Влияние темперамента детей 2-3 лет на их адаптацию к детскому саду
Влияние темперамента детей 2-3 лет
на их адаптацию к детскому саду
Большинство ведущих психологов сходятся во мнении, что процесс адаптации во многом зависит от темперамента. Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, подвижности и т.д. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник.
Ребенок – меланхолик
Это замкнутый, нерешительный и медлительный ребенок. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Он редко выражает приятные эмоции, не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, новой еды он воспринимает настороженно, как катастрофу. Он комфортно чувствует себя дома, в окружении близких взрослых. Если есть хоть малейшая возможность, то не стоит вести ребенка в детский сад до 5 лет.
Возможные проблемы: Малыш может еще с вечера начать бурно протестовать против утреннего похода в детский сад, а с утра он будет устраивать настоящие концерты, переодически плача в течение дня, отказываясь от принятия пищи, от игр. Когда, все же преодолев все горести, малыш останется в детском саду, он может предпринять попытку «отомстить» воспитателям и детям за то, что его разлучили с мамой. К детскому саду малыш может привыкать долго и тяжело.
Тактика поведения: Силой воздействовать на ребенка-меланхолика абсолютно бесполезно. Единственный действенный способ – договариваться, рассказывая о положительных сторонах пребывания ребёнка в детском саду и о выгодах. Новое для него редко является приятным сюрпризом. Его доверие сложно заслужить, однако если уж малыш привязался к кому-то, то он будет верным и преданным другом. Подготовительный период лучше начинать за 2-4 месяца до предполагаемого начала занятий в детском саду. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры, придумать ритуал прощания
Ребенок - флегматик
С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он не очень любит шумные игры, ему больше нравится самому подолгу заниматься увлекающими его занятиями: собирать конструктор, лепить, рисовать либо играть в куклы. Ему комфортно играть с самим собой. Мечты и фантазии – это его стихия. Он выделяется среди своих сверстников зрелостью и сдержанностью. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Легче всего адаптация такого ребенка к детскому саду пройдет в 3 года. В группе деток такого возраста роли обычно еще не распределены, поэтому стеснительному, неторопливому и спокойному ребенку легко будет найти свое место.
Возможные проблемы: В процессе привыкания к новой ситуации малыш в первое время может часто погружаться в себя и плохо идти на контакт с другими детьми и с воспитателем. Так он показывает свое отношение к новым условиям. Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или «ходить» в штаны.
Тактика поведения: Чтобы малыш быстрее приспособился, разрешите ему взять с собой любимую игрушку, положите его уютную пижаму и тапочки. Пусть малыша окружают привычные для него вещи. Маленькому флегматику очень важно почувствовать себя «как дома».
В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Ребенок - холерик
Малыш-холерик – активен и легковозбудим. Ему нравится «играть» на публику и эпатировать окружающих. Такой ребенок быстро приспосабливается к новой обстановке, однако комфортно будет себя чувствовать только тогда, когда понимает, что ОН управляет ситуацией. Такой малыш смел и задирист. Негативные эмоции он не держит в себе, а сразу выплескивает их на тех, кто оказался рядом. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Потребность малыша в общении обычно формируется к 3-4 годам. В этом возрасте ребенок уже частично готов примириться с действующими для всех правилами и может сдерживать свои чувства и эмоции. Провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.
Возможные проблемы: адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом, он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой.
Тактика поведения: не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло, предлагая деятельность, требующую активности. Старайтесь донести до ребенка последствия его поступков. Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность
Это самый «подходящий» для детского сада темперамент. Малыш весел, активен, любопытен и незлопамятен. Требует новых впечатлений. Он легко знакомится и идет на контакт. Его общительность и активный интерес помогают ему быстро заводить новых друзей и легко находить общий язык со взрослыми. Ребенок редко расстраивается и почти никогда не впадает в подавленное состояние. Однако его чрезмерное любопытство не дает ему сосредоточиться надолго на одном занятии. Он быстро устает от монотонности и требует постоянной смены деятельности. Отдавать в сад необходимо, как можно раньше, так как малыш любит общество и будет хорошо себя чувствовать в компании ровесников. Это прирожденные лидеры и заводилы.
Возможные проблемы: первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Обстановка детского сада может ему наскучить. Свои эмоции он скрывать не станет, и вы очень скоро услышите, что он думает по этому поводу.
Тактика поведения: максимально загружайте разнообразными занятиями, чтобы некогда было скучать. Чем разнообразнее будут занятия, тем интереснее малышу будет ходить в детский сад. Для него, как нельзя лучше, подойдут всевозможные конструкторы, головоломки, пазлы, трансформеры, электронные игры, рисование, лепка, танцы и т.д. И он с удовольствием будет ходить в детский сад на радость всем окружающим.
Литература
-
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 2007.
-
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.
-
БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
-
Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2003.
-
Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.
-
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.
-
Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»