Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: «Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?».
• познакомить родителей с важными показателями готовности ребенка к обучению;
• дать рекомендации по подготовке ребенка к школе;
• познакомить родителей с Уставом школы, основными моментами Стандартов 2 поколения.
Родительское собрание-тренинг для родителей будущих первоклассников.
Тема: «Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?».
Выполнил: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №14
Краснова М.В.
2013г
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
Тема: «Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе?».
Цели:
-
познакомить родителей с важными показателями готовности ребенка к обучению;
-
дать рекомендации по подготовке ребенка к школе;
-
познакомить родителей с Уставом школы, основными моментами Стандартов 2 поколения.
Ход собрания
Повестка собрания:
1. Давайте знакомиться!
2. Что такое школа? Наша школа.
3. Госстандарт нового поколения.
4. Адаптационный период в жизни первоклассника.
5. Права, обязанности и социальная поддержка обучающихся в соответствии с Уставом ОУ.
6. Орг вопросы.
1. Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Я рада видеть Вас сегодня, всех, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши, придя в 1 класс. Наше первое школьное родительское собрание, мы посвятим подготовке детей к школе.
Наше собрание мне хотелось бы начать с высказывания
Именно так сейчас чувствуют себя ваши дети, да и что скрывать – некоторые взрослые. Я хочу успокоить вас и сказать, если бы у всего живого не было перемен в жизни, то все бы остановилось, замерло и было бы неинтересным. Тогда какой бы был смысл жития? С любыми трудностями легче справиться, если ты не один.
2. Поэтому, сегодня я объявляю вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плаванье начинается сегодня, а закончится через 11 лет. 4 года мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, а ваши дети открывать для себя бухту Радости и мыс Надежды. Хочется, чтобы это плавание было интересным, счастливым и значительным в жизни каждого ребёнка и каждой семьи. Сколько раз вместе с вами, папы и мамы, мы будем помогать вашим детям учиться, преодолевать трудности, радоваться своим успехам и победам одноклассников.
Мне очень хотелось, чтобы вы, уважаемые родители, познакомились поближе друг с другом, и помогали мне организовывать процесс воспитания и развлечений.
(Рассказ о себе, Презентация «О нашей школе, моей работе, моих учениках», передаю Огонек знакомств родителям)
Так как это первое наше собрание, мне бы хотелось пожелать вам терпимости, быть всегда мудрыми и не принимать опрометчивых поступков в воспитании детей. Мы теперь одна семья – со своими радостями, проблемами и горестями, которые, как и в любой семье, возможны. Но мы все вместе, дружной семьей должны справиться с любой проблемой!
Как в любой семье, у нас будут традиции нашего класса.
Пусть станет традицией нашего класса следующее:
1. Если допускаются опоздания на первый урок, родители приходят вместе с ребенком, объясняют причину, тем самым подчеркивают важность выполнения школьных правил и для родителей. После окончания учебного процесса родители сразу забирают детей из школы, т.к. школа, учитель отвечает за жизнь и безопасность учащихся во время учебного процесса, а за жизнь и здоровье до уроков и после – родители.
2. Все родители принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий (по графику или по желанию)
3. Дни именинника.
4. Спортивные праздники с родителями.
5. Выпуск классного уголка.
6. Архив классных дел.
3. Поступление в школу — большое событие в жизни ребенка, начало нового периода его развития.
С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения.
Чем отличается от 1 Госстандарта? ФГОС – это Закон нашей страны, на котором выстроен весь образовательный процесс.
- Уроки имеют развивающий характер, т.е. в школе – развивающее обучение. Мы учим детей мыслить, даем им проблему и они решают ее на протяжении урока под руководством учителя.
Раньше в школе давали образец, задавали определенный готовый алгоритм действий, по которым ученики строго выполняли задания. Раньше мы давали ЗУН, теперь – УУД, т.е. мы учим учиться. Развивающее обучение дает ученику возможность мыслить, подготовиться к ЕГЭ.
Информационно-образовательная среда – учим работать с информацией, в том числе в инете (могут уже с 1 класса искать доп информацию, в том числе и на уроках, для этого кабинет укомплектован нетбуками, интерактивной доской, проектором и др. современными средствами обучения.
