Проблемы развития физической культуры и спорта в учреждениях дополнительного образования детей
Проблемы развития физической культуры и спорта в учреждениях
дополнительного образования детей
Мальгин Валерий Евгеньевич директор МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный
Владимирской области
В статье представлены подходы к изучению социальной роли физической культуры и детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Делается упор на рассмотрение проблем состояния развития физической культуры и спорта как способа интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: социализация, образовательная среда учреждения, личность, общественная деятельность, спорт, социокультурные факторы.
Физическая культура и спортивная деятельность издавна являются неотъемлемой частью культуры общества, а сейчас уже представляют собой многогранное социально-культурное явление, оказывающее мощное и непосредственное воздействие на развитие и воспитание всего населения страны.
Актуальность занятия физической культурой и спортом заключается в том, что на сегодняшний день в условиях социально-экономических и политических преобразований современности особенное место в шкале ценностей приобретают вопросы укрепления собственного физического и духовного здоровья, формирования здорового образа жизни человека.
Занятие физической культурой и спортом важный фактор укрепления и сохранения здоровья человека. Особенно это важно на сегодняшний день, так как в современном мире, с одной стороны веке автоматизации и повышения мобильности человека, а с другой резкого снижения двигательной активности больших масс людей. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом [1].
Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения.
Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов как бы прорисовывает альтернативу современной культуры, формирует и укореняет сущностные процессы социально-культурной жизни ребенка и, перемещаясь в составляющие субкультуры , определяет его как социально компетентную личность. Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности ребенка[4].
Потенциал физической культуры и спортивной деятельности необходимо использовать на благо развития и укрепления нашей страны, так как это - менее затратный, но более результативный рычаг для морального и физического оздоровления населения нашей страны независимо от пола и возраста..
Во время занятия спортом происходит не только физическое, но и нравственное развитие занимающегося. Это развитие прежде всего направлено на формирование у человека социально значимых, ценностных качеств, которые формируют его последующее отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и своему окружению, а в совокупности составляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.
Но несмотря на все положительные стороны следует отметить, что в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего десятая часть населения, тогда как в западных странах этот показатель в пять раз выше.
Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения [2].
Развитие физического воспитания необходимо для обеспечения комплексного решения проблем развития человека и должно быть направлено на:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;
– воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям;
– консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
– развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;
– воспроизводство здорового населения;
– подготовку к производственной деятельности и воинской службе;
– формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;
Совершенствование управления сферой физической культуры и спорта, повышение его эффективности мы относим к наиболее важным направлениям разработки Стратегии. На сегодняшний день система управления сферой в целом сформирована и, по нашему мнению, близка к оптимальной. Но проблемы остаются.
Во-первых, необходимо более четкое определение полномочий субъектов управления, а главное - реализация функций и задач каждого из субъекта сферы физической культуры и спорта. Во-вторых, - требуется улучшение взаимодействия между субъектами управления. В-третьих, - необходима система четкого контроля за реализацией принимаемых решений.
В конечном счете, мы должны добиться такого положения, когда у обучающихся будет формироваться устойчивый интерес и потребность в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельных, ведении здорового образа жизни не только во время обучения, но и в последующей жизнедеятельности. В Стратегии представлены пути модернизации системы физического воспитания, а также возможности их реализации [3].
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
В настоящее необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Советский спорт, 1996.
3. Дубровский В.И. Спортивная физиология. – М.: ВЛАДОС, 2005.
4. Мальгин В. Е., Заварин В. П. Роль детского спорта в процессе социализации личности. Журнал «Молодой ученый»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»