Методическая разработка урока биологии по теме "Воля"
Методическая разработка урока биологии в 8 классе
Автор методической разработки: Соловьева О.Г.
Волгоград, 2014 г.
Методическая разработка урока биологии по теме «Внимание»
Класс: 8
Разработала: Соловьева О.Г.
Материальное оснащение урока: ПК, проектор, карточки –задания, презентация по теме урока
Ключевые понятия: внимание, объём внимания, устойчивость внимания, произвольное и непроизвольное внимание.
Планируемый результат в рамках компетентностного подхода :
Называть: особенности высшей нервной деятельности человека, виды внимания.
Использовать: приобретенные знания в учебной деятельности.
Анализировать: воздействие внешних факторов на сосредоточении внимания на объекте
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся входят в класс и занимают свои места.
Приветствие учителя.
Этап проверки домашнего задания.
Индивидуальный опрос у доски.
Карточки-задания для индивидуальной работы.
Изучение нового учебного материала
Активизация познавательной деятельности учащихся.
На экране появляется слайд с изображением к фрагменту стихотворения «Вот какой рассеянный» стихотворение С.Я. Маршака.
Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки - оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
Вопрос: «Ребята, а кого в жизни называют рассеянным человеком?»
Заслушиваются ответы учеников.
Предполагаемый ответ: невнимательного человека называют рассеянным.
- Некоторые великие учёные были рассеянными людьми.
На экране появляется портрет ученого Альберта Энштейна.
Учитель зачитывает фрагмент текста из книги Н.Я. Надеждина « Альберт Энштейн. Секрет успеха». Изд-во Астрель.
«…Эйнштейн стал прообразом типичного учёного – обаятельный, скромный, остроумный и… очень рассеянный.
Почему именно рассеянный? Потому что постоянно углублён в свои размышления. Не удивительно, что Эйнштейн как раз был очень рассеянным человеком.
Он был рассеян до такой степени, что, увлёкшись разговором со случайным встречным, забывал, куда направлялся.
Вот одна из забавных историй о рассеянности Эйнштейна, которая была опубликована во многих американских газетах.
Однажды великий учёный в задумчивости шёл по улице и встретил своего приятеля. Он пригласил его к себе домой:
– Приходите ко мне вечером, у меня будет профессор Стимсон.
– Но я ведь и есть Стимсон! – удивился приятель.
Эйнштейн рассеянно посмотрел на него и ответил:
– Это не важно – всё равно приходите…»
Вопрос: «Почему учёный был на удивление очень рассеянным»?
Заслушиваются ответы учеников.
- В данном случае причина рассеянности связана с глубоким сосредоточением внимания на одном определённом объекте. При этом остальные раздражители не воспринимаются. Активно работают определенные участки головного мозга, а процесс других тормозится.
Вопрос: «А что же такое внимание»?
Изучение материала новой темы.
«Сосредоточенность сознания на определённом виде деятельности, объекте или событии называется вниманием».
- Внимание бывает произвольное и непроизвольное.
Внимание
произвольное непроизвольное
- Произвольное внимание, называемое ещё волевым, проявляется при осуществлении сознательных намерений и способствует целенаправленному запоминанию.
Непроизвольное или пассивное внимание возникает помимо воли человека под влиянием сильного раздражителя. Например, громкого звука, резкого света, нового или яркого раздражителя.
С помощью внимания происходит контроль деятельности человека.
Сосредоточенность на объекте или виде деятельности можно определить по поведению, выражению лица человека.
Внимание человека, сосредоточенное на мыслях и образах называется интеллектуальным вниманием.
Объём внимания – это число воспринимаемых одновременно объектов. Этот показатель в среднем колеблется от 2 до 5.
Сейчас вы увидите рисунок с цифрами. Рассмотрите внимательно цифры. Когда цифры исчезнут с экрана, сложите числа и запишите в тетрадь сумму.
Итак, приступите к заданию.
Через 1-1,5 секунд учитель просит учеников назвать сумму чисел в фигурках.
(Ответ: 16).
-А теперь нарисуйте в тетради фигурки, а в них запишите цифры, которые вам были показаны.
Давайте проверим, правильно ли вы написали.
На экран выводится слайд с рисунком для сверки правильности выполнения задания.
Поднимите руки, у кого из вас полностью правильно выполненное задание.
Учитель отмечает количество обучающихся класса успешно справившихся с заданием.
- Как правило, с этим заданием справляются без ошибок мало людей, несмотря на небольшое количество предложенных фигур и чисел.
Причина в том, что вам не хватило объёма внимания, чтобы одновременно заметить числа и фигуры.
- Концентрация внимания - это степень сосредоточенности на объекте.
Этот показатель колеблется.
Поэтому устойчивость внимания измеряется числом колебаний внимания в минуту.
Далее выполняется практическая работа к § 61 учебника «Рассматривание пирамиды с усеченным концом».
Ученики добиваются изменения восприятия объекта так, чтобы усеченный конец пирамиды был направлен то к ним, то от них.
В тетрадях фиксируется частота изменения изображения.
Затем подсчитывается число черточек, которое поставили ученики при изменении восприятия объекта – это показатель колебания в минуту.
Таким образом, учащиеся проверили устойчивость непроизвольного внимания.
Закрепление нового учебного материала.
Вопрос: «Подумайте, как знания о внимании человека могут помочь школьнику в учебной деятельности»?
Предполагаемый ответ учеников: «При выполнении заданий различных учебных предметов можно для лучшего запоминания использовать знания о том, что запоминается лучше текст или характеристика объекта, если в процессе учебной деятельности работать с текстом, объектом.
Можно написать конспект, заполнить таблицу, нарисовать схему».
- А теперь выполните задание ( на экране появляется текст задания)
Укажите вид внимания, который проявляется при
А) подготовке ученика к контрольной работе;
Б)во время урока реагирование учеников на шум, возникший за дверью кабинета ;
В)перевод текста учеником во время урока с английского языка на русский одновременно с чтением ;
Г)прохожие обращают внимание на девушку с яркими волосами и яркой одежде .
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании. § 61, устно ответить на вопросы к § 61, по желанию подготовить письменное сообщение по теме урока .
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»