«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики».
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: голосов:1просмотров: 2179 комментариев: 1
«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики».
Ермакова Елена Владимировна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»
Навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Остановлюсь на некоторых приемах их формирования.
-
Обучение самоконтролю в форме сравнения.
С готовым образцом выполнения задания начинаю с первых уроков в пятом классе. По сложившейся практике, учитель должен ежедневно проверять домашние работы школьников. Когда на следующий день ученики получают проверенные тетради, их в лучшем случае интересует оценка: ведь к этому дню они выполнили уже другую работу, именно она сейчас в их памяти и вникать в ошибку предыдущей работы станут лишь немногие. Поэтому я поступаю следующим образом: полное решение домашней работы заготавливается на интерактивной доске или на закрытой части доски и предлагаю ученикам самостоятельно сверить свою работу с образцом. При этом учащиеся высказывают свои замечания по оформлению, задают вопросы, обсуждаются другие возможные способы решения. Затем учащиеся ставят себе оценку (критерии называются), и сдают тетради на проверку учителю. Я проверяю качество самопроверки и объективность выставления оценок, делаю при необходимости замечания в письменной или устной форме, даю рекомендации. И так каждый день.
Уже во второй четверти необходимость ежедневной перепроверки выполнения домашней работы отпадает, контроль учителя становится выборочным.
-
Самоконтроль по личному результату (ответу).
Во время самостоятельной работы ученики сравнивают полученный ответ с ответами, записанными на доске. Если ответы не совпадают, ученик ищет ошибку, используя памятку:
-
Проверь, верно ли записано условие;
-
Проверь ход выполнения задания (порядок действий, правильность использования теоретического материала), нахождение неизвестного компонента уравнения.
-
Проверь, нет ли вычислительных ошибок (используй «прикидку»)
-
Если ошибка не найдена, обратись к учителю, соседу по парте, более внимательному ученику.
На полях, напротив ответа ставится «+» или «-» (верно или неверно). По окончании самостоятельной работы ученик подсчитывает количество плюсов, ставит себе оценки (критерии называются) и сообщает её учителю. Сразу эта оценка в журнал не выставляется, её надо подтвердить на следующем уроке результатом выполнения проверочной работы.
-
Способствует формированию потребности в самоконтроле выполнение провоцирующих заданий. Например: Сколько потребуется цифр, чтобы записать двенадцатизначное число?; Какие из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 являются простыми ?
Вопросы: Верно ли выполнено задание? Найди ошибку (У отвечающего у доски или специально допущенную учителем) также формируют критическое, но конструктивное отношение к деятельности сначала чьей-то, а затем и своей. Побуждение к анализу (рецензированию) и оценке устных ответов одноклассников приучать контролировать собственные ответы.
В конце четверти (полугодия) предлагаю ученикам ответить на вопросы анкеты:
-
Удовлетворен ли ты результатом своей учебы в этой четверти?
-
Как изменилась твоя оценка по предмету по сравнению с предыдущее ? (повысилась, понизилась)
-
Считаешь ли ты, что эта оценка действительно объективно отражает уровень твоих знаний по предмету?
-
В чём ты видишь причину своей неудачи (своего успеха)?
-
Что ты должен сделать сам, чтобы улучшить свои знания по предмету?
-
Какая помощь учителя тебе требуется?
Данная методика развивает у учащихся навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки не только на уроках математики, но и на других уроках.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
Учитель показал в статье свою активную гражданскую позицию по отношению к школьникам, отсутствие равнодушия к воспитанникам, некоторые приемы анализа своей педагогической деятельности.
Для полного обобщения опыта не хватает предложений практической реализации. Следует увеличить поле деятельности для рассмотрения, например, всех видов рефлексии, а не только в конце четверти (полугодия).
Можно сказать, для учителя - это только начало обобщения педагогического опыта. Постепенно будет накапливаться материал, появятся свои педагогические находки, вот тогда опыт можно будет обобщить в полной мере.