Внеклассное мероприятие "Чудо Земли - хлеб"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Соболевская средняя общеобразовательная школа »
Первомайский район
Оренбургская область
Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»
3 класс
Учитель начальных классов: Левенцова Екатерина Анатольевна
село Соболево
Первомайский район
Оренбургская область
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие составлено для учащихся начальной школы с целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе.
В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:
-
приобщать детей к культуре и традициям русского народа;
-
расширять кругозор;
-
развивать речь учащихся.
.Подготовительная работа:
-Экскурсия на мехток;
-конкурс рисунков на тему «Хлеб - всему голова»;
-беседа на уроке рисования по тематической выставке репродукций картин;
-сбор пословиц, поговорок, народных примет по теме праздника.
Продолжительность мероприятия:45 минут.
Составитель: Левенцова Екатерина Анатольевна
Оренбургская область
Первомайский район
село Соболево
МБОУ «Соболевская СОШ»
Начальные классы
Внеклассное мероприятие «Чудо земли - хлеб»
3 класс
Литература.
1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.
2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г
3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.
Внеклассное мероприятие «Чудо Земли – хлеб»
Цели:
- расширить и углубить представление детей о хлебе – его ценности для жизни человека, воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду земледельцев, выращивающих хлеб, самое главное богатство страны;
-познакомить с русскими народными обрядами, связанными с уборкой урожая.
Оформление и оборудование:
-класс празднично украшен, подготовлена выставка хлебобулочных изделий;
-колосья хлеба, сноп;
-выставка рисунков учащихся на тему «Хлеб – всему голова»;
- репродукции картин И .Шишкина « Рожь»,Т.Н. Яблонской «Хлеб».
Ход праздника.
1. Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле» (слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля).
( В руках у девочки, одетой в русский народный костюм, хлеб- соль)
Девочка:
Слава миру на Земле!
Мальчик:
Слава хлебу на столе!
Девочка:
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем,
С белоснежным рушником.
Мальчик:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
( Вручает хлеб – соль гостям праздника)
Чтец:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченый
шел к тебе издалека.
Чтец:
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Чтец:
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведущий:
Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы пригласили вас на наш праздник « Чудо земли - хлеб».
Праздник хлеба всегда на Руси был самым главным в году. Праздновали его в старину 29 августа. Старинное название августа - жнивень или серпень, так как убирают в августе хлеба- жнут. А жали их серпами. Вот и месяц назвали серпень или жнивень.
Девочка:
А чтобы вырос хороший урожай хлеба, нужно вложить много труда.
Сначала надо сохранить и прорастить зерно, починить соху и борону;
каждое утро до восхода солнца выезжать в поле – готовить землю, пахать и бороновать. И только потом можно уже было сеять.
Когда зерно посеяно, за ним нужно ухаживать: пропалывать, поливать, удобрять. Поля большие – глазом не окинуть, а труд земледельца был ручной, потому и очень тяжелый.
Вот почему так радовались люди хлебу. И ни одно значительное событие не обходилось у народа без песен, припевок, закличек.
Дети поют заклички:
1.Нива золотая,
Добра медовая.
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба!
2. Нивка, нивка, яровая жничка,
Уроди пшеничку, горох и чечевичку
На поле снопами, в доме пирогами.
Ведущая:
1.Лежало на свету,
Просилось в темноту,
Как бы выбраться на свет. ( Зерно).
2.Широко, а не море,
Золото, а не деньги. ( Пшеница).
3.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
4.Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб).
5.Маленький, горбатенький,
Все поле избегал,
Домой прибежал, всю зиму пролежал. (Серп)
6.Жзлезный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.(Плуг, соха)
7 .Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? ( Блины)
8 . Маленький Афанасий травкой подпоясан. ( Сноп)
Ведущая:
И вот наступила жатва - время уборки хлеба.
2 августа - начало жатвы- зажинки.
Весной пахали землю и сеяли хлеб мужчины, а уборка хлеба была целиком на плечах женщин. Женщины, которые жали хлеб, называли жницами.
Девочка, одетая в старинный русский костюм, имитирует движения и говорит:
-Жатва, как сев, святое дело. Поэтому начать её в старину поручали самой уважаемой и опытной жнице. Она брала с собой черный хлеб с солью и завязывала его в чистое полотенце вместе с иконкой. Быстро шла в поле и начинала жать(срезать) колосья вот таким серпом.
Ведущая:
Жатва- время для земледельца нелегкое, тут не до игр, не до забав. Надо ловить каждый погожий час, напрягать все силы, чтобы собрать хлеб без потерь.
Дети поют заклички:
1. Солнышко, выгляни,
Красное, высвети.
К нам на нивку иди,
Ладить косы и серпы.
2.Уйди,туча грозовая,
У нас нива трудовая,
Ей зеленою быть,
Нам с серпами ходить.
