Программа внеурочной деятельности «Мой инструмент - компьютер» для учащихся 2-4 классов
Цель данной программы: переход учащихся на новый уровень информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Утверждена на заседании научно-методического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Протокол № 3 от 14.11.2013 г.
Программа внеурочной деятельности
«Мой инструмент - компьютер»
для учащихся 2-4 классов
срок реализации 3 года
Составитель Семенова И.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 9 г. Надыма
г. Надым
2013 г.
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой инструмент - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.
Цель данной программы: переход учащихся на новый уровень информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.
Задачи:
-
освоить работу с программным оборудованием персонального компьютера, программными средствами обработки текста, графики, звука, видеоизображений анимации для успешного решения учебных и творческих задач;
-
научиться способами организации, поиска, отбора, упорядочивания и преобразования информации;
-
научиться создавать проекты с использованием освоенных способов действий;
-
развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности с помощью средств ИКТ при изучении различных учебных предметов и во внеучебной деятельности;
-
приобрести опыт применения информационных технологий в коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Со 2 класса в школе реализуется модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Основной особенностью модели «1 ученик: 1 компьютер» является возможность организовывать обучение не только в школе, но и за ее пределами. Данная модель предлагает школьникам, преподавателям и родителям новые пути и средства для плодотворного взаимодействия и саморазвития как в урочной так и во внеурочной деятельности.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные учащимися на базе данной программы, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении различных предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для развития качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
II. Общая характеристика учебного процесса
Процесс познания невозможно ограничить строгими нормами. Дети всегда будут стремиться заглянуть за горизонт. Задача взрослых - обеспечить надежную и эффективную базу для организации учебного процесса и при этом предоставить возможности идти вперед, смотреть дальше, знать больше.
В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Структура программы предполагает изучение следующих разделов:
-
Знакомство с компьютером.
-
Редакторы: текст, графика, музыка.
-
Интернет.
-
Создание текстов.
-
Создание печатных публикаций.
-
Создание электронных публикаций.
-
Логические головоломки.
Данные разделы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом разделе возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
III. Формы контроля.
Изучение каждого раздела (кроме раздела «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
IV. Описание места данной программы в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. Начинать проведение занятий в рамках данной программы возможно с любого класса в рамках реализации модели «1 ученик:1 компьютер». Рекомендованная наполняемость учебных групп – 12-15 учащихся. Общий объём учебного времени составляет по 34 часа в год.
IV. Планируемые результаты
В результате изучения данной программы на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
V. Содержание программы «Мой инструмент - компьютер»
Раздел 1. Знакомство с компьютером.
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерное меню. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).
Раздел 2. Редакторы: текст, графика, музыка
Создание и хранение информации. Текстовый и графический редакторы. Выделение, перенос, копирование. Обработка текстов. Дизайн текста. Определение дизайна. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.
Фотокамера, сканер, монитор, принтер. Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии.
Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера. Музыкальный редактор. Видеоизображение.
Раздел 3. Интернет.
Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернета. Безопасность работы в интернет. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.
Раздел 4. Создание текстов.
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг. Приёмы редактирования. Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления. Панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы. