«АХ, ЭТИ ТРУДНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!..», «МЫ и ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ: за и против», . «Умеем ли мы говорить «НЕТ»?»
Классный час.
1.«Какие проблемы нас ждут в жизни после школы? Как к ним подготовиться?»
«МЫ и ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ: за и против»
Цель занятия: выяснить, что привлекает и что пугает детей во взрослой жизни; психологически подготовить детей к серьёзному размышлению о своём месте во взрослой жизни; дать понятие «проблемы».
Форма проведения: мастерская.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня у нас с вами очень серьёзная задача: подумать над вопросом -«Какие проблемы нас ждут в жизни после школы? Как к ним подготовиться?» - А как вы вообще понимаете слово «проблема»?
Да, это нечто, требующее решения. Есть такое утверждение, что неразрешимых проблем нет. Давайте вместе попробуем решить эту задачу. Итак, в путь.
У каждого человека, и взрослого, и ребёнка, есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и то. И давайте назовём эту лестницу Взрослая жизнь.
Задание: постройте свою лестницу жизни, подумайте и напишите, что означает каждая ступень лестницы, чем она для вас важна.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Давайте скажем, какие проблемы могут осложнить подъём по лестнице жизни.
Задание: подумайте, какие проблемы могут осложнять подъём по лестнице взрослой жизни.
А сейчас построим ассоциативный ряд.
Подумайте и скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово «жизнь»? (любовь, дети, родители, работа, учёба, друзья…)
Портрет взрослого человека:
А не пора ли нам составить портрет взрослого человека, т.е. человека, которым вам хочется быть, которого, по вашему мнению, хочется видеть рядом.
Работа в группах, вырабатываем общий вариант и выдаём один ответ от группы.
-
Даём определение слову. Взрослый человек – это…
-
Называем два прилагательных. Какой это человек…
-
Называем Предложение, пословица, поговорка, подходящая к такому человеку.
-
Синоним. Одно слово.
-
Три глагола. Что делает этот человек?
-А сейчас давайте ещё подумаем, вспомним, какие литературные, исторические герои, ваши знакомые могли бы подойти под портрет почти идеального взрослого человека? ( Ася из повести Тургенева, доктор Пирогов из рассказа Куприна «Чудесный доктор»…)
- Ребята, а ваши родители? На них вы хотите быть похожими?
-Подумайте, а возможно, преодолев разные проблемы, стать хорошим взрослым человеком? (трудно, но можно) А как уже сегодня начать готовиться к решению проблем? (поставить цель и стремиться к её достижению)
РЕФЛЕКСИЯ: Продолжите предложенную фразу «Из нашего сегодняшнего разговора я понял, что…»
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Классный час.
2. «Родители меня не понимают. Как быть?»
«АХ, ЭТИ ТРУДНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!..»
Цель занятия: выявить проблему непонимания детей и взрослых; обозначить проблему «отцов и детей»; постараться, чтобы дети сами попытались понять своих родителей.
Форма проведения: мастерская.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень интересной, трудной и вечной проблеме – непонимания детей и взрослых. Вы часто слышите от взрослых фразу: «Ах, эти трудные современные дети…» Вы не говорите, но, согласитесь, часто думаете: «Ах, эти трудные родители… Не понимают, не видят, не чувствуют…» Так вот, так называемая проблема «отцов и детей» стара, как мир. Её очень ярко обозначил в своём романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев ещё в середине 19 века. Проблема старая, а каждое новое поколение пытается решить её снова и снова. И если вы спросите своих родителей, то окажется, что и их не понимали мамы и папы. Итак, попробуем разобраться?
-Давайте определим, что значат для вас родители. Продолжите предложения (сначала на листочках каждый отдельно):
- Родители дают мне…
- Родители меня ругают, когда я…
-Родители меня хвалят за …
-Родители со мной разговаривают, когда…
-Родители хотят, чтобы я…
-А сейчас попробуем наоборот.
-Я даю родителям…
-Мне нравится, когда родители…
-Мне не нравится, когда родители…
-Я разговариваю с родителями, когда…
-Я хочу, чтобы родители…
-И что у нас с вами получилось, рисуем общую картину. Ребята, какой вывод можно сделать? (Родители хотят общаться со своими детьми, желают добра, дети не всегда это ценят. Родители ЛЮБЯТ, дети ХОТЯТ ЧТО-ТО ПОЛУЧИТЬ ОТ РОДИТЕЛЕЙ).
-Вот из-за такого противоречия и происходят непонимания, возникают конфликты казалось бы на пустом месте.
-Давайте поставим себя на место ваших родителей и подумаем, как бы вы поступили, если бы
-
Сын (дочь) принесли двойка за контрольную работу.
-
Если бы ваш ребёнок отпросился гулять до 6 вечера, а пришёл в 10.
-
Если на улице холодно, а ваш ребёнок после болезни не хочет надеть тёплую куртку.
-
Если вас вызывают в школу, а ребёнок не может вразумительно ответить, за что.