Проектная деятельность – проекты (групповые и индивидуальные)
Портфолио – индивидуальные достижения уч-ся, весь уч-воспит материал, нужно вести обязательно.
Внеурочная дея-ть учащихся – до 9 часов в неделю.
По какой системе будут учиться наши дети?- наша начальная школа учится по традиционной системе образования ФГОС «Школа России»
4. Итак,
В дошкольном возрасте главным для ребенка занятием была игра. Через нее вступал он в различные отношения с детьми, приобретал элементарные знания и навыки. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил.
К этим серьезным переменам необходимо своевременно подготовиться.
Итак, что же такое адаптация? Какие трудности ожидают первоклассников и вас, родителей, на первом году обучения? Как помочь ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни? Об это мы поговорим сегодня.
Адаптация – период приспособления к новым условиям. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть социально-психологическая адаптация ребенка к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Другими словами, от того, как пройдет период адаптации, сможет ли ребенок вжиться в новые условия, зависят его дальнейшие успехи в обучении.
Большая роль в этой подготовке принадлежит детскому саду. Но немалая часть дошкольников идет в школу, минуя детский сад. Их готовит к школе семья. Она приучает ребенка к самообслуживанию, к бытовому и общественно полезному труду, к соблюдению четкого режима дня и дисциплине, В семье узнает он о правилах поведения, которые превращаются у него в нравственные чувства и привычки.
Родители стремятся вызвать у детей любознательность, умение наблюдать, интерес к первым книжкам, кино, радио, расширить их кругозор, подготовить к предстоящему учению в школе. Ребенку, не приученному к элементарному труду и дисциплине, не имеющему достаточного кругозора, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и дома за уроками. Внимание его рассеянно, поступки неожиданны. Пройдет много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь, станет организованным и дисциплинированным.
Как же подготовить ребенка к школе?
Самое главное- это, чтобы ребенок был психологически готов к школе. У него должно появиться желание учиться, желание стать школьником. Родители могут и должны выработать у ребенка правильное отношение к школе, учению, труду. С детьми надо проводить такие беседы о школе, чтобы у них появилось желание учиться. Не говорите ребенку: «Школа — это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будешь учиться» или «С двоечниками никто не дружит». Он взволновал и напуган больше вас. И вы внушаете ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.
Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Говорить о том, что в школе ты познакомишься с одноклассниками, у тебя появятся новые друзья, ты каждый день будешь узнавать много нового, делать открытия. Ребенок должен поверить, что учиться — это безумно интересно, и он обязательно со всем справиться. Не надо запугивать детей предстоящими трудностями школьной учебы. Надо готовить детей так, чтобы они ждали начала обучения в школе, шли на занятия с охотой. Если ребенок придет учиться с желанием, то и обучение будет успешным.
Будьте щедры на похвалу, для первоклассника это сейчас очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Серьезно, по взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое положение ни перед взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали д/с, воспитывались дома)
А готов ли сам ребенок к такому серьезному шагу в своей жизни?
Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, его физическим и психическим развитием.
Главным в укреплении здоровья должно быть четкое выполнение режима дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать, сон для первоклассника – не менее 10часов в сутки, обязательно полноценное питание, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причем не просто гулять, а активно двигаться (до двух часов). Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30мин в день, игры на ПК.
Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка еще недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.
Не заставляйте ребенка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведет к раздражительности, агрессивности ребенка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказываются на отношениях с товарищами.
Для того, чтобы период адаптации в школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими.
Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворительность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.
Что же должен знать и уметь ребенок, поступающий в 1 класс?
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления; сравнивать, сопоставлять, уметь выделять главное в картине, рассказе. Важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в пространстве и времени. То есть, ребенок должен знать, где «право», где «лево», «верх», «низ» и т. д..
Большое значение имеет подготовленность речи ребенка. Он должен уметь правильно и последовательно излагать свои мысли, задавать вопросы, грамотно строить предложения, выразительно говорить. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь.
Образность языка сказок, стиль рассказов для детей, созданных нашими классиками (К. д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.), учат правильно говорить, логично мыслить. Ведь недаром говорят: «Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры».
