Круглый стол с родителями детей дошкольного возраста на тему «Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения»
Волкова Инна Николаевна
Педагог-психолог I квалификационной категории
Нижегородская область, город Дзержинск
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад №144»
Круглый стол с родителями детей дошкольного возраста на тему «Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения»
Пояснительная записка
К детям с нарушением зрения относятся: слепые, слабовидящие и дети, имеющие амблиопию и косоглазие. У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно - компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей
и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения.
Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную, а также накладывает особый отпечаток на взаимоотношения с окружающими ребенка взрослыми.
План мероприятия:
-
Представление общих результатов анкетирования родителей в группе.
-
Предоставление теоретического материала педагогом-психологом для родителей.
-
Совместное обсуждение видов воспитания детей данной категории.
Здравствуйте уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на нашей встрече. Перед тем как, я расскажу об особенностях развития детей с нарушением зрения, я озвучу результаты вашего анкетирования (приложение 1). В анкетировании участвовали 10 человек. 100% из числа опрошенных знакомы с термином ОВЗ; 30% считают, что дети с нарушением зрения не относятся к категории детей с ОВЗ. 50% предпочитают постоянную опеку над ребенком; 50% используют демократический стиль воспитания. 50% считают, что ребенку с нарушением зрения необходима постоянная помощь и опека.100% согласны с тем, что продолжение лечения в домашних условиях является необходимым.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Нарушение зрения оказывает негативное влияние на усвоение способов ориентировки детей в пространстве (микро и макро ориентировка), страдает зрительное восприятие, нуждается в корректировке социально-бытовая ориентировка.
Появление в семье ребенка с нарушениями зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического теса, без чего нельзя решать проблемы воспитания ребенка. Возникает ряд проблем, связанных с отношениями к нему самих родителей и их окружения.
К сожалению, правильно организовать семейное воспитание ребенка с нарушением зрения до сих пор могут лишь немногие родители. Это обстоятельство связано с широко распространенными представлениями родителей о необходимости по-особому относиться к ребенку с нарушением зрения. Известный отечественный ученый говорил о том, что положение в семье аномального ребенка совсем особое не только потому, что у него отсутствует слух или зрение, а потому, что родители видят в нем обиженного судьбой и проявляют к нему чрезмерную любовь. Поэтому ребенок занимает в семье исключительное положение, он становится объектом, к которому подходят с иными педагогическими требованиями, чем к нормально видящему и нормально слышащему.
Не зная возможностей развития детей с нарушениями зрения, родители неправильно представляют цели и задачи их воспитания. Безусловно, у ребенка с нарушением зрения существуют сферы психического и физического развития, на которые патология зрения оказывает значительно тормозящее влияние. Это движения, ориентация в пространстве, ограничения представлений об окружающем, развитие деятельности сохранных анализаторов.
Как ни было тяжело потрясение узнать о наличии нарушений зрения у своего ребенка, жизнь берет свое первое шоковое состояние проходит. Но каждая семья выходит из него по-своему. Казалось бы, что от факта нарушения зрения никуда не уйдешь, но, как это не парадоксально, можно субъективно для себя принять его или не принять. Позиция неприятия дефекта зрения может повлечь за собой неприятие и самого ребенка. Встречается нередко и другой вариант непринятия дефекта своего ребенка: самого ребенка родители принимают, но с наличием у него дефекта зрения они согласиться не могут. Наиболее благоприятный вариант - родители принимают и ребенка и его дефект, а воспитывая его, стремятся помочь ему в полноценном развитии.
При правильном понимании особенностей ребенка с нарушением зрения и адекватном отношении к его дефекту семья может добиться в его воспитании значительных успехов, причем зачастую более коротким путем, чем любые другие формы общественного влияния. Никто не может полностью заменить семейного воспитания, никто не имеет больших возможностей для влияния на личность ребенка, чем любящие мать и отец, бабашка и дедушка. Никто не понимает и не чувствует его душу так, как родители. Ведь стержень личности формируется в семье, а школа, общество лишь завершает дело.
Я хотела бы рассказать о трех негативно складывающихся типов взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения на воспитание и формирование их личности.
Первый тип неблагоприятных отношений в семье ребенка с нарушением зрения, связан с чрезмерной заботой о нем. В такой семье ребенок воспринимается родителями не просто как ценный, а как сверхценный, являясь объектом благоговейной и безоговорочной опеки, или ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженный судьбой, нуждающийся в постоянной помощи. При этом часто родители чувствуют свою вину перед собственным ребенком и пытаются искупить ее своей сверхзаботой о нем, принося себя в жертву ребенку.
В таком случае взрослые все делают за ребенка, ни к чему его не приучают, обращаясь с ним как с беззащитным, не способным к самостоятельности существом. Их всепоглощающая забота о своем ребенке направлена на то, чтобы уберечь его от всякого риска. Такие родители балуют своих детей, потакая их капризам и прихотям. Это может сопровождаться зацеловыванием, чрезмерными физическими контактами. Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, переоценкой его способностей.
А теперь я предлагаю Вам поделиться позитивным опытом воспитания своих детей (краткие выступления родителей). На этом наша встреча заканчивается, я благодарю Вас за внимание.
Приложение 1
Анкета для родителей
1.Знаете ли Вы что обозначает термин «дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)»?
2.Относятся ли дети с нарушением зрения к детям с ОВЗ?
3.Есть ли отличия между детьми с нарушением зрения и нормально видящими детьми?
4.Каой вид воспитания Вы предпочитаете: постоянная опека над ребенком; игнорирование ребенка, демократический стиль воспитания.
5.Считаете ли Вы, что ребенку с нарушением зрения необходима постоянная помощь и опека взрослого?
6.Считаете ли Вы нужным продолжение лечения (ношение очков и окклюдеров) в домашних условиях?
Литература:
-
Психология воспитания детей с нарушением зрения/ под ред. Л.И.Солнцевой и В.З.Денискиной.- М.: Налоговый вестник, 2004 с.9.
-
ДенискинаВ.З. О формировании правильного отношения к дефекту. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения. 2012, №1, с.57.
-
ОмельченкоЕ.М. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными дефектами в условиях ДОУ. Ж. Дошкольная педагогика. 2009, №1, с.47.
-
Специальная психология/В.И.Лубовский , Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева.-М.: «Академия», 2007 с.233
- Программа развивающих занятий для учащихся 3-4 классов (познавательные процессы) Срок освоения программы: 3 месяца
- Создание условий эффективного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
- Конспект практического занятия с элементами тренинга, посвященного Дню матери.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»