Развитие музыкально - ритмических способностей воспитанников фольклорного коллектива
Василькова Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества Рудничного района Г. Кемерово»
«Развитие музыкально – ритмических способностей воспитанников фольклорного коллектива»
Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в младшем школьном возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества детей (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально – чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально – эстетического воспитания, которые используются в работе с детьми.
Б. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.
Б. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению материала и развитию музыкальности детей.
Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.Орф) подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского ансамбля как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
Ансамбль детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально – ритмических способностей, памяти. Создание таких ансамблей – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие ансамбля детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности воспитанников и повышает его интерес к музыке.
Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально – выразительная, образно – поэтическая, художественно – смысловая.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства.
Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи. Проблема воспитания музыкально – ритмического чувства тем самым усложняется.
Что является критерием при решении музыкально – ритмических задач? Прежде всего, чувство музыкального ритма, т.е. критерий эмоциональный. Ритм в музыке является выражением эмоционального содержания. Данное ритмическое движение отличается от всякого другого тем, что оно и только оно имеет совершенно определенную выразительность.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Известно, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, помогает воспитанникам выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость.
Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать знаки и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у воспитанников верное темпоощущение.
Игра в ансамбле требует, прежде всего, синхронности исполнения, метро – ритмической устойчивости, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга. Игра на ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов.
У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально – ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Детский ансамбль — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского ансамбля: ударный (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), однородный ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный ансамбль (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — ударный ансамбль. Его можно организовать уже с детьми младшего школьного возраста.
Основной формой занятий ансамбля на ударных инструментов является урок, в котором, обязательно продумываются различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используются формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий.
Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность детей на занятиях, тем эффективнее происходит процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.
Занятия включают в себя следующие виды музыкальной деятельности:
1) восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности);
2) разбор произведения (характер музыки, темп, размер, прохлопывание ритмического рисунка);
3) исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах).
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.
Для определения уровня развития музыкально – ритмических способностей, используются трехбалльная система, где
3 – это показатель высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – начальный уровень.
В процессе диагностирования выявляются группы ребят с начальным уровнем развития музыкально – ритмических способностей, средним или высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят помогает определить основные проблемы детей и подобрать в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений.
Ребятам с высоким уровнем развития музыкально – ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.
Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.
Однако опора педагога только на лучших воспитанников может вызвать торможение в музыкальном развитии всего ансамбля, поэтому также необходимо индивидуально заниматься с теми, кто испытывает трудности в освоении музыкально – ритмического материала.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав детскую русскую народную песню, которую дети поют можно поставить их в круг, где они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, всем вместе определить, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяются инструменты между ребятами.
Сначала, каждый индивидуально воспроизводит свою партию, подыгрывает мелодии песни, которую исполняет концертмейстер. Потом проходит работа по парам, по группам инструментов, и, как следствие, игра всем ансамблем.
В этом случае, всегда говорится ребятам, чтобы они не играли громко, слушали себя, своего соседа и других участников ансамбля, и, конечно, чтобы слышали основной инструмент, который играет мелодию. Если игра на инструментах происходит под пение, то очень важно, чтобы инструменты его не заглушали.
В работе над темой самообразования была поставлена цель развития музыкально – ритмических и творческих способностей воспитанников на занятиях по образовательной программе «Русские народные инструменты фольклорной традиции».
Опыт работы показал положительную динамику в развитии детей. Ребята узнали виды шумовых и ударных инструментов, способы и приёмы игры на них, научились правильно использовать музыкально – ритмические движения, сочетать их с музыкой, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без неё, сольно и в ансамбле, исполнять простые и более сложные произведения, научились играть в коллективе, слушать друг друга в ансамбле.
В результате происходило не только развитие музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся, но и общее развитие детей, их психических процессов, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно и необходимо для детей младшего школьного возраста.
Возрос интерес ребят к занятиям, были получены положительные отзывы родителей и слушателей на концертах.
Используемая литература:
1. Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.
2. Э. П.Костина « Камертон »– программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.
3. Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству». Издательство «Аквариум», Москва, 1997г.
4. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества». Издательство «Аквариум», Москва, 1999г.
5. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду». Издательство «Просвещение», Москва, 1982г. Стр.179-210.
6.«Музыка в школе».№5, 2008г. Стр.58.
7.«Музыка в школе».№2, 2006г. Стр.55-58,63-64.
8. «Музыка в школе».№ 1, 2008г. Стр.39-40.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»