Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №84 г. Белгород
Консультация для родителей
Пальчиковая гимнастика и развитие речи
детей дошкольного возраста
Подготовила
Татаренко Ангелина Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №84 г. Белгород
г. Белгород
2014
Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Самое активное формирование речи ребенка происходит в возрасте от 0 до 3 лет (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому нужно начинать заниматься развитием тонких движений рук с самого рождения. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте - в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика помогает:
- Развивать речь.
- Повышать работоспособность коры головного мозга.
- Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание,
память, воображение.
- Снимать тревожность.
- Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Умелыми пальчики ребенка становятся не сразу. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, - простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, в дороге и в очереди. Для ребенка - это интересная игра. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания предложенные взрослым. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм. Приступив к игре, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего ребенка ни на миг.
Немаловажным элементом для развития речи дошкольника является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, надолго оставаясь в памяти. Рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Предлагаем Вам пальчиковые игры по теме «Осень»
Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста:
«Осень»
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной
руки.
Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в
другую.
«Дождик»
Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...
«Деревья»
Здравствуй, лес, Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста:
«Осень, осень»
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Приходи! Зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, Трем ладошки друг о друга
Погляди! Ладони на щеки
Листья желтые кружатся, Плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, Синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем Имитируем
И ботинки обуваем Топаем ногами
Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь
«Золотая осень»
Если на деревьях листья пожелтели, Сжимают и разжимают пальцы
Если в край далекий птицы улетели, Машут кистями рук
Если небо хмурится, если дождик льется, Закрывают ладонями глаза,
открывают и
Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз
Дует, дует ветер, Дуют на кисти рук.
Дует, задувает, Трясут кистями рук.
Желтые листочки
С дерева срывает. Руки медленно опускаются вниз.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»