Рабочая программа по русскому языку для 4 класс ФГОС Система Л.В.Занкова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5
«Гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей начальных классов Протокол № ___ от______ 2014г |
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» _____________В.Н. Подлиповская «____» __________________2014г |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
___________ Н.В.Котельникова
«____» _________________2014г
Заместитель директора по МР
______________ О.А.Евсеева
«____» ________________2014г
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от_____ 2014г_
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
для 4 б класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: С.В.Коровянская
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка.
-
Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа…….. (стр.3).
-
Общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета………………… (стр.3).
2.Общая характеристика учебного предмета……………………………………… (стр.4-5).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………………………. (стр.5).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………………….. (стр.5-6).
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…. (стр.6-9).
6.Содержание учебного предмета………... (стр.9-10).
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………………….(стр.11-38).
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………. (стр.40).
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса МАОУ №5 «Гимназия» на 2014-2015 учебный год разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ №5 «Гимназия» на 2014-2015 учебный год;
-учебного плана МАОУ №5 «Гимназия» на 2014-15гг;
-Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности;
-примерной программы автора А.В.Поляковой «Русский язык» (сборник программ начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.,) 2011 г., утвержденной МО РФ.
Цели курса:
- познавательная – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
-
Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
Обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
Обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
-
Воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущую роль теоретических знаний в обучении;
- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другим и дополнительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно
базисному (образовательному) плану
образовательных учреждений РФ всего
на изу-
чение русского языка в 4 классе
отводится 170 ч. (5 ч в неделю, 34 учебные
недели).Согласно действующему в ОУ
учебному плану рабочая программа
предусматривает органи-
зацию процесса
обучения в объеме 170 часов. С учетом ФГОС
второго поколения реализуется программа
базового уровня. С учетом специфики
класса выстроена система учебных занятий
(уроков), спроектированы цели, задачи,
ожидаемые результаты обучения (планируемые
результаты), что представлено ниже.
I четверть – 45 ч
II четверть– 35 ч;
III четверть – 37 ч;
IV четверть – 53 ч.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущее
место предмета «Русский язык» в системе
общего образования обусловлено тем,
что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством
межнационального общения. Изучение
русского языка способствует формированию
у учащихся представлений о языке как
основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе
национального самосознания. В процессе
изучения у учащихся начальной школы
формируется позитивное эмоционально
- ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная
и письменная речь является показателем
общей культуры человека.
На уроках
русского языка ученики получат начальное
представление о нормах русского
лите-ратурного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативной задачи. Русский
язык является для учащихся основой
всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении
русского языка во многом определяют
результаты обучения по другим школьным
предметам.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К концу 4-го года обучения
Обучающиеся узнают:
– о личных местоимениях;
– о предлогах перед местоимениями;
– о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий;
Научатся и запомнят:
– склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
– склонение имен прилагательных во множественном числе;
– правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
– понятие о неопределенной форме глагола;
– изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
– глаголы 1–2-го спряжений;
– правописание безударных личных окончаний глаголов;
– мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
– изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
– обозначение гласных и согласных в приставках;
– правописание частицы не с глаголами;
– правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );
– виды предложений.
Учащиеся научатся:
– ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
– устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
– распознавать местоимения, определять их число и лицо;
– писать раздельно местоимение с предлогом;
– правильно писать падежные окончания прилагательных;
– подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
– определять время, число и спряжение глаголов;
– спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
– распознавать неопределенную форму глаголов;
– писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
– писать не с глаголами раздельно;
– писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
– писать диктанты различных видов;
– объяснять орфограммы по пройденному материалу;
Овладеют компетенциями:
коммуникативной;
рефлексивной;
ценностно-ориентированной;
смыслопоисковой;
личностного саморазвития;
Будут способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
– работать со словарями (алфавит);
– соблюдать орфоэпические нормы;
– создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
– овладевать нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
6.Содержание учебного предмета.
4 класс (170 часов)
Предложение.
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Второстепенный член предложения обстоятельство (ознакомление).
Местоимение.
Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1го, 2го и 3го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Правописание приставок.
Глаголы.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицами числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы ти, ть и глаголы на чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы - исключения.
Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2го лицав единственном числе.
Неопределенная форма ться и 3е лицо тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов о и е.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с, из, до (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в, на, за (вправо, налево, засветло).
Имя прилагательное.
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов ск, н, ист.
Текст. Речь.
Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.
Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту(рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.
Составление плана к собственному сочинению.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Учебно-тематическое планирование (170 часов)
Темы и основное содержание |
Всего уроков |
Теория |
Практика |
Контрольные уроки |
Проектная деятельность |
Фонетика |
10 |
5 |
2 |
3 |
|
Грамматика |
100 |
80 |
15 |
4 |
|
Правописание |
30 |
23 |
4 |
3 |
|
Развитие речи |
30 |
20 |
9 |
2 |
2 |
Итого |
170 |
128 |
30 |
12 |
2 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс (170 часов)
№ п.п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Виды деятельности учащихся |
|
План |
Факт |
|||||
1 |
|
|
Виды предложений. Сложное предложение |
1 |
Распознавание сложных предложений. Обнаружение различного смысла, присущего частям сложного предложения, грамматически выступающего в качестве основы предложения. Способы распознавания сложного предложения, отличие его от простого распространенного. |
Формировать представления о сложном предложении. |
1 Раздел |
|
|
Сложное предложение |
|
|
|
2 |
|
|
Административная стартовая контрольная работа. |
1 |
Определение изученных в 3 классе видов орфограмм. |
Писать под диктовку, распознавать виды изученных орфограмм за курс 3 класса. |
3 |
|
|
Работа над ошибками, допущенными в стартовой работе. Союзы в сложном предложении. |
1 |
Определение связи слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания. |
Формировать представление о способах соединения простых предложений в сложное. |
4-5 |
|
|
Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
2 |
Сложное предложение и предложение с однородными членами. Постановка знаков препинания. Сложные предложения и простые с однородными членами. |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. |
6 |
|
|
Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами |
1 |
Отработка умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения; разбирать предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. |
7 |
|
|
Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами |
1 |
Отработка умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения; разбирать предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. |
8 |
|
|
Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами |
1 |
Отработка умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами предложения; разбирать предложения разной конструкции по частям речи и по членам предложения, расставлять знаки препинания |
Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. |
2 раздел |
|
|
Местоимение |
|
|
|
9 |
|
|
Общее понятие о местоимении. |
1 |
Понятие местоимения, различное употребление местоимений в речи. На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи. Личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа. |
Иметь представление о местоимении (общее понятие). |
10 |
|
|
Местоимение. |
1 |
Понятие местоимения, различное употребление местоимений в речи. На основе характеристики местоимений определить отличие местоимений от других частей речи. Употребление местоимений, когда местоимения не заменяют другие части речи. Личные местоимения1-го. 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа. |
Иметь представление о местоимении (общее понятие). |
11 |
|
|
Входной контроль
|
|
Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу. |
Применять правила правописания. Писать под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания. |
12 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок . |
Применять правила правописания. Находить ошибки в тексте, исправлять, основываясь на способы проверки орфограмм. |
13 |
|
|
Личные местоимения Склонение личных местоимений. |
1 |
Личные местоимения. Лицо местоимений. Согласование местоимения с существительным , на которое оно указывает. Склонение местоимений 3-го лица. Составление предложения, используя местоимения в данных падежных формах. Вывод о совпадении основ в косвенных падежах местоимений м. р. и ср. р.; Р. п.и В. п. |
Применять правила правописания. Находить ошибки в тексте, исправлять, основываясь на способы проверки орфограмм. Склонять личные местоимений, уметь без ошибок списывать текст. |
14 |
|
|
Склонение местоимений 3-го лица. |
1 |
Склонение местоимений 3-го лица. |
Склонять личные местоимений, уметь без ошибок списывать текст. |
15-16 |
|
|
Предлоги перед местоимениями. |
2 |
Изменение местоимений с предлогами. Раздельное написание местоимений с предлогами. Изменение местоимений с предлогами при склонении. Правило правописания местоимений 3-го лица в косвенной форме без предлога. Правописание предлогов с местоимениями. |
Иметь представление об изменении местоимений с предлогами. |
17 |
|
|
Предлоги перед местоимениями. |
1 |
Изменение местоимений с предлогами. Раздельное написание местоимений с предлогами. Изменение местоимений с предлогами при склонении. Правило правописания местоимений 3-го лица в косвенной форме без предлога. Правописание предлогов с местоимениями. |
Иметь представление об изменении местоимений с предлогами. |
3 раздел |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
|
|
|
18 |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Приставка. Правописание гласных в приставках. Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками. |
