Психофизиологические особенности детей, поступивших во вторую младшую группу
Задачи: раскрыть психологические особенности детей 3-4 лет; выработать эффективные приёмы взаимодействия с детьми с мышечной слабостью.
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 21» общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением
деятельности по направлению физического
развития детей
Кузьмина О.М.
Семинар для воспитателей второй мл. группы
Психофизиологические особенности детей, поступивших во вторую младшую группу
Цель семинара: повышение психологической компетентности воспитателей при работе с детьми во второй младшей группе.
Задачи: раскрыть психологические особенности детей 3-4 лет; выработать эффективные приёмы взаимодействия с детьми с мышечной слабостью.
План
-
Психогимнастика на активизацию деятельности «Раз, два, три, дари»
-
Постановка цели семинара
-
Составление портрета ребёнка 3-4 лет
-
Информация «Кризис 3-х лет»
-
Знакомство с показателями развития детей
-
Рекомендации воспитателей прошлого года по развитию детей, имеющих мышечную слабость
-
Рефлексия
-
Обратная связь
-
Прощание
Ход семинара
1. Психогимнастика на активизацию деятельности «Раз, два, три, дари».
2. Постановка цели семинара: повышение психологической компетентности воспитателей при работе с детьми 3-4 лет.
3. Составление портрета ребёнка 3-4 лет «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
Воспитатели дают характеристику по показателям. Психолог записывает на доске и дополняет при необходимости.
ПОКАЗАТЕЛИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Ведущая потребность |
Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов ( цвет, форма, размер) |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Внимание |
Объем внимания 3-4 предмета. |
Память |
Память дошкольника Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. 3~4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго |
Мышление |
На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». |
Способ познания |
Экспериментирование, конструирование |
Эмоции |
Резкие переключения, эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Игровая деятельность |
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое : сверстник малоинтересен |
Отношения со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
4. Информация психолога.
Привыкание к новым условиям во второй младшей группе (новое помещение, другие воспитатели и няня) совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители замечают серьёзные изменения в своём ребёнке.
Давайте обсудим какие?
Ребёнок выходит на автономию (попытка выхода на личностное развитие, количество переходит в качество). Если ребёнок самостоятельный, он уверенно входит в кризис трёх лет.
Кризис 3-х лет называют семизвездием симптомов.
Симптомы кризиса 3-х лет
1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать всё наоборот, только потому, что его об этом попросили). Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.
2. Упрямство (ребёнок добивается своего только потому, что он этого захотел).
3. Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4. Своеволие (ребёнок всё хочет делать сам).
Остальные 3 симптома встречаются реже.
5. Бунт против окружающих (ребёнок ссорится со всеми, ведёт себя агрессивно).
6. Обесценивание ребёнком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, говорит бранные слова.)
7. В семьях с 1 ребёнком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Проявление перечисленных симптомов – это хорошо или плохо?
Негативизм. Стремление делать всё наоборот показывает, что ребёнок начинает мыслить не так, как взрослый. Проявляется самостоятельность в мышлении.
Упрямство способствует развитию такого качества характера, как умение доводить начатое до конца.
Строптивость. Если ребёнок не доволен тем, что предлагает взрослый, значит он хочет сделать что-то по-своему. Т.е. ребёнок пробует брать на себя инициативу. Начинает развиваться инициативность.
Своеволие. Если он хочет всё делать сам, значит начинает развиваться самостоятельность.)
В 3 года происходит очень важный для ребёнка психический процесс – это первое яркое выражение своего «Я». Это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребёнка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребёнка. Появляется «гордость за достижения, ребёнку требуются одобрение, похвала взрослого. Признание взрослого меняет чувства ребёнка – переживание успеха или неуспеха. Он начинает смотреть на себя глазами другого. Внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной и свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений)
Увереный и самостоятельный ребёнок уверенно входит в кризис 3-х лет. На следующем возрастном этапе его с удовольствием примут в игру.
Если на предыдущем этапе у ребёнка наблюдалась мышечная слабость и не была преодолена, он будет неуспешен в продуктивной деятельности, в экспериментировании на следующем этапе развития. У такого ребёнка формируется тотальная зависимость от взрослого, идёт ненадёжная привязанность к матери (он не доверяет миру, не может оторваться от матери). На следующем возрастном этапе (4-5 лет) он не сможет инициировать игру, у него будет формироваться механизм либо защиты с помощью взрослого (мамы), либо механизм агрессии. Эти дети требуют пристального внимания со стороны педагогов и дополнительных занятий по развитию мелкой моторики и координации движений в этом году.
5. Знакомство с показателями развития детей.
.Воспитатели второй младшей группы знакомятся с результатами прошлогодней диагностики нервно- психического развития детей. Там выделена группа детей со слабым мышечным развитием, которым необходимо будет на этапе 3-4 лет достигнуть высокой динамики в самообслуживании. Их необходимо будет, более чем остальных детей, привлекать к продуктивной деятельности, прививать навыки самообслуживания.
Воспитатели первых младших групп (у них дети были в прошлом году) дают характеристики и необходимые рекомендации по каждому ребёнку из проблемной группы воспитателям второй младшей группы.
6. Рекомендации воспитателей прошлого года по развитию детей, имеющих мышечную слабость.
7. Рефлексия.
Воспитатели второй младшей группы намечают алгоритм работы с детьми с мышечной слабостью.
8. Обратная связь.
Что понравилось, что не понравилось, что взяли для себя.
9. Прощание.
Каждый каждому пожимает руку.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»