Программа по гражданскому образованию в начальной школе МБОУ СОШ № 1 2014 – 2015 учебный год
Программа по гражданскому образованию в начальной школе МБОУ СОШ № 1
2014 – 2015 учебный год
Учитель:
Вайс В.К.
Г. Кизел
Пермского края
Пояснительная записка.
Главная цель работы над программой – поиск новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности. Данная программа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.
Психолого-педагогическая характеристика 4 «Б» класса.
В классе 21 человек. Из них: 10 девочек и 11 мальчиков. Дети среднего и низкого уровня развития. 5 человек из малообеспеченных семей и 2 человека из многодетной семьи. Учатся не с полной отдачей. Могут учиться лучше. На уроках активны, внимательно слушают учителя, умеют слушать, выполнять требования учителя. Посещаемость на уроках хорошая. Болеют часто 6 человек. Эти учащиеся требуют повышенного внимания в успеваемости из-за пропусков уроков. У них низкий уровень мотивации. Частые пропуски уроков по болезни. Необходим постоянный контроль со стороны классного руководителя за выполнением домашних заданий, поведением на переменах и мероприятиях. Требуется помощь социального педагога и психолога. Между детьми часто возникают драки и ссоры.
Во время проведения классных дел наблюдается незнание отдельными учащимися норм поведения, неумение прислушиваться к мнению других, отсутствие волевых усилий при встрече с трудностями. Дети редко приходят на помощь друг другу, не могут проводить совместно свободное время. Сплочённого коллектива пока нет. Существуют отдельные группы по интересам: спортивные игры, интеллектуальные игры, трудовые дела, совместные прогулки и развлечения.
В классных и общешкольных делах принимают участие одни и те же дети. Необходима большая воспитательная работа по продолжению сплочения детского коллектива, вовлечению во внеклассную деятельность пассивных детей, привитию мотивации к учёбе, воспитанию саморегуляции и самооценки своей деятельности каждым учеником, то есть активной жизненной позиции. С этой целью необходимо закончить проведение диагностики классного коллектива, на основе которой осуществить индивидуализацию воспитательного процесса.
Цель работы: создание условий для мотивации к учёбе, формирование у детей активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Задачи:
-
привить нравственные нормы поведения человека, гражданина;
-
развить творческие и индивидуальные способности детей;
-
вовлечь детей в интеллектуальную деятельность, повысить их ответственность;
-
формировать адекватную самооценку, самоуважение и взаимоуважение, собственную успешность.
В соответствии со школьным планом работы Программный материал подразделён на 8 разделов:
-
Гражданское воспитание.
-
Развитие творческих способностей.
-
Интеллектуальное воспитание.
-
Духовно-нравственное воспитание.
-
Физическое воспитание и здоровьесбережение.
-
Экологическое воспитание.
-
Педагогическое руководство детским коллективом и развитие самоуправления.
-
Работа с родителями.
Предполагаемый конечный результат по каждому разделу программы:
-
Гражданское воспитание.
Учащиеся должны познакомиться с народными праздниками и традициями, связанными с ними, знать исторические события, традиции защитников Отечества.
-
Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны осознать роль труда в жизни человека вообще и в частности в своей собственной. Знать и уважать такие традиции русского народа, как любовь к родной земле, к своему дому, уважение к старшим. Проявлять свои любовь и уважение в конкретных поступках, развивать свои способности для дальнейшего их применения в жизни.
-
Интеллектуальное воспитание.
Учащиеся должны узнать историю родного города, проявлять бережное отношение к своему городу, его памятникам, прошлому и настоящему, повысить свой образовательный уровень в различных областях культуры.
-
Духовно-нравственное воспитание.
Учащиеся должны научиться воспринимать духовные ценности, знать и соблюдать нормы культурной жизни, повысить свой нравственный кругозор.
-
Физическое воспитание и здоровьесбережение.
Укрепление здоровья детей через экскурсии, соревнования, игры, проведение физминуток.
-
Экологическое воспитание.
Учащиеся должны научиться воспринимать красоту природы, беречь её.
-
Педагогическое руководство детским коллективом и развитие самоуправления.