Очень хорошо для ребят, да и для самих родителей, если дети будут знать буквы. Некоторые дети приходят в школу уже умеющими читать. Это хорошо только в том случае, если читает они правильно: слитно или по слогам. Программа предусматривает обучение детей неподготовленных к школе, поэтому, не надо торопиться обучать детей безграмотному чтению, ведь переучивать намного сложнее, чем учить.
Занятия в школе сопряжены с длительным напряжением при выполнении письменных учебных упражнений. Поэтому надо развивать у дошкольников мелкие мышцы кисти рук, упражнять его в лепки, рисовании, вырезывании. Большое значение в развитии руки имеет раскрашивание трафаретов или картинок в книгах - раскрасках.
По математике желательно, чтобы дети, поступающие в школу умели считать до10 в прямом и обратном порядке, умели решать простые задачи взятые из жизни.
Наконец, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, кистью.
Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.
Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе.
Учите этому вашего ребенка. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведет дело до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестренки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чем-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребенок научится уважать окружающих людей.
Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание, употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», «будьте добры»; дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидел. Приветливый, вежливый ребенок приятен в общении. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.
2 часть. Психологический тренинг «Доброе начало»
Уважаемые родители! Мы переходим к практической части нашего собрания и пройдет она в форме тренинга.
В первой части нашего собрания мы говорили о том, что может затруднить адаптацию детей к школе, и чем мы можем им помочь. В том числе мы поняли, как важно правильно общаться с ребенком и своевременно прививать ему простые, но необходимые правила взаимодействия с окружающими. Мы выяснили, что трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Согласитесь, что по сути, сам процесс обучения это и есть общение между учеником и учителем.
А теперь мы от теории перейдем к практическим упражениям, которые помогут нам лучше усвоить полученные советы и рекомендации.
Упр «История имени»
Цель: активизировать эмоциональный опыт родителей, настроить на работу.
Мы не просто будем называть свои имена, но и коротко рассказывать об истории своего имени, его значении, о том, кто нам дал его и нашем отношении к собственному имени. Говорит тот, у кого в руках мяч. После рассказа передается мяч соседу справа, который должен назвать одну из форм употребления вашего имени. Н-р, Катя, Катенька, Катюша, и т.д. Тот, кто не сможет назвать очередную форму имени, начинает рассказывать о своем имени. Я начну….
Вопросы для обсуждения: какие чувства вы испытывали при выполнении упр? Приятно вам, когда вас называли ласково? Трудно было находиться в центре внимания? Узнали ли вы что-то новое о говорящих?
5. Знакомство с Уставом школы. Заполнение договоров.
Каждая общеобразовательная школа имеет свой Устав, в котором изложены общие положения учебного учреждения, цели и задачи школы. Определены права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса.
Основное содержание Устава отражено в договоре о сотрудничестве школы и родителей. Вы внимательно прочитайте договор и заполните его. Если нужно более подробно познакомиться с Уставом ОУ – подойти к секретарю. Также необходимо Согласие на обработку персональных данных (заполнение электронных и классных журналов), заполнить Анкету первоклассника.
Что же должен иметь первоклассник, поступающий в школу?
-
Учебники. (Подписываем простым карандашом.) Их вам школа дает бесплатно. Учебники должны иметь обложку, закладку. Нужно сохранить книги такими, какими их дали вам в школе. По окончании обучения по учебникам, они сдаются в библиотеку.
-
Тетради к учебникам и дополнительные тетради, тетради в клеточку, узкую линию. (Подписываем пр карандашом!в обложках прозрачных в узкую косую линию, где хорошо видны клетки и линии. Тетради подписывает учитель. Кроме того, они будут в лоп обложках, чтобы дети различали по цвету какие тетр сдавать.)
-
Счетный материал.
-
Книги-раскраски.
-
Демонстрационные буквы и числа (веер)
-
Счетные палочки.
-
Пенал (ручки, простые карандаши, цветные карандаши, точилка, ластик).
-
Альбом, гуашь, 3 кисточки (толстая, средняя, тонкая).
-
Цв. бумага, картон, ножницы с тупыми концами, клей ПВА, пластилин, конструктор железный. ВСЕ ПОМЕЧАЕМ (вместе с ребенком, можно лаком для ногтей)!