Развивать умения правильно писать приставки. |
19 |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках. Тест «Местоимение» |
1 |
Приставка. Правописание гласных в приставках. Смысловое значение слов, употребляемых с разными приставками. Проверка навыка употребления местоимений в тексте, определения падежа, лица и числа местоимения. Проверка умения учащихся писать предлоги с местоимениями, склонять местоимения. |
Развивать умения правильно писать приставки. Распознавать предлоги перед местоимениями, писать раздельно местоимения с предлогами. |
20 |
|
|
Обучающее изложение с элементами сочинения по теме «Ландыши». |
1 |
Составление текста на заданную тему. |
Высказывать свои мысли письменно. |
21 |
|
|
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Исправление ошибок в сочинении. Подведение итогов по пройденной теме. Упражнение в правописании гласных и согласных в приставках. Правописание предлогов и приставок. |
Осознавать причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах. Получить представление о правописании приставок. Уметь отличать правописание предлогов и приставок. |
22 |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Упражнение в правописании гласных и согласных в приставках. Правописание предлогов и приставок. |
Отличать правописание предлогов и приставок, производить разбор предложений по составу. |
23 |
|
|
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
Упражнение в правописании гласных и согласных в приставках. Правописание предлогов и приставок. |
Отличать правописание предлогов и приставок. |
4 раздел |
|
|
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
|
|
|
24 |
|
|
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Настоящее время глагола. |
1 |
Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.Определение лица и числа глаголов настоящего времени. |
Формировать представление об изменении глаголов по лицам и числам. |
25-26 |
|
|
Личные окончания глаголов. |
2 |
Понятие о личных окончаниях глаголов настоящего времени единственного и множественного числа. Личные окончания глаголов в настоящем времени. |
Получить представление о личных окончаниях глаголов в настоящем времени. |
27 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок». |
1 |
Применение разных способов проверки слов. |
Овладеть навыками правописание приставок. |
28 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок. Подведение итогов по пройденной теме. |
Выполнять работу над ошибками. |
29 |
|
|
Будущее простое время глаголов. |
1 |
Понятие о будущем простом и сложном времени. Развитие умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени |
Формировать представление об изменении глаголов в будущем времени по лицам и числам. |
30-31 |
|
|
Будущее простое время глаголов. Текст. |
2 |
Понятие о будущем простом и сложном времени. Развитие умения различать глаголы в будущем простом и сложном времени |
Изменять глаголы в будущем простом и настоящем времени по лицам и числам. |
5 раздел |
|
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
|
|
|
32 |
|
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. |
1 |
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам .Наблюдение за особенностью в произношении окончаний женского и среднего родов. Определение рода и числа глаголов. |
Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. |
33-34 |
|
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. |
2 |
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного. |
Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам. |
35 |
|
|
Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам». |
1 |
Проверка умения определять время, число, лицо (род) глаголов; разбор предложения по частям речи и членам предложения. |
Применять изученные орфограммы, определять время число глаголов. |
36 |
|
|
Обучающее изложение «Туман на море». |
1 |
Работа с текстом. Формирование умения делить текст на части по данному плану, излагать содержание текста. Формирование умения точно употреблять слова в речи. |
Применять изученные орфограммы излагать текст по плану. |
37 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Работа над ошибками. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых опущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Речь. Текст. |
Выполнять работу над ошибками. |
38 |
|
|
Связь слов в глагольных словосочетаниях. |
1 |
Глагольное управление одно из видов связи слов в предложении. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, Совершенствование умения устанавливать связь слов в предложении, употреблять форму существительного в зависимости от глагола (с предлогом или без предлога) |
Формировать знания о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. |
39 |
|
|
Связь слов в глагольных словосочетаниях . |
1 |
Определение глагольных словосочетания. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, Совершенствование умения устанавливать связь слов в предложении, употреблять форму существительного в зависимости от глагола (с предлогом или без предлога) |
Развивать умения определять глагольные словосочетания. |
40 |
24.10 |
|
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов». |
1 |
Проверка знаний и умений учащихся в определении времени, лица, числа (рода) глаголов; разбор глаголов по составу. |
Применять полученные знания на практике. |
6 раздел |
|
|
Неопределенная форма глагола |
|
|
|
41 |
27.10 |
|
Работа над ошибками Неопределённая форма глагола. |
1 |
Исправление ошибок. Подведение итогов по пройденной теме. Проверка знаний и умений учащихся в определении времени, лица, числа (рода) глаголов; разбор глаголов по составу Неопределённая форма глагола: суффиксы, вопросы. Отсутствие словоизменения. |
Выполнять работу над ошибками. Формировать представление о неопределённой форме глагола. |
42 |
28.10 |
|
Неопределённая форма глагола. |
1 |
Способ нахождения основы неопределённой формы. Разбор глагола в неопределенной форме по составу. |
Применять знания о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. Определять связь слов в предложении по вопросам. |
43 |
29.10 |
|
Роль неопределённой формы глагола в предложении |
1 |
Составное сказуемое в сравнении с простым сказуемым. Роль неопределённой формы глагола. Совершенствование умения находить в тексте образные выражения. |
Определять связь слов в предложении определяется по вопросам. |
44 |
30.10 |
|
Образование глаголов в прошедшем времени. |
1 |
Особенности образования глаголов в прошедшем времени. Понятие основы слова. |
Получить представление о словообразующих и формообразующих суффиксах. |
45-46 |
31.10 |
|
Правописание частицы не с глаголом. |
2 |
Служебные части речи. Отрицательная частица не, правописание этой частицы с глаголами. |
Распознавать неопределённую форму глагола; – писать частицу не с глаголом. |
47 |
|
|
Правописание частицы не с глаголом. |
1 |
Служебные части речи. Отрицательная частица не, правописание этой частицы с глаголами. |
Распознавать неопределённую форму глагола; – писать частицу не с глаголом. |
48 |
|
|
Правописание частицы не с глаголом. |
1 |
Служебные части речи. Отрицательная частица не, правописание этой частицы с глаголами. |
Распознавать неопределённую форму глагола; – писать частицу не с глаголом. |
7 раздел |
|
|
Первое и второе спряжение глаголов |
|
|
|
49 |
|
|
I и II спряжение глаголов. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Понятие о спряжении глаголов. |
Получить представление о спряжении глаголов. |
50 |
|
|
I и II спряжение глаголов. |
1 |
Определение спряжения глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Правописание ударных окончаний глаголов. Совершенствование умения находить в тексте олицетворения. |
Развивать умения определять спряжение глагола, познакомить с личными окончаниями глаголов. |
51 |
|
|
I и II спряжение глаголов. |
1 |
Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения. Таблица. Совершенствование умения образовывать глаголы с помощью суффиксов. |
Развивать умения определять спряжение глагола, познакомить с личными окончаниями глаголов. |
52 |
|
|
Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Способ определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
Получить представление о безударных личных окончаниях. |
53-54 |
|
|
Спряжение глаголов. |
2 |
Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
Формировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Спрягать глаголы, правильно писать личные окончания. |
55-56 |
|
|
Глаголы-исключения. |
2 |
Понятие о глаголах-исключениях. Правописание безударных окончаний глаголов. Спряжение глаголов с приставками. |
Получать представление о глаголах-исключениях. Изучать глаголы-исключения I и II спряжения. |
8 раздел |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
|
|
57 |
|
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
1 |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
Развивать умения написания безударных окончаний глаголов. |
58-59 |
|
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
2 |
Обобщение способов определения правильного написания безударного окончания глаголов. Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо. |
Изучать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов. |
60 |
|
|
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов». |
1 |
Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов, синтаксический разбор предложения, разбор глаголов по составу. |
Писать под диктовку текст, который читают законченными целостными фразами. |
61 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок . Подведение итогов по пройденной теме. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Правописание безударных окончаний глаголов. Обобщение полученных знаний |
Применять правила правописания. Писать под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания. |
9 раздел |
|
|
Наречие. |
|
|
|
62 |
|
|
Наречие. |
1 |
Наречие, основные признаки – неизменяемость и примыкание к другим частям речи. Роль наречий в предложении. |
Формировать представление о наречиях как неизменяемой части речи. |
63-64 |
|
|
Наречие. |
2 |
Дополнение предложений наречиями, правильная постановка вопросов, члены предложения, к которым примыкают наречия. |
Формировать представление об основных признаках наречий: неизменяемость и примыкание к другим частям речи. |
65-66 |
|
|
Значение наречий. |
2 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. На основе осмысления разных типов связи наречий с другими частями речи в предложении познакомить со значениями наречий. |
Формировать представление о наречиях, расширять запас слов, необходимых для учебного и бытового общения; |
67 |
|
|
Административная контрольная работа за 1-е полугодие. |
1 |
Проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися по грамматике, орфографии и синтаксису за I полугодие; проверить умение применять теоретический материал на практике. |
