Л.Н.Бережнова, Л.И.Божович, Д.Бэрон, К.Бютнер, О.С.Газман, Ф.Дольто, И.В.Дубровина, Е.С.Иванов, Е.И.Казакова, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, А.В.Мудрик, М.С.Полянский, С.А.Расчетина, М.Раттер, Т.В.Светенко, В.В.Семикин, А.П.Тряпицына, Л.М.Шипицына и др.
Подробное и обоснованное значение психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей описано в книгах авторов нашего региона Т.И. Чирковой, Т.К. Харитоновой, С.М. Зиминой «Практическая психология в системе дошкольного образования», «Проблемы в поведении ребёнка раннего возраста».
Нормативно-правовую основу работы составляют: «Федеральный государственный образовательный стандарт (2013г.), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 03.02.2014), Концепция дошкольного образования (16.06.1989 г.), Концепция раннего детского возраста (1994 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (11.02.2002 г., приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655).
Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению. Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально-эмоционального развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».
1.2. Факторы, влияющие на социально-эмоциональное развитие детей
5-6 лет в детском саду
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся на те исследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Психологические особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню .
Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Развитие личности
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.
Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.
Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, - не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.
Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание пало
чек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по- настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.
На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.
Проблема развития и воспитания детей 5-6-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания и требует её совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 5-6 лет актуальная и востребованная задача.
Глава 2. Психолого – педагогическое сопровождение социально–эмоционального развития детей 5-6 лет на базе МБДОУ «Детский сад 21»
2.1. Модель взаимодействия со всеми субъектам развивающей среды МБДОУ « Детский сад 21»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» общеразвивающего вида осуществляет приоритетную деятельность по направлению физического развития детей. Общая численность воспитанников – 266 детей: 11 возрастных групп , из них 3 группы первые младшие – детей раннего дошкольного возраста – 71 ребенок. Общее количество сотрудников МБДОУ – 52 человека. Количество педагогических работников - 23: с высшей категорией – 5 человек; с первой квалификационной категорией – 6 человек; со 2 кв. категорией – 2 человека; соответствие занимаемой должности – 3 человека; 7 – без категории. С детьми первых младших групп работают воспитатели: 2 - соответствующие занимаемой должности, 1 – со 2 квалификационной категорией.
МБДОУ работает по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад № 21» на основании примерной комплексной программы « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
В основу психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 5-6лет положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.
В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций, обеспечивающих вхождение ребёнка раннего возраста в социум;
- субъект-субъектное взаимодействие в триаде «ребёнок-родитель-педагог», направленное на формирование социального опыта ребёнка раннего возраста;
- профессиональная готовность педагога к работе с детьми возраста 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Методы и методики работы педагога–психолога детского сада можно разделить на:
- методы просветительской работы (информационные тексты, лекции, беседы, семинары, методические разработки, презентации и т.д.);
- методы и методики консультирования (анализ результатов психодиагностики, наблюдение, беседа, интервью);
- психодиагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ детских рисунков, тестов.
- игровые и прочие виды деятельности с детьми.
Взаимодействие педагога-психолога с субъектами воспитательного пространства строится по следующим направлениям работы: просветительскому (информационно-познавательному), диагностическому, консультативному, развивающему.
2.2. Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Цель взаимодействия психолога с родителями: развитие психологической компетентности родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Направления работы: диагностическое, просветительское, консультативное.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. Речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей.
Перспективный план работы с родителями
2.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями
Создание психологических условий для комфортного пребывания ребёнка в образовательном учреждении – есть главная задача в построении психологом профилактической деятельности.
Об условиях нормального развития ребёнка писали многие психологи.
А.И.Запорожец, один из ведущих специалистов по дошкольному возрасту, отмечал: «От того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для дошкольного возраста, во многом зависит будущее ребёнка, зависит то, насколько он будет физически здоров и крепок, какими умственными способностями он будет обладать, когда станет взрослым человеком». Л.С. Выготский отмечал, что именно социальная среда, в которой пребывает ребёнок, «является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком»
А.И. Захаров в книге «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка» предлагает целый комплекс психопрофилактических мероприятий для родителей и воспитателей дошкольников, в частности по профилактике неврозов у детей. Рассматривает вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, на что могут неблагоприятно сказаться: «невротические расстройства личности самого воспитателя обычно сопровождающиеся эмоционально неровным, непоследовательным и противоречивым отношением к детям».
Проблему личности педагога и его психологического состояния поднимают и другие авторы. Вачков И.В., один из ведущих специалистов по тренингу, приводит факты исследований, из которых видно, что через 20 лет педагогической деятельности, и даже раньше, у педагогов наступает «эмоциональное сгорание», последствием которого может быть: «несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность». В данном случае задачей психолога является работа с воспитателями по предупреждению «эмоционального сгорания».