Учащиеся должны узнать, как жить в коллективе, научиться ответственно относиться к порученному делу, проявлять активность.
-
Работа с родителями.
Установление тесного контакта с родителями, достижение взаимопонимания по общим проблемам и вопросу их участия в жизни класса и школы.
Условия для реализации программы:
-
кабинет, оснащённый мультимедиапроектором, стереомагнитофоном и компьютером;
-
набор дисков с детскими песнями и рассказами писателей, кассеты с детскими песнями и рассказами;
-
иллюстративный материал: фотоальбом с фотографиями достопримечательностей и исторических памятных мест г. Кизела, книги, альбомы по истории г. Кизела, наборы книг и открыток «Герои Великой Отечественной войны»;
-
презентации: «Символы нашего государства», «Мой любимый город», «Экскурсия по улице Советской», диск с историческими страницами из кизеловского сайта, диск «Кизел на карте края», видеофильм «Наш город», подборка газет «Новое время» с историческим материалом;
-
классная библиотечка;
-
настольные игры;
-
выставка портретов писателей, книги о писателях;
-
учебные пособия, журналы, статьи по вопросам воспитания, народным праздникам и обычаям;
-
пособия по моделированию, изготовлению поделок, выполнению творческих проектов;
-
тесный контакт с родительским комитетом;
-
помощь родителей при подготовке и проведении классных мероприятий;
-
магнитные доски с набором магнитов;
-
стенд-выставка «Делаем вместе».
Содержание программы по разделам.
1 раздел. Гражданское воспитание.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл. |
1 сентября – день Знаний. Урок знаний «Информация вредная и полезная». Просмотр слайд – шоу. Парламентский урок. Сентябрь – листопадник. Октябрь – назимник. Народные приметы. Игра – викторина «Что? Где? Когда?» |
Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, совет класса |
2 цикл |
Ноябрь и декабрь в календаре русской природы. Зимние приметы. Беседа с соц. педагогом школы. |
Классный руководитель Совет класса |
3 цикл |
Январь – месяц-сечень. Зимние календарные праздники и обряды. Рождественская викторина. |
Классный руководитель Родительский комитет |
4 цикл |
Февраль – бокогрей. Конкурс пословиц о зимних приметах. Март – позимье. Весенние обрядовые песни и заклички. Конкурс «А, ну-ка, девочки!» |
Классный руководитель Совет класса |
5 цикл |
Апрель – пролётный месяц. Пасха. Народные традиции, связанные с пасхой. Май в календаре русской природы. 9 Мая – День Победы. Экскурсия в музей «Воины-Кизеловцы» |
Классный руководитель Родительский комитет Совет класса |
2 раздел. Развитие творческих способностей.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Конкурс «Лучший дежурный» Конкурс поделок из природного материала «Золотая осень» Выставка рисунков «Семейные радости» |
Классный руководитель Совет класса, родительский комитет |
2 цикл |
Конкурс сочинений «Моя семья» Украшение кабинета к Новогоднему празднику. Новогодний праздник. Конкурс творческих работ учащихся «Зимние узоры». Конкурс рисунков «В гости к матушке зиме» |
Классный руководитель Совет класса Классный руководитель родительский комитет и Совет класса |
3 цикл |
Народные промыслы на Руси: Жостово, Гжель, Палех, Хохлома. Конкурс на лучший рисунок «Матрешки». Роспись. |
Классный руководитель Совет класса |
4 цикл |
Участие в КТД «Поздравление нашим мамам» Выпуск газеты «Ералаш» Беседа «Я всё умею делать сам». Оформление выставки работ « Своими руками» |
Классный руководитель Классный руководитель, Совет класса родительский комитет |
5 цикл |
Конкурс сочинений и рисунков «Моя семья» |
Совет класса |
-
раздел. Интеллектуальное воспитание.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Игра-викторина «Знатоков Правил пожарной безопасности» Информационный час «Жизнь родного города в книгах и газетах». |
классный руководитель классный руководитель |
2 цикл |
Просмотр диска «Кизел на карте края». Интеллектуальная осенняя викторина. Конкурс «Счастливая пятёрочка» Конкурс на лучшую ученическую тетрадь |
Родительский комитет Классный руководитель родительский комитет |
3 цикл |
Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Конкурс рисунков «Мой родной город Кизел». |
Родительский комитет. Совет класса. |
4 цикл |
Классный час « Я – кизеловец!» Флаг и герб родного города. Конкурс рисунков «Профессии наших родителей» |
Классный руководитель Совет класса Совет класса |
5 цикл |
Просмотр кизеловского сайта в Интернете (на диске) |
Классный руководитель |
4раздел. Духовно-нравственное воспитание
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Классный час «Что значит – жить по правилам?» Операции «Портфель» и «Живи, книга!» Классный час «Я и моя семья» Путешествие в страну загадок и чудес. |
Классный руководитель Родительский комитет Классный руководитель Совет класса |
2 цикл |
Декада «Профилактика правонарушений». Классный час «О дружбе мальчиков и девочек». Культура поведения человека. Обсуждение ситуаций: «Ты – зритель», «Ты посетитель музея», «Ты – артист». |
Классный руководитель. Совет класса. Классный руководитель, совет класса. |
3 цикл |
Час доверительного разговора «Моё «хочу» и моё «надо». Операция «Тетрадь» Классный час «Правила дорожные знать каждому положено». |
Классный руководитель Родительский комитет Классный руководитель |
4 цикл |
Час этикета «Что значит быть разумным и осторожным». Классный час «Будьте добрыми и человечными». |
Классный руководитель Классный руководитель |
5 цикл |
Конкурс лучших тетрадей, дневников, учебников. Итоги конкурса «Счастливая пятёрочка». Участие в школьном празднике «Звёздный час». |
Совет класса, родительский комитет Классный руководитель, родительский комитет |
5раздел. Физическое здоровье и здоровьесбережение.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить». День здоровья. Классный час «Профилактика СЗЗ». Разучивание физминуток и подвижных игр. |
Медицинский работник Классный руководитель. Классный руководитель |
2 цикл |
Беседа «Гигиена учебной деятельности». Конкурс «Самый меткий» |
Совет класса Совет класса |
3 цикл |
Лекция «Курильщик – сам себе могильщик» Игра – соревнование «Дальше, выше, быстрее…» |
Совет класса Родительский комитет |
4 цикл |
Физическая культура и приобщение к ней. Беседа «Наше здоровье – в наших руках». |
Совет класса и Родительский комитет |
5 цикл |
Пешеходные экскурсии по родному городу. День здоровья. Конкурс на лучшего бегуна. |
Родительский комитет Совет класса |
-
раздел. Экологическое воспитание.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Операция «Фара» Беседа по правилам пожарной безопасности правилам дорожного движения. Беседа «Как сохранить здоровье?» |
Классный руководитель Классный руководитель Медицинский работник |
2 цикл |
Конкурс творческих работ «Зимние узоры». Беседа «ПБ во время новогодних праздников» |
Родительский комитет Классный руководитель |
3 цикл |
Конкурс «А, ну-ка, мальчики!» |
Классный руководитель, Совет класса |
4 цикл |
Месячник профилактики алкоголизма. Просмотр презентации «Не навреди!» |
Медицинский работник Классный руководитель |
5 цикл |
Участие в общешкольном субботнике. Растения и животные Красной книги. |
Классный руководитель родительский комитет |
-
раздел. Педагогическое руководство детским коллективом.