Применять полученные знания. |
68 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок .Подведение итогов по пройденной теме. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Образование наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов.Формирование умения разбирать наречия по составу |
Писать под диктовку текст, который читают законченными целостными фразами |
69 |
|
|
Образование наречий от прилагательных. |
1 |
Образование наречий от других частей речи; различение наречий, образованных от имен Прилагательных. |
Получить представление об образовании наречий от прилагательных. |
70 |
|
|
Правописание наречий. |
1 |
Правописание наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками в-, на-, за-. |
Уметь без ошибок каллиграфическим почерком списать текст. |
71 |
|
|
Правописание наречий с приставками. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. |
Находить способ проверки написания слова. |
72-73 |
|
|
Способы образования наречий. Правописание наречий с приставкой по-. |
2 |
Правописание наречий: о и е на конце наречий с приставкой по- |
Запомнить способы образования наречий. |
74-75 |
|
|
Правописание наречий. |
2 |
Правописание наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- и с приставками в-, на-, за-. |
Запомнить: -о,
-е пишется
на конце наречий с приставками -а
на конце наречий |
76 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание наречий». |
1 |
Проверить правописание наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- , с приставками в-, на-, за- и с приставкой по- |
Выучить способы образования наречий. |
77 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок . Подведение итогов по пройденной теме. Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. |
|
78 |
|
|
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». |
1 |
Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении - описании. Формирование умения составлять текст. |
Создавать в устной и письменной форме несложный текст по интересующей теме . |
79 |
|
|
Редактирование сочинения. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. |
Находить способ проверки написания слова. |
10 раздел |
|
|
Второстепенные члены предложения |
|
|
|
80 |
|
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
1 |
Второстепенный член предложения – обстоятельство. |
Сформировать представление об обстоятельстве и его отличии от дополнения. |
81 |
|
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
1 |
Формировать умения определять обстоятельства. Отличие обстоятельства от дополнения. |
Отличать обстоятельство от дополнения. |
82 |
|
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места. |
1 |
Классификация обстоятельств. Формирование умения находить обстоятельство места в предложении. |
Разбирать предложения по членам; – группировать выделенные слова по частям речи. |
83 |
|
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени. |
1 |
Классификация обстоятельств. Формирование умения находить обстоятельство времени в предложении. |
Определять члены предложения. |
84 |
|
|
Изложение по теме : «Серебряный хвост». |
1 |
Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст |
Составлять текст- повествование. |
85 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. |
Находить способ проверки написания слова. |
86 |
|
|
Обстоятельство места и времени. |
1 |
Классификация обстоятельств. Формирование умения находить обстоятельство места и времени в предложении. |
Выписывать словосочетания с глаголами (глагольные словосочетания); разбирать предложения по членам. |
87 |
|
|
Обстоятельства образа действия. |
1 |
Классификация обстоятельств. Формирование умения находить обстоятельство образа действия в предложении. |
Разбирать предложение по членам. |
88-90 |
|
|
Классификация обстоятельств по видам. |
3 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Классификация обстоятельств. |
Разбирать предложения по членам. Устанавливать взаимосвязь слов в предложении по вопросам. |
11 раздел |
|
|
Склонение имен прилагательных |
|
|
|
91-93 |
|
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы (с твёрдой основой). |
3 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Определение падежа имён прилагательных. |
Формировать представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой, определять род и число прилагательного, выделять основу, поставить прилагательное в нужном падеже, определить род и падеж; подбирать однокоренные слова. |
94-95 |
|
|
Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. |
2 |
Склонение имен прилагательных, падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы. |
Склонять имена прилагательные, составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями, определять падеж, число и род имен прилагательных.Формировать представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса. |
96 |
|
|
Проверочная работа по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой». |
1 |
Проверка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса. |
Составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями, определять падеж, число и род имен прилагательных. |
97 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Прилагательные женского рода с твёрдой основой, окончания, падеж. |
|
98-100 |
|
|
Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой. |
3 |
Прилагательные женского рода с твёрдой основой, окончания, падеж. |