Цель взаимодействия педагога психолога с воспитателями: развитие психологической компетентности воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Перспективный план работы с воспитателями
Методики |
Цель |
Предполагаемый результат |
Время |
Семинар для воспитателей «Психофизиологиче-ские особенности детей, старшей группы». |
Повышение психологической компетентности при работе с детьми. |
Использование полученных знаний при работе с детьми. |
октябрь |
Цикл тематических семинаров «Что такое синдром выгорания, как его преодолеть», цикл устных сообщений «Секреты психологического здоровья». |
Формирование знаний о профессиональном «выгорании», его симптомах и факторах. Приобретение воспитателями навыков эмоционального и социального саморегулирования, способностей сохранять и активизировать компенсаторные защитные и регулятивные механизмы для сохранения эмоционального и профессионального здоровья. |
Наличие у воспитателей умения определить у себя симптомы профессионального выгорания. |
(один семинар и одна беседа в год из предложенных циклов). |
Экспресс – оценка «выгорания» (В.Капови, Т.Новак) |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания», т.е. определение лиц группы риска. |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Оценка удовлетворённости работой (по В.А.Ядову) |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска. |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (М.В.Микляева, Ю.В.Микляева). |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов. |
Октябрь, май. |
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева). |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Тренинги: «Аутотренинг», «Аромотерапия», «Сказкотерапия», «Арт-терапия», «Игры на общение», «Разрешение конфликтов», «Психогимнастика», «Кувшин эмоций», «Телесно-ориентированные игры». |
Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. Развитие рефлексии педагогов. |
Появление у воспитателей многообразных навыков управления своим эмоциональным состоянием. Личностное развитие воспитателей. |
Один–два тренинга в год. |
Групповые консультации: «Особенности работы с гиперактивными детьми», «Особенности работы с тревожными и застенчивыми детьми», «Особенности работы с агрессивными детьми», «Гибкость в общении с детьми». |
Повышение психологической компетентности при работе с гиперактивными, тревожными, застенчивыми и агрессивными детьми. |
Оптимизация взаимоотношений воспитателей с проблемными детьми. |
Одна–две консультации на протяжении года. |
Индивидуальные консультации. |
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. |
Применение воспитателями на практике предложенных рекомендаций. |
На протяжении года по мере возникновения проблемы. |
2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами
Цель: формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Взаимодействие со специалистами |
Метод |
Цель |
Время |
Медицинский работник |
Сопровождение в медицинский кабинет на прививки при необходимости. Эмоциональный настрой, поддержка, внушение, утешение подбадривание |
Улучшение настроения. |
На протяжении года. |
Музыкальный работник |
Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на музыкальных занятиях, утренниках. Подбор музыкальных произведений для изо терапии с муз. руководителем. Рекомендации по взаимодействию с детьми имеющими прблемы в общении. |
Снятие эмоционального напряжения с детей. Предупреждение искажений в личностном развитии |
На протяжении года. |
Физкультурный работник |
Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на физкультурных занятиях, и соревнованиях. Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми детьми и с детьми с нарушениями координации движений и с мышечной слабостью. |
Снятие эмоционального напряжения с детей. Предупреждение искажений в личностном развитии. |
На протяжении года. На протяжении года. |
2.5. Взаимодействие педагога-психолога с детьми старшей группы
Цель взаимодействия педагога – психолога с детьми старшей группы: Учить приемам расслабления, саморегуляции эмоций. Учить использовать продуктивные приёмы межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации адекватными способами. Содействовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Развивать самоконтроль в общении.
Перспективный план работы с детьми
Метод |
Цель |
Ожидаемый результат |
Время |
Цикл развивающих игр «Я и другие» |
Развитие положительного самочувствия детей. Учить использовать продуктивные приёмы межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации адекватными способами.. Содействовать осознанию норм и правил поведения, нежелательных последствий при их нарушении. Развивать самоконтроль в общении. |
Успешное преодоление детьми адаптационных и возрастных трудностей |
На протяжении года |
Коррекция неблагоприятных вариантов развития ребёнка |
Способствовать достижению возрастной нормы в развитии психологических процессов ребёнка через индивидуальные виды деятельности. |
. Положительная динамика в психологическом развитии ребёнка |
На протяжении года |
Диагнстика пихологического развития детей |
Определение уровня психологического развития детей |
Справка |
Конец учебного года. |
Литература
1. Бандура А. Теория социального научения. С.- П., 2000.
2. Божович Л.И Личность и её формирование в детском возрасте. Питер, 2008
3. Бодалёв А.Л. Популярная психология для родителей. М.,2007.
4. Большая книга детского психолога. Под ред.Широковой Г.А. Ростов-на Дону,2008
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе психолога.М.,2002.
6. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М., 2001.
7. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте.М.,2003.
8. Запорожец А. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности. Журнал «Дошкольное воспитание».2005,№9.
9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. М., 1986
10.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии ребёнка. Лениздат,2000
11.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: психология ребёнка. Лениздат,2000.
12 Капови.В., Новак Т. Экспресс – оценка «выгорания». Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2,2014.
13.МикляеваМ.В., МикляеваЮ.В. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.
14.МикляеваМ.В., МикляеваЮ.В. Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы.Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.
15. Немов Р.С. Психология.М., 2003
16. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2000.
17. Ступени общения: от года до семи лет. Под редакцией Л.Н. Галигузовой,
Е.О. Смирновой. М., 1992.
18.Тимофеева М.В. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов. Справочник педагога – психолога. 2014,№2
19 Шеффер Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет. М,2013
20. Чиркова Т.В., ХаритоноваТ.Г., Зинина С.М. Практическая психология в системе дошкольного образования.Н.Новгород, 2003
21. Ядов В.А.Оценка удовлетворённости работой. М.,2014
22 .«Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013г.
23. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N273-ФЗ ред. от 03.02.2014.
24. Концепция дошкольного образования 16.06.1989 г.
25. Концепция раннего детского возраста 1994 г.
26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., 11.02.2002 г.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»