Изучение проблемы жестокого обращения детей в семье.
Ф.И.О. Шапкина Юлия Владимировна
Квалификационная категория нет
Образование высшее
Место проживания Нижегородская область
Название учебного отделения МКСКОУ «Чернкхинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Дисциплина психология
Тема Изучение проблемы жестокого обращения детей в семье.
Семейное неблагополучие – одна из самых актуальных, тревожных и волнующих проблем. Жестокое обращение, неправильное воспитание, неблагоприятные отношения в семье, частые конфликты, отверженность ребенка от семьи, физическое насилие, а иногда и чрезмерная опека, и забота рождают отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах жизни ребенка.
Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на формирование личности человека. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное состояние ребенка, от которого во многом зависит его настроение, мотивация, поведение, взаимоотношение со сверстниками и многое другое. Учитывая эту закономерность встает задача изучения детско-родительских отношений, наличия насильственных ситуаций в семьях.
В первой половине сентября среди учащихся 7-9 классов было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие 34 человека, возрастной диапазон которых составил 14-18 лет, из их числа количество мальчиков составило 21 человек, девочек 13.
Цель анкетирования: выяснить сталкивались ли участники анкетирования с насилием (были ли они жертвами), какие виды они отнесли к формам проявления насилия, а также могли бы узнать их отношение к проблеме насилия и уровень информированности. Анкета построена в виде вопросов, касающихся отношений родителей к детям, а также способов наказания, которые родители используют.
Анализируя данные первой анкеты получилось следующее: на вопрос «Мама со мной ласкова…» 58,8 % учащихся ответили ласкова, 5,8% - иногда, редко — 2,9% и 11,7% - никогда. Результаты ответов на вопрос « Мама на меня кричит…», 8,8% учащихся ответили часто, 11,7 % - иногда, 11,7% - редко, 23,5% - никогда. На вопрос « Мама может меня ударить…» 5,8% учащихся ответили часто, 14,7% ответили иногда, 8,8% - редко, 32,5% - никогда.
Вопросы касающиеся папы, вызывали у учащихся отрицательные эмоции и игнорирование на данные вопросы. Отвечая на вопрос «Папа со мной ласков…», 35,1% учащихся отвечали часто, 8,8% - иногда, 11,7 % - редко, 5,8% - никогда. Результаты ответов на второй вопрос «Папа на меня кричит…» часто ответили 11,7% учащихся, иногда — 8,8%, 17,6% ответили редко, никогда — 17,6%. Отвечая на вопрос «Папа может меня ударить…», часто ответили 5,8% опрошенных, иногда — 11,7%, редко- 14,7% опрошенных, никогда- 23,5%.
Данные полученные по анкете, касающихся методов наказания, применяемых родителями по отношению к детям представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты анкетирования видов наказаний, которые применяют родители к детям
-
Но-мер
п/п
Методы наказания
Как вас
наказывали
ваши родители
1
Ставили в угол
26,40%
2
Прекращали общаться на длительное время
17,60%
3
Применяли телесные наказания
17,60%
4
Ограничивали свободу
26,40%
5
Читали бесконечные нотации
17,60%
6
Оскорбляли и ругали
14,70%
7
Лишали любимых лакомств
11,70%
8
Ограничивали в покупках
0,00%
9
Выгоняли из дома
0,00%
Важно заметить, что данные анкеты вызвали значительное количество отрицательных эмоций, негативизма, игнорирования- 1 ребенок отказался отвечать на анкеты, 1 опрошенный на анкете просто написал «Хочу приемных родителей..» - все это может свидетельствовать о наличие высокого уровня тревожности, касаемого детско-родительских отношений.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
-
Результаты анкетирования показали, что дети склонны защищать своих родителей и давать недостоверные ответы. Ребенок старается защитить своих родителей, потому что боится потерять самых близких для себя людей, потерять их любовь.
-
Большинство опрошенных детей на получают от родителей достаточного количества любви, ласки, поддержки, что в свою очередь может привести к наличию чувства негативизма, страха, тревожности.
-
Каждый ребенок хотя бы раз испытывал на себе различные виды наказаний, связанных с телесными, моральными или пренебрежением нужд ребенка.
По результатам полученных данных встает вопрос о необходимости проведения профилактики насилия в семье, как среди детского коллектива, так и среди родителей. Очевидно, что в этой сложной и многоплановой работе должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения - директору, завучу, психологу, социальному педагогу, учителю, воспитателю. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, мы сможем добиться желаемого результата.
Литература:
-
Григории Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. – 2000. – № 28. – С 1 – 16.
-
Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 16
-
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с.
-
Эидемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Методы семейной диагностики и психотерапии. – СПб.: Медицина, 1996. – 318с.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»