Ставить прилагательные в нужном падеже, указать род число и падеж прилагательного. |
101-102- |
|
|
Склонение прилагательных во множественном числе. |
2 |
Прилагательные во множественном числе, окончания, падеж. |
Формировать представление о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании, определять род, число, падеж прилагательного; определять наречия в тексте; группировать прилагательные по падежам. |
103 |
|
|
Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных во множественном числе». |
1 |
Контрольное списывание. Проверка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе |
Списывать без ошибок текст каллиграфическим почерком. |
104 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. |
Находить разные способы проверки слов. |
105 |
|
|
Склонение
прилагательных мужского |
1 |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. |
Формировать представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. |
106 |
|
|
Склонение
прилагательных мужского |
1 |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж. |
Формировать представление о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное. |
107 |
|
|
Склонение
прилагательных мужского |
1 |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж. |
Формировать представление о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. |
108 |
|
|
Склонение
прилагательных мужского |
1 |
Склонение
прилагательных мужского |
Формировать представление о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже. |
109 |
|
|
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой |
1 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой |
Правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой. |
110 |
|
|
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой». Словарный диктант |
1 |
Проверить знание правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных |
Применять имеющиеся знания на практике: правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой. |
111 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Склонение имен прилагательных женского рода с мягкой основой. определение падежа прилагательного, выделение его окончания. |
Осознавать причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах. |
112 |
|
|
Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой. |
1 |
Написание предложений с заданными словосочетаниями, письмо окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. |
Иметь представление о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой. |
113 |
|
|
Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Склонение имен прилагательных женского рода с мягкой основой. определение падежа прилагательного, выделение его окончания. |
Записывать предложения с заданными словосочетаниями; писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. |
114 |
|
|
Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки |
1 |
Написание предложений с заданными словосочетаниями, письмо окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. |
Сопоставлять алгоритм проверки правописания падежных окончаний прилагательных; находить в тексте слова с переносным значением. |
115 |
|
|
Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. |
1 |
Формировать навык правописания окончаний прилагательных , учить способам проверки. |
Грамотно писать падежные окончания имён прилагательных. |
116 |
|
|
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных». |
1 |
Проверка правописания безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. |
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. |
117 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок в диктанте .Подведение итогов по пройденной теме. |
Применять алгоритм проверки правописания падежных окончаний прилагательных; находить в тексте слова с переносным значением. |
|
|
|
|
|
|
|
118-120 |
|
|
Склонение прилагательных во множественном числе. |
3 |
Склонение прилагательных во множественном числе |
Склонять имёна прилагательные во множественном числе. |
121 |
|
|
Обучающее сочинение-миниатюра. |
1 |
|
Создавать несложные тексты на определённую тему в форме повествования. |
122 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Работа над ошибками |
Применять правила правописания. |
123-125 |
|
|
Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса. |
3 |
Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса |
Образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов. |
126 |
|
|
Контрольная работа за 3-ю четверть. |
1 |
Проверка навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных, синтаксический разбор, разбор по составу прилагательных, различие единственного и множественного числа имён прилагательных |
Применять правила правописания. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания. |
127 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Способ образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов. |
Применять правила правописания. |
128 |
|
|
Сочинение –описание по картине И.И.Левитана «Март». |
1 |
Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в сочинении - описании. Формирование умения составлять текст. |
Создавать несложные тексты на определённую тему в форме повествования |
129 |
|
|
Редактирование сочинения. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. |
Находить разные способы проверки написания слов |
12 раздел |
|
|
Правописание глаголов |
|
|
|
130 |
|
|
Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь. |
1 |
Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь. |
Составлять нераспространённые предложения с данными глаголами; разбирать слова по составу; писать глаголы с суффиксами -ся, -сь |
131-132 |
|
|
Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь |
2 |
Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь. |
Составлять нераспространённые предложения с данными глаголами; – разбирать слова по составу; – писать глаголы с суффиксами -ся, -сь |
133-134 |
|
|
Правописание
«ь»
|
2 |
Правописание глаголов 2 лица с -ешь, -ишь. |
Составлять нераспространённые предложения с данными глаголами; – разбирать слова по составу; – писать глаголы с суффиксами -ся, -сь |
135-139 |
|
|
Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. |
5 |
Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. |
Находить в тексте сложные предложения с однородными членами; писать глаголы в неопределённой форме и в 3-м лице, возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице; группировать глаголы по разным признакам; грамотно списать текст |
140 |
|
|
Диктант по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице» |
1 |
Проверить навык написания глаголов в неопределенной форме, во 2 и 3 лице. |
Применять имеющиеся знания на практике. |
141 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок в диктанте Подведение итогов по пройденной теме. |
|
13 раздел |
|
|
Простое и сложное предложение |
|
|
|
142 |
|
|
Простое и сложное предложение. |
1 |
Составлять и записывать простое предложение с однородными членами. |
Составлять и записывать простое предложение с однородными членами; выделять в тексте однородные члены предложения; грамотно писать личные составлять и записывать простое предложение с однородными членами окончания глаголов и падежные окончания существительных. |
143-144 |
|
|
Простое и сложное предложение. |
2 |
Разбор предложений по членам, определять падеж имени прилагательного, вид речи, классифицировать предложения, правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. Навык написания по памяти предложения, знаки препинания; Заглавие текста, план текста. |
Разбирать предложение по членам, определять падеж прилагательного, вид речи. |
145 |
|
|
Простое и сложное предложение. |
1 |
Навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами. |
Классифицировать предложения. Изучать правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами |
146 |
|
|
Простое и сложное предложение. |
1 |
Навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами. |
Записывать по памяти предложения, расставить знаки препинания; объяснить изученные орфограммы |
147 |
|
|
Простое и сложное предложение. |
1 |
Навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами. |
Озаглавливать текст; – составить план текста; – записать по памяти часть текста |
14 раздел |
|
|
Речь |
|
|
|
148 |
|
|
Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. |
1 |
Формировать навык определения темы текста, основной мысли, определения теста по стилю, находить смысловые связи в тексте. |
Восстанавливать последовательность событий в тексте. |
149 |
|
|
Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. |
1 |
Текст, определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. |
Выделять главную мысль рассказа; – составить план рассказа; – определить спряжение глаголов; – определить вид текста по стилю |
150 |
|
|
Прямая речь. |
1 |
Прямая речь, представление о прямой речи и знаках препинания |
Иметь представление о прямой речи |
151-152 |
|
|
Прямая речь. |
2 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Систематизация изученных орфограмм. Навык правописания предложений с прямой речью, учить применять знаки пунктуации на практике. |
Различать и соблюдать интонацию основных типов предложений |
153 |
|
|
Комплексная итоговая работа. |
1 |
Проверка уровня сформированности ууд |
Применять изученные нормы орфографии и пунктуации |
154 |
|
|
Работа над ошибками. |
1 |
Исправление ошибок в диктанте. Подведение итогов по пройденной теме |
Осознавать причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах. |
155-156 |
|
|
Прямая речь. Знаки препинания при пря-мой речи. |
2 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки. Систематизация изученных орфограмм. Навык правописания предложений с прямой речью, учить применять знаки пунктуации на практике. |
Соблюдать орфоэпические нормы русского языка; – определять спряжение глагола; – определять главную мысль текста |
156 |
|
|
Учебно-деловая речь. |
1 |
Формировать навык в классификации предложений по стилю |
|
157 |
|
|
Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение. |
1 |
Формировать навык составления содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение). |
Высказывать свои мысли письменно |
158 |
|
|
Административная контрольная работа за год. |
1 |
Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу за 4 класс. |
Применять правила правописания. Писать под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания |
159 |
|
|
Упражнение на группировку текстов по стилю (диалог, монолог). |
1 |
Формировать и систематизировать навык работы с текстом, учить выполнять упражнения на группировку текстов по стилю. |
|
160 |
|
|
Фразеологизмы. Их значение в тексте. |
1 |
Фразеологизмы. Виды предложений. Олицетворения. Определение олицетворений в тексте. Использование олицетворений в письменной и устной речи |
Работать с фразеологическим словарём |
161 |
|
|
Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания на конце прямой речи. |
1 |
Повторение изученного. |
Различать и соблюдать интонацию основных типов предложений, типы предложений по цели высказывания и структуре |
162 |
|
|
Олицетворения в тексте. Образные сравнения. |
1 |
Повторение изученного. |
Находить в тексте олицетворения, сравнения |
163 |
|
|
Повторение. Простое и сложное предложение. |
1 |
Навык написания различных видов предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными членами. |
|
164 |
|
|
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок), конверты, инструкции, заявления. |
1 |
Навык написания различных видов текстов .разных стилей. предложений, умение находить их в тексте, письмо предложений с однородными |
Овладеть нормами русского речевого этикета в различных ситуациях |
165 |
|
|
Повторение. Правописание наречий. |
1 |
Повторение правописания наречий. Мини-контроль |
Овладеть нормами русского речевого этикета в различных ситуациях |
166 |
|
|
Сочинение по теме «Скоро лето». |
1 |
Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст |
Создать текст по заданной теме в форме повествования или описания |
167 |
|
|
Редактирование сочинений. |
1 |
Повторить основные орфограммы, пояснить, те в которых допущены ошибки, пояснить стилистические ошибки. Навык написания различных видов предложений. |
Редактировать текст. |
168 |
|
|
Обобщающий урок по теме «Речь» |
1 |
Виды текстов. Диалог, монолог. |
Применять имеющиеся знания на практике. |
169 |
|
|
Урок-КВН «Конкурс грамотеев». |
1 |
Проверка знаний учащихся по изученным темам. |
Применять имеющиеся знания на практике. |
170 |
|
|
Смотр знаний. |
1 |
Проверка знаний учащихся по изученным темам. |
Применять имеющиеся знания на практике |
Итого: 170 часов
Прохождение программы:
График проведения контрольных работ
Контрольная работа по теме |
Цель контрольной работы |
Дата проведения |
|
Административная стартовая контрольная работа. |
Определение «дифицитов» знаний по русскому языку на начало 4 класса. |
план |
факт |
Входной
контроль |
Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу. |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок». |
Проверить умение применять правила написания приставок и предлогов. |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов». |
Проверка знаний и умений учащихся в определении времени, лица, числа (рода) глаголов; разбор глаголов по составу. |
|
|
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов». |
Проверка знаний и умений учащихся в правописании безударных личных окончаний глаголов, синтаксический разбор предложения, разбор глаголов по составу. |
|
|
Административная контрольная работа за 1 полугодие |
Проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися по грамматике, орфографии и синтаксису за 1-е полугодие. |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание наречий». |
Проверить правописание наречий: о и е на конце наречий с приставками с-, из-, до- , с приставками в-, на-, за- и с приставкой по- |
|
|
Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных». |
Проверка правописания безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки. |
|
|
Контрольная работа за 3-ю четверть. |
Проверка навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных, синтаксический разбор, разбор по составу прилагательных, различие единственного и множественного числа имён прилагательных. |
|
|
Диктант по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице». |
Проверить навык написания глаголов в неопределенной форме, в 3 лице. |
|
|
Комплексная итоговая работа. |
Проверка уровня сформированности ууд. |
|
|
Административная контрольная работа за год. |
Проверить знания, умения и навыки, приобретённые учащимися по грамматике, орфографии и синтаксису за курс начальной школы. |
|
|
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой используется учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.Занкова:
-
Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 кл. М.2013 г: Просвещение.
2. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. М.:2011г Просвещение.
3. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 3-4 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров».2011
4. Яковлева С.Г. Итоговые контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Технические средства обучения:
-
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
-
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
-
телевизор (по возможности);
-
видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);
-
аудиоцентр/магнитофон;
-
диапроектор;
-
мультимедийный проектор (по возможности);
-
экспозиционный экран (по возможности);
-
компьютер (по возможности);
-
сканер (по возможности);
-
принтер лазерный (по возможности);
-
принтер струйный цветной (по возможности);
-
фотокамера цифровая (по возможности);
-
видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Экранно-звуковые пособия:
-
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-
видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
-
слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
-
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Оборудование класса:
-
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
-
стол учительский с тумбой;
-
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
-
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
-
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО