Активные методы обучения с применением современных информационных технологий на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий у школьников
Фамилия, Имя, Отчество автора: Унарова Елена Николаевна
квалификационная категория: высшая
место проживания: с. Тымпы, Вилюйский район, Республика Саха (Якутия)
название учебного заведения: МБОУ «Тогусская гуманитарно-эстетическая гимназия им. Е.А. Степановой» Вилюйского района Республики Саха (Якутия)
дисциплина: Математика
Тема «Активные методы обучения с применением современных информационных технологий на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий у школьников»
Введение
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных универсальных учебных действий у обучающихся.
В зарубежной и отечественной литературе широко освещаются вопросы компетентностного подхода в образовании. Рассматриваются различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», вводятся классификации различных видов компетенций, предлагаются методы формирования и оценки [4], [7], [8].
В общем случае под компетентностью принято понимать характеристику личности, позволяющую ей решать, выносить суждения в определенной области. Компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков [9]. Компетентность – конечный результат обучения, складывающийся из различных компетенций.
Общеизвестно, что уровень знаний, умений и компетентностей школьников должен обеспечивать не только уверенность выпускника в выборе своей будущей профессии, но и прочные навыки общения в обществе. Именно поэтому на занятиях по Математике использую активные методы обучения, с применением современных информационных технологий. Данные методы наиболее эффективны, чем традиционное обучение, которое не дает обратной связи в силу пассивного принципа, заложенного в них воспроизводства информации (меловая доска, бумага, иллюстрации) [9].
Цель работы: реализация компетентностного подхода в изучении математике для формирования УУД у школьников.
Задачи:
- применение активных методов обучения с применением современных информационных технологий на уроках математики.
Активные методы обучения с применением современных информационных технологий на уроках математики как средство формирования УУД
Методы активного обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся. Одним из наиболее эффективных методов активного обучения является деловая игра. Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление обучающихся, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками [5, 6].
Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность осуществляется в процессе игры, путем знакомства школьников с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями будущей профессиональной деятельности на личном примере. Воспитательная эффективность заключается в том, что в процессе деловой игры, формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, их взаимосвязь при решении общих задач, коллективное обсуждение вопросов, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность осуществляется в процессе игры, при развитии логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии [7, 8]. Интерактивные методы обучения с применением информационных технологий позволяют сделать урок более интересным, наглядным, способствуют повышению качества знаний.
Разработка урока по теме «Нахождение дроби от числа» в 6 классе
Один из видов деловой игры, который я использую на своих уроках это игра «Конкурс на замещение вакантных должностей», тем самым приближаю их к жизненной ситуации (Приложение 1).
Успешное проведение данного занятия обеспечивается путем применения современных информационных технологий таких как:
-
интерактивная доска,
-
проекционный материал для интерактивной доски – выполненный в программе IQBoard (Приложение 2);
-
таблица-ведомость, для проведения игры-эстафеты, выполненная в программе Microsoft Office Excel 2007 (Приложение 3);
-
карточки задания для проведения эстафеты, раздаточный материал «Нахождение дроби от числа» – выполненные с помощью текстового редактора Microsoft Office Word 2007 (Приложение 4);
-
презентация о знаменитых и успешных людях – выполненная учащимися в программе Microsoft Office Power Point 2007 из материалов Интернет-ресурса (Приложение 5).
Выводы
Общеизвестно, что уровень знаний, умений и компетентностей школьников должен обеспечивать не только уверенность выпускника в выборе своей будущей профессии, но и прочные навыки общения в обществе. Именно поэтому на занятиях по Математике использую активные методы обучения, с применением современных информационных технологий, что способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, содержащихся в требованиях ФГОС [2].
Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии потенциально готовят школьников к жизни в современных условиях информационного общества, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Список использованной литературы
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
-
Концепция развития математического образования в РФ
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
-
Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. № 7. 2000.
-
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение – М., 1991
-
Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. (англ. 1984).
-
Сухомлин В.А. «ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации». М.: “Горячая линия - Телеком”, 2005, 176 с.
-
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - с. 21-26
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
-
Педагогика: учебное пособие/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.
-
Wikipedia
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»