-
Спорт форма (шорты, светлая майка, обувь без скользкой подошвы – кеды на резиновой подошве, носки). В спорт форму мы переодеваемся в школе.
-
Офисную рабочую одежду (темный низ, светлый однотонный верх. Мальчики – галстук)
-
Вторую обувь (носим с собой) – на все ставим метки!!
-
Влажные салфетки и бумажные носовые платки (для столовой и личного пользования)
-
Небольшая бутылка с водой (в отдельном кармане рюкзака, в пакете, с завинч крышкой, заранее открыть, если трудно открывается)
Особенности школьной жизни. СЛАЙД 20
Перечислить особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:
-
пятидневная учебная неделя;
-
Весь 1 триместр – по 3 урока+внеурочная деятельность (первые 10 дней – только по 3 урока) Со 2 триместра – по 4-5 уроков (ИЗО и Худ труд, Физ-ра, Музыка). (если есть физ-ра – 5 уроков)+внеурочная деятельность.
-
Между уроками и внеур деятельностью – пауза 45мин (дети отдыхают, гуляют)
-
На внеурочную деят ходят все дети! (т.е. мы создаем для вас, родители, все условия для развития ваших детей. Внеурочн деят-ть помогает развивать свои способности и закрепляют все, что они учат. Из опыта работы двух лет родителям очень нравится внеурочн деят-ть. Дети в школе заняты с 8.00 до 14.00
-
Название занятий внеурочной деят-ти (по 9 занятий еженедельно с каждым ребенком):
-
1. Развитие устной речи – на уроках часто не хватает на это времени для каждого ребенка..
-
2. Занимательная математика.
-
3.По ступенькам нравственной лестницы – учатся дружить, общаться, ведь наши дети все хотят сейчас быть лидерами, что приводит к конфликтам.
-
4. Тестопластика – тремор у детей (трясется рука), нужно больше лепить.
-
5. Любительский театр – развитие творческих способностей, репетиции праздников в классе.
-
6. Звукознайка – логопедический кружок, чтобы не было ошибок в правописании, нужно правильно уметь проговаривать звуки в словах.
-
7. Общая физическая подготовка. (ОФП)
-
8. Динамическая пауза – в те дни, когда нет физ-ры в расписании.
-
Уроки – по 35 минут, но в классе – 40мин. (5мин – физминутки и игры)
-
минимальное по объему домашнее задание;
-
безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, качественная, т.е – усв и неусв., наклейки как положительные отметки;
-
расписание звонков и уроков; (учимся с 8.00 до 10.10 первые 10 дней)
-
рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
-
пропуски уроков по уваж причинам – заявление письменно на имя директора.
-
Прививки – только с письменного согласия родителей.
6. Организационные вопросы
В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий, пропуски уроков без уважительных причин не допускаются. Позже вы познакомитесь ближе с Графиком работы класса. Важно научить безопасному пути домой и в школу. ПДД. ППБ. Инструктажи.
Нужна ли школьная форма первокласснику?
Да, нужна. Форма дисциплинирует детей, является необходимым атрибутом школьной жизни, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом мечтают дошкольники при поступлении в школу, ведь они становятся первоклассниками. СЛАЙД 21.
СЛАЙД 22 - форма в нашем учебном заведении. Со 2 класса решим какую форму в классе будут носить дети. Но сейчас можно, например, Класс от класса отличается цветом галстуков.
-
. школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
-
аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
Есть ли домашнее задание в 1 классе? СЛАЙД 23
Нет, домашнего задания в 1 классе нет, но если вы хотите сформировать у своего ребёнка качественные навыки чтения, письма и счёта, то не отказывайтесь от тех тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Можно ли носить в школу сотовый телефон? СЛАЙД 25
В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу, или поиграть на уроке в электронную игру, или посчитать на калькуляторе. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников, можно потерять. Учителя и сотрудники школы НЕ НЕСУТ ответственности за утерю сотового телефона.
Почему в 1 классе не ставят отметок? СЛАЙД 26
В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Что делают дети на переменах? СЛАЙД 27
Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
Можно ли носить в школу игрушки? СЛАЙД 28
Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
ВСЕГО ДОБРОГО! СПАСИБО!!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»