Дата |
Мероприятия |
1 цикл |
Выборы Совета класса, распределение поручений. Определение круга обязанностей и задач на год. |
2 цикл |
Организация рейда по проверке тетрадей и учебников. Об итогах успеваемости в классе. «Помоги себе сам» - как пользоваться алгоритмами и памятками. |
3 цикл |
Как организовать и провести игру – соревнование «Дальше, выше, быстрее…» Отчёт Совета класса. |
4 цикл |
Подготовка к классному часу «Будьте добрыми и человечными». Что проверять во время операции «Портфель»? Рейд по проверке тетрадей. |
5 цикл |
Подведение итогов работы Совета класса. Награждение членов Совета класса. |
-
раздел. Работа с родителями.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1 цикл |
Родительское собрание «Ваш ребёнок – выпускник начальной школы». Итоги 2013 – 2014 учебного года и задачи на новый учебный год. Отчёт о работе родительского комитета. Выборы нового состава родительского комитета. Составление и утверждение плана работы на 2014 – 2015 учебный год. |
Классный руководитель Родительский комитет |
2 цикл |
«Жизнь ребёнка и его успехи в школе». Педагогические рекомендации «Как помочь ребёнку успешно окончить начальную школу». Результаты операции «Портфель» |
Классный руководитель Родительский комитет |
3 цикл |
«Влияние родительских установок на развитие детей». Результаты операций «Живи, книга», «Портфель», «Счастливая пятёрочка», «Лучшая ученическая тетрадь». Анкетирование родителей «Перспективы воспитания и обучения ребёнка» |
Классный руководитель Родительский комитет |
4цикл |
«О здоровье - всерьёз». Анкетирование родителей «Ваш ребёнок». Общественный смотр знаний. |
Классный руководитель. Родительский комитет |
5цикл |
«Наказание и поощрение». Организация летнего отдыха детей. Тест «Я и мой ребёнок». |
Классный руководитель |
В течение года |
Индивидуальные собеседования. Работа с родительским комитетом. Приглашение родителей в школу по необходимости: оказание материальной помощи, индивидуальные консультации для родителей и т.д. |
|
Конец учебного года |
«Нам расставаться настала пора…». Совместное собрание родителей и детей. |
Классный руководитель |
Диагностический блок: воспитательная работа в классе.
Основные формы изучения
-
Наблюдения.
-
Беседы с учениками, родителями.
-
Изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях.
-
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
-
Анкетирование и тестовый опрос детей и родителей.
Анкета № 1.
Цель: выявить характер взаимоотношений между учениками.
-
Доволен ли ты своими взаимоотношениями с одноклассниками?
Да, доволен.
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Нет, не доволен.
-
Твои отношения с одноклассниками
Дружеские
Ровные, нормальные
Равнодушные
Враждебные, конфликтные
-
Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
-
Что не нравится?
-
Охотно ли ты ходишь в школу?
Всегда
Не всегда
Иногда
Редко
Никогда
-
Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
Всегда
Иногда
Редко
Никогда
-
Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
Да
Нет
-
Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
Да
Нет
-
Каким ты считаешь свой класс?
Дружным
Не очень дружным
Совсем недружным
-
Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал дружнее?
Анкета № 2.
Цель: Определить характер проведения свободного времени учащимися.
-
Остаётся ли у тебя свободное время после выполнения домашнего задания?
-
Гуляешь ли ты на улице?
-
Чем ты любишь заниматься дома в свободное время?
-
Какие телепрограммы тебе больше нравятся?
-
Занимаешься ли ты в кружках, спортивных секциях?
Анкеты и тесты для родителей к родительским собраниям.
Анкета № 1.
-
Нужен ли режим дня школьнику? А как в вашей семье?
-
Что является в вашей семье наказанием, поощрением?
-
Карманные деньги, копилки. Нужны ли они?
-
Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
Анкета №2.
-
Приближается день рождения вашего ребёнка. К вам придут 3 девочки и 4 мальчика. Как лучше организовать праздник?
-
Давайте подумаем о дне рождения супруга (супруги). Что можно подсказать детям в преддверии праздника?
-
Как бы вы посоветовали оформить квартиру к празднику?
-
У вас семейное торжество. Придут ваши друзья с детьми. Какие конкурсы, аттракционы вы можете предложить, чтобы всем было весело и интересно?
Анкета № 3.
-
Считаете ли вы необходимой вашу помощь ребёнку в учёбе?
-
В чём она выражается?
-
Какая помощь необходима?
-
Как вы оказываете помощь своему ребёнку?
-
Чего не должно быть при оказании помощи?
Анкета № 4 (для родителей).
-
Чем занимаетесь в свободное время?
-
О каком увлечении вы могли бы рассказать?
-
Чему могли бы научить учащихся класса?
Анкета № 4 (для детей).
-
Твоё любимое занятие в свободное время.
-
Чему бы ты хотел научиться?
-
В каких кружках хотел бы заниматься?
-
О каком твоём увлечении мог бы рассказать и чему научить товарищей?
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»