«Интернет-пространство. Реалии и виртуальность»
В ходе классного часа учащиеся должны ответить на вопрос: « Интернет – друг или враг» и узнать, как правильно нужно организовывать свою работу в сети Интернет, чтобы не быть затянутым в виртуальную реальность.
МБОУ Наримановского района «СОШ№4» МО классных руководителей
Открытый классный час:
«Интернет-пространство. Реалии и виртуальность» 02.12.13
Абдрахманова Н.К. 8а класс
Ответ на вопрос: « Интернет друг или враг» старались
найти на классном часе ученики 8 а класса.
Надия Куанышевна вывела своих воспитанников
на открытый диалог.
В процессе беседы и после блиц-опроса ребята сами сделали
выводы о том, интернет не может заменить живое общение.
Хотя нужность и важность этого феномена отметил каждый.
В игровой форме восьмиклассники пытались показать свои
чувства и эмоции, обходясь без привычных смайликов.
И кое-кому это было трудно сделать!
Вместе со своими помощниками классный руководитель
подвела всех к выводу , что нужно соблюдать правила
пользования в сети и тогда жизнь будет реальной,
а не виртуальной!
Здоровье каждого в собственных руках!
Опубликовано на сайте школы:
http://30vol-s5.edusite.ru/DswMedia/informacionnyiybyulleten-.docx
Методическая разработка
Классный час
«Интернет-пространство.
Реалии и виртуальность»
8А класс
Классный руководитель 8А класса
МБОУ Наримановского района «СОШ № 4»
(Астраханская область,
Наримановский район, с.Волжское)
Абдрахманова Надия Куанышевна
Пояснительная записка
Классный час проводится в форме беседы с элементами тренинга и ролевой игры.
Цель:
-
Ответить на вопрос: « Интернет – друг или враг»
-
Узнать, как правильно нужно организовывать свою работу в сети Интернет, чтобы не быть затянутым в виртуальную реальность;
Задачи:
1.Рассмотреть виртуальное общение с позиции общения в целом
2. Выявить положительные и отрицательные стороны виртуального общения
3. Рассмотреть виртуальное общение с точки зрения формирования зависимости.
Расстановка мебели - полукруг из стульев, учитель – в центре.
Оборудование – бумага, ручки, раздаточный материал.
Форма классного часа: дискуссия с элементами ролевой игры.
Время - 45 минут.
Ожидаемые результаты:
-формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
- повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
Сценарий классного часа
У-М: Добрый день, сегодня я проведу с вами классный час, но перед тем, как мы начнем, посмотрите по сторонам и скажите, какого обязательного атрибута сегодняшней жизни не хватает в этом кабинете? (либо присутствует)
У-М: Почему вы считаете, что компьютер в наше время является необходимостью? Для чего чаще всего используете компьютер вы? Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях? Кто зарегистрирован более чем в одной социальной сети?
Всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб-странички. Большинство интернет-зависимых подсели на сервисы, связанные с общением. По статистике, самые заманчивые характеристики таких контактов: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота в использовании (37%). Таким сеть нужна для получения социальной поддержки, возможности творения виртуального героя (создания нового Я).
В настоящее время ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд категорий патологических пристрастий. Интернет-зависимыми сегодня являются более 10% пользователей Сети. Согласно данным исследований 25% интернет-зависимость приобретают в течение полугода с начала работы в Интернете. «Интернетомания» приводит почти к такому же разрушению личности, как алкоголизм и наркомания.
Сообщение ученика о симптомах Интернет-зависимости.
В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК
заметно больше чем вреда.
Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.
Основными показателями, характерными для Интернет - зависимости, являются следующие психологические и физические симптомы.
Психологические симптомы:
– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
– невозможность переключиться на другую деятельность;
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
– предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к Интернету;
– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, работе и семье, обман работодателей или близких людей;
– неисполнение своих основных профессиональных, в том числе учебных, обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
Физические симптомы:
– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
– сухость в глазах;
– головные боли по типу мигрени;
– боли в спине;
– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
– пренебрежение личной гигиеной;
– расстройства сна, изменение режима сна.
Ребята, давайте подумаем, почему мы очень часто выбираем виртуальное общение? Заполните таблицу, каждый должен коротко ответить на вопрос «Почему я выбираю виртуальное общение?»
Почему я выбираю общение в сети?