Вот так иногда просто надо ставить себя на место своих родителей, и тогда вам будут понятнее требования, которые они к вам предъявляют.
-А вы, ребята, знаете, какие у ваших родителей проблемы, что у них на работе, о чём они думают, мечтают? Иногда бывает просто нужно поговорить с мамой или попросить помощи у папы. И тогда вы будете ближе, понятнее друг другу. Родителям часто некогда, а вы выберите момент, когда у них есть время и просто обнимите их, скажите, что любите, жалеете. Скажите, чтобы не было поздно.
Я хочу прочитать стихотворение Э.Асадова, а вы послушайте:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И всё же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
-В чём смысл стихотворения? (Когда-то и нынешние дети будут родителями.)
Рефлексия: Продолжите фразы:
-
«Когда я буду родителем, я буду своего ребёнка…»
-
«Когда я буду родителем, я никогда не буду своего ребёнка…»
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Классный час.
3. «Умеем ли мы говорить «НЕТ»?»
Цель занятия: формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека.
Форма проведения: обмен мнениями.
Ход занятия.
- Слово «наркотики» прочно существует в словаре 21 века как одно из самых употребляемых слов. Интересно, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Опрос на улицах одного большого города показал (а опрошено было 30 человек, из них людей пожилого возраста – 12, людей среднего возраста -10, молодёжь и школьники – 8 человек):
Реакция пожилых людей: испуг – 4 человека,
недоумение, непонимание – 3человека ,
безразличие – 3 человека,
озлобленность и агрессивность – 2 человека.
Реакция людей среднего возраста:
4 человека – страдание,
З человека – испуг,
3 человека – агрессия.
Молодёжь:
Интерес к теме разговора – 5 человек,
Испуг -3 человека.
О чём говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. А как вы думаете, остро ли стоит эта проблема в обществе и почему?
Давайте попытаемся вместе подумать над некоторыми вопросами:
-
Существует мнение, что наркотики – это…
-
Есть мнение, что наркотики положительно влияют на …
-
Есть мнение, что наркотики отрицательно влияют на …
-
Существует мнение, что ты станешь наркоманом, если…
-
Существует мнение, что ты не станешь наркоманом, если…
-
Существует мнение, что с наркотиками нужно бороться…
-
Существует мнение, что с наркотиками нельзя бороться…
Мы с вами пришли к выводу, что наркотики – страшное зло. В самом деле, врачи-специалисты утверждают, что самая главная опасность наркомании заключается в том, что она приводит к глубокому физическому и психическому истощению организма, а затем – к преждевременной гибели.
Наркомания – один из способов самоубийства.
Но проблема-то в том, что из-за наркомании погибают люди, которые и не собирались уйти из жизни. Более того, протягивая руку к наркотику, они полагали, что наслаждаются жизнью «на всю катушку», и наркотик им в этом помогает.
«Закон болота» так называлась статья в областной газете. В ней напечатаны признания наркомана Александра О., живущего в одном из районов Кировской области. Александру всего 19 лет. Очень надеется пожить, хотя уже 2 года как ВИЧ-инфицирован. К наркотикам пристрастился, когда ему было 17 лет. Он рассказал: «Сначала нюхали на дискотеках… Но чего-то не хватало… Умные-то люди бросили этим заниматься, а дураки стали продолжать. Нюхали, нюхали, а потом один пацан попробовал уколоться и говорит: «О, ништяк!» Ну я укололся и…понеслось». Потом начал действовать «закон болота»: сначала Александру нравилось «кайфовать», бросать не хотел, а потом – не смог. Бале – «ломки», передозировки, больничные палаты, ВИЧ…
-Как вы думаете, почему статья получила название «Закон болота»?
-Как действует «закон болота»?
Именно самообман является причиной огромного количества жертв наркотиков в Кировской области. Их число не идёт ни в какое сравнение с числом « прочих» самоубийств.
Зависимость от наркотиков заставляет вести его так, что это создаёт большую опасность для других людей.
- А в чём их опасность для окружающих?
Самое ужасное: люди практически никогда осознанно наркоманами не становятся. Ведь, желая весело пожить, никто в петлю не полезет. А начинающие принимать наркотики стремятся именно к веселью, к удовольствию. И лезут-таки в петлю!
Поэтому, ребята, зная всё это, зная о страшных последствиях наркомании, нужно сказать «НЕТ!» наркотикам, сказать «НЕТ!» тем, кто предлагает вам наркотики. Поймите, кто-то пытается заработать деньги на вашей жизни, не дайте им сделать этого!
Проблемные вопросы для обсуждения:
-Как можно избежать наркотической зависимости?
-Нужно ли бороться с наркотиками, если ты убеждён, что тебя это не коснётся?
-Как аргументировать своё «НЕТ!», если тебе предложили наркотик?
Ребята, я думаю, что у нас с вами получилась очень нужная всем беседа. И я буду рада, если она вам поможет в жизни. А сейчас, пожалуйста, продолжите мою фразу: «Из сегодняшней беседы я понял…»
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.