Жито, рожь пожать
И в снопы вязать.
Выходят девочки- жнеи, имитируют жатву.
3.Уж вы жнеи, вы жнеи,
Мои молодые!
Жнеи молодые,
Серпы золотые.
Уж вы жните, жните,
А обжавши нивку,
Пойте, веселитесь!
4.Уж мы песни поем,
Хлебу честь воздаем!
Жницы наши не стареют,
Золотые серпы не ржавеют.
Ведущая:
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об уборке хлеба и о труде.
Поговорки:
1. Не тот урожай , что в поле, а тот ,что в амбаре.
2. Горька работа - да хлеб сладок.
3 .На полатях лежать – куска хлеба не видать.
4. Не от росы урожай, а от поту.
5.Пшеничка тучная, так и жатва не скучная.
6. Зерно в колосу- торопись сжать полосу.
7. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
8. Чисто жнеи жнут, богато на стол подадут.
9. Земелька черная, а хлеб белый родит.
10. Большое несчастье, если в жатву ненастье.
Ведущая:
28 августа заканчивалась жатва - дожинки. В этот день на Руси совершались обряды, посвященные последнему снопу.
Чтец:
Последний сноп- именинник.
Наряжали его в ленты, бусы, даже в сарафан. Называли крестьяне свой последний сноп «борода козла» (козел – символ плодородия и богатства). Земледельцы завивали колоски. переплетая их лентами.
Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.
Дети украшают сноп и приговаривают.
-Лежит козел на меже,
Дивуется бороде.
-Ай, чья-то борода,
А вся медом улита,
а вся шелком увита.
-Уж мы вьем, вьем бороду
У Василия на поле.
-Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой.
-Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек наполняйся,
Хлеба прибавляйся.
Ведущая:
Последний сноп заносили в дом и ставили в «красный угол» комнаты и приговаривали: «Сжали нивку до конца, до последнего венца».
Чтец:
И вот наступил 29 августа - праздник 3-й Спас Хлебный. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.
Пришел Спас - веселью час.
Девочки поют частушки.
1. Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки,
начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Мы в поселке живем,
Сушки, пряники жуём,
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
3. Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы ее сразу их съедим,
А сначала поглядим.
4. Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
5. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
6. Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!
Чтец:
Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна: « За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны, трактора!»
« Дадим!- отвечают в цехах металлисты,-
Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Но только нам нужен металл непременно!»
«Дадим!- отвечают немедля мартены.
-Нам только руду подавайте сюда!»
Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба положены рельсы дорог, для хлеба идет на гора уголек.
Для хлеба плотины на реках встают,
И краны, и вышки до самого неба.
Для хлеба! Для хлеба!
Ведущая (учитель):
Есть хлеб - будет и песня.
Дети исполняют песню «Урожайная» (слова и музыка Пеньковой Л. Е., учителя музыки МБОУ «Соболевская СОШ».)
Чтец:
Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница входит и кланяется:
-Верно, милый, верно!
Ох, как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.
Жила была девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она в грязь хлеб и наступила на него, чтобы быстрее перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб стремительно стал погружаться в болото. И Инге оказалась в подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре все узнали историю о девочке ,которая наступила на хлеб.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная,бедная Инге!- заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья, и ей позволили вернуться домой». Эти слова дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.
И в тот же миг луч света проник в подземелье, и Инге вылетела маленькой птичкой на волю. Она вернулась в родительской дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Ведущая:
Ребята, как же надо относиться к хлебу?
Ответы детей:
1. Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги
За столом и на прогулке
Уважай и береги!
2. Хлеб- драгоценность,
Им не сори,
Хлеба к обеду
В меру бери!
3. Кто труд уважает,
Тот хлеб не бросает.
Ведущая:
Святое дело - вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!
Наш директор школы Черников Виктор Николаевич с 1975 по 1977 г. работал комбайнёром в колхозе « Родина».
Выступление Черникова В.Н.
Ведущая:
Нет для человека запаха более привлекательного, чем запах свежего хлеба, булочек, плюшек.
Слово предоставляется ещё одной нашей гостье - заведующей кулинарным цехом Бочаровой Н. И.
Учитель:
Когда за столом вы сидите, ребята,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Чтец:
Напекли мы для гостей много разных сладостей,
булки, бублики, ватрушки!
Тары- бары растабары!
Выпьем чай из самовара!
Девочка исполняет песню «Пряники русские».
Чаепитие.
Игра «Колоски». Кто больше и быстрее соберет колоски с завязанными глазами.
Литература.
1.Научно-практичный журнал «Завуч начальной школы».№4,2001 г.
2. Журнал «Начальная школа».№ 6,2004г
3.Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя ./Сост. Волонина Т.Н.-М.:Просвещение.1991 г.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»