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. и т. д. |
Стихотворение «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»
«Я люблю
рассказывать о своем
настроении по
Интернету.
Здесь не слышно как дрожит
голос.
Я хотел бы жить в Сети….»
Странная штука жизнь виртуальная,
Хоть электронная - все же реальная
Те же в ней страсти, любовь и пороки,
Те же по жизни у всех замороки...
Здесь проще общаться, труднее обидеть
Здесь можно любить, и увы - ненавидеть
Здесь можно казаться в полжизни моложе,
А кто помоложе - те выглядят строже
Здесь внешность зависит от воображения,
Любви к фотошопу и искажениям
И внутренний мир здесь заметней, чем внешний
Ну.. лжи и обмана здесь больше, конечно
После учитель озвучивает рейтинг полученных ответов, что позволяет сформулировать цели подростков при общении в виртуальных сетях. Желательно, чтобы учащиеся сами сделали выводы с подачи учителя.
Сообщение ученика Виртуальность и реальность: человек меж двух огней
У-М: Давайте смоделируем ситуацию общения в сети, возьмите листочки и напишите на них свое виртуальное имя. Кто может объяснить, почему выбрали именно это имя? Что, по-вашему, оно выражает? А почему вы не хотите назвать свое настоящее имя?
Выводы: под чужим именем легко говорить и делать все, что угодно и не нести за это никакой ответственности.
У-М: Давайте смоделируем ситуацию в виртуальной сети. Игра « Леопольд». Мне нужно шесть добровольцев.
По жребию определяется мышь, коты и Леопольд. Задача котов – убедить мышь дружить с ними, Задача мыши – угадать, кто из них Леопольд, все остальные коты – хищники. По окончании игры важно ответить, почему выбран тот или иной кот, зрители могут высказать свое мнение. В данном упражнении хорошо видны все стороны виртуального знакомства. При личном общении мы можем судить о намерениях человека по жестам, взглядам и т.д. В виртуальном пространстве такой возможности нет.
У-М: В сети происходит, примерно, то же самое, мы не знаем, кто скрывается под маской собеседника, и каковы будут последствия такого общения. В живом же общении у нас есть возможность оценить собеседника, составить представление о нем. Давайте проведем эксперимент, на доске изобразите графически эмоции указанные в списке. Остальные сделают то же самое в игре.
Радость. |
Удивление. |
Разочарование. |
Подозрительность. |
Грусть. |
Холодное равнодушие. |
Спокойствие. |
Заинтересованность. |
Уверенность. |
Желание помочь. |
Усталость. |
Волнение. |
Игра «Эмоция» Участники получают карточку с эмоцией, необходимо произнести слово «Здравствуйте» с нужной интонацией, остальные определяют, что это за эмоция.
Выводы: в результате данной игры учащиеся отмечают, что выразить «живую» эмоцию очень сложно, некоторые учащиеся отмечают, что за виртуальным общением разучились говорить, снизился словарный запас.
У-М: Сравним результаты, вывод достаточно однозначен, живое общение намного многограннее, смайликов, которые бы отразили все эмоции списка не хватает, тем не менее, выбирать вам, но помните, что если вы проводите слишком много времени в сети, постепенно вы перестаете замечать реальность, виртуальный мир вытесняет ее, формируется стойкая зависимость, избавиться от которой практически невозможно без помощи специалистов.
И в заключении. Хотим мы этого или не хотим, но виртуальное пространство существует. Оно плотно вошло в жизнь каждого человека. Не знание и не понимание особенностей межличностного общения в нём приводит к дезориентации собеседников и снижения их толерантности, зачастую переходящую в интолерантность. Культуру и этику общения в ВИП должно и нужно прививать с раннего возраста. Необходимо учить этому и воспитывать также, как учат жить и общаться в реальном мире.
Умение правильно и адекватно воспринимать зафиксированные в тексте мысли, принимать мнение другого человека, умение дискутировать – вот, чему всем необходимо учиться в виртуальном пространстве.
Список используемых источников:
-
ipk.68edu.ru›…bezopasnostdeti/nedelya-internet.pdf – Методика организации недели «Безопасность Интернет»
-
http://www.kindergenii.ru/metodiki/informatika.htm Сухорукова Елена Анатольевна Презентация «Правила безопасной работы в сети Интернет»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей