Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир волшебной географии»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир волшебной географии», 6 класс - это документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе занятий по программе учащиеся должны:
Знать:
-
Вклад Великих учёных в развитие науки;
-
Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
-
Природные рекорды на материках и океанах;
-
Особенности стран мира и народонаселения;
-
Приёмы работы с источниками географической информации;
-
Географическая терминология.
Уметь:
-
Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
-
Проводить исследование на основе накопленных фактов;
-
Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
-
Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
-
Ориентирования в потоке географической информации.
-
Умения решать географические задачи.
-
Повышения собственной географической культуры.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
Источники географической информации-(2 ч).
Энциклопедии, словари. Карта – величайшее творение человечества. Интернет – верный помощник.
Путешествуем по странам и континентам- (8 ч).
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.Путешествуем в мир слонов.Америка - часть света.Австралия – страна кенгуру.Экзотика стран Азии.Гербы стран Евразии. Океаны Земли.Страны и народы мира.
Основной формой организации занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач по внеурочной деятельности «Мир волшебной географии», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично –поисковый, исследовательский, репродуктивный.
По просторам России –(11 ч).
Россия – огромная страна в Европе.Природные условия России.Животные России.Живописные уголки России.По городам необъятной Родины – Россия.
Москва – столица нашей Родины.Санкт- Петербург – северная столица России.
Севастополь- третий город России.Сочи – город моей мечты.Города побережья Черного моря.Древние города России.
Великие географические открытия. Географы- путешественники- (5 ч).
Знаменитые географы мира и их вклад в науку.Ученые Древнего Египта и Греции.Русские ученые- географы.Великие открытия века: география.Великие открытия века: транспорт.
Мир волшебной географии- ( 8 ч).
Сбор коллекции минералов и горных пород.Опасные природные явления.Приметы с наблюдаемыми признаками погоды.Красная книга – международное сотрудничество в охране природы.Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологические проблемы человечества.«Что? Где? Когда?».Веселая география.
Мир волшебной географии.
По просторам России –(11 ч).
Россия – огромная страна в Европе.Природные условия России.Животные России.Живописные уголки России.По городам необъятной Родины – Россия.Москва – столица нашей Родины.Санкт- Петербург – северная столица России.Севастополь- третий город России. Сочи – город моей мечты. Города побережья Черного моря.Древние города России.
Великие географические открытия. Географы- путешественники- (5 ч).
Знаменитые географы мира и их вклад в науку.Ученые Древнего Египта и Греции.Русские ученые – географы.Великие открытия века: география.Великие открытия века: транспорт.
Мир волшебной географии - (8 ч).
Сбор коллекции минералов и горных пород.Опасные природные явления.Приметы с наблюдаемыми признаками погоды.Красная книга – международное сотрудничество в охране природы.Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологические проблемы человечества.«Что? Где? Когда?».Веселая география.Мир волшебной географии.
Формы
и виды контроля
виды контроля |
содержание |
методы |
сроки
контроля |
Вводный |
Области интересов и склонностей. |
Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся |
Сентябрь |
Текущий |
Освоение
учебного материала по темам, разделам |
Творческие
и практические задания, выполнение
образцов, упражнения |
По каждой
теме |
Творческий
потенциал учащихся |
Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. |
В течение года |
|
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю |
Работа с проектами |
В течение года |
|
Коррекция |
Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана |
Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле |
В течение года |
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач. |
Защита проектов |
Май |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Содержание (раздел, темы) |
Количество часов |
Количество часов |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
||||
|
|
Источники географической информации (2 ч) |
|||
1. |
Источники географической науки: энциклопедии, словари |
1 |
1 |
|
Л-Прививать любовь учащихся к окружающей действительности. П-Умение работать с текстом, выделять в нем главное. К-Организация простейших метеонаблюдений. |
2. |
Карта – величайшее творение человечества. Интернет – верный помощник. |
1 |
1 |
|
П-Умение работать с различными источниками информации . Р-Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. К-Выявление географического следствия движения Земли. П-Овладение умением читать изображения земной поверхности. Р- Находить черты их сходства и отличия, самостоятельно организовать работу в группе по выявлению различий между планом местности и географической картой. |
|
Путешествуем по странам и континентам (8 ч) |
||||
3. |
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты. |
1 |
1 |
|
Л – Понимание деления материков и океанов на составные части. Р - Принимать и формулировать учебную проблему. П - Умение работать с УМК. К - Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. |
4. |
Путешествуем в мир слонов. |
1 |
1 |
|
Л – Объяснять особенности размещения природных зон на материке. Р – Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений. П – Умение объяснять географические особенности природы материка. К – Умение взаимодействовать друг с другом. |
5. |
Америка - часть света. |
1 |
1 |
|
Л – Давать характеристику географического положения Южной Америки по плану. Р – Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений. П – Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность. К – Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами. |
6. |
Австралия – страна кенгуру. |
1 |
1 |
|
Л – Определять особенности природы Австралии. Р – Выявлять причинно-следственные связи. П – Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность. К – Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
7. |
Экзотика стран Азии. |
1 |
1 |
|
Л – Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны Р – Составлять характеристику страны по плану. П – Умение объяснять географические особенности жизни населения материка. К – Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. |
8. |
Гербы стран Евразии |
1 |
1 |
|
Л – Определять основные черты геральдики страны. Р – Составлять характеристику описания символики страны. П – Умение объяснять особенности символов на гербах. К – Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. |
9. |
Океаны Земли. |
1 |
1 |
|
Л – Осознание роли Мирового океана для человека. Р – Определять отличительные черты океанов. П – Умение объяснять значение морских организмов для жизни человека, анализировать географическую информацию К – Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. |
10. |
Страны и народы мира. |
1 |
1 |
|
Л – Сравнивать численность населения Африки. Р – Объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. П – Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры. К – Умение обсуждать,анализировать, делать выводы. |
|
По просторам России –(11 ч). |
||||
11. |
Россия – огромная страна в Европе |
1 |
1 |
|
Р-специфику географического положения России;особенности приспособления человека к природным условиям;особенности проведения государственной границы России;специфику исчисления времени на территории России. П-различия во времени на территории России;страны-соседей |
12. |
Природные условия России. |
1 |
1 |
|
|
13. |
Животные России. |
1 |
1 |
|
|
14. |
Живописные уголки России |
1 |
1 |
|
|
15. |
По городам необъятной Родины – Россия |
1 |
1 |
|
|
16. |
Москва – столица нашей Родины |
1 |
1 |
|
|
17. |
Санкт- Петербург – северная столица России |
1 |
1 |
|
|
18. |
Севастополь- третий город России |
1 |
1 |
|
|
19. |
Сочи – город моей мечты |
1 |
1 |
|
|
20. |
Города побережья Черного моря |
1 |
1 |
|
|
21. |
Древние города России |
1 |
1 |
|
|
|
Великие географические открытия. Географы- путешественники- (5 ч). |
||||
22. |
Знаменитые географы мира и их вклад в науку |
1 |
1 |
|
Р-особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. К- географических открытий и путешествий. |
23. |
Ученые Древнего Египта и Греции |
1 |
1 |
|
|
24. |
Русские ученые- географы |
1 |
1 |
|
|
25. |
Великие открытия века: география. |
1 |
1 |
|
|
26. |
Великие открытия века: транспорт |
1 |
1 |
|
|
|
Мир волшебной географии- ( 8 ч). |
||||
27. |
Сбор коллекции минералов и горных пород |
1 |
1 |
|
Л – понимать смысл своей деятельности; Р – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; - выдвигать гипотезы; П – находить достоверные сведения в источниках географической информации; - анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; - определять понятия; - строить логически обоснованные рассуждения; К – излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. |
28. |
Опасные природные явления |
1 |
1 |
|
Л-характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;сущность экологических проблем в литосфере на примере России. Р-районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России. |
29. |
Приметы с наблюдаемыми признаками погоды. |
1 |
1 |
|
Л – понимать смысл своей деятельности; - выявлять причинно-следственные связи; Р – ставить учебную задачу под руководством учителя; - планировать свою деятельность под руководством учителя; - определять критерии для сравнения фактов, явлений; П – определять существенные признаки понятия погода; - классифицировать основные показатели погоды; определять связи воздушных масс и погоды; - проводить наблюдения за погодой; К - выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение |
30. |
Красная книга – международное сотрудничество в охране природы. |
1 |
1 |
|
Л – Умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, определять местоположение природных зон Р – Определять критерии для сравнения фактов, явлений . П – Умение выявлять причинно-следственные связи. К – Умение работать в группах с атласом |
31. |
Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологические проблемы человечества. |
1 |
1 |
|
Л-характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;сущность экологических проблем в литосфере на примере России. Р-районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России. |
32. |
«Что? Где? Когда?» |
1 |
1 |
|
Воспитывать бережное отношение к природе (Л) Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации Осознать целостность природы и ее влияния на человека (Л). Участвовать в дискуссии о значении оболочек на Земле(К) Создать проект о взаимодействии оболочек Земли(П,К) |
33. |
Веселая география |
1 |
1 |
|
|
34. |
Мир волшебной географии |
1 |
1 |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения классных руководителей МБОУ СОШ № 5 от 30.08. 2019 года №1 _________Н.Н.Кумпан |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _________С.В.Глазина |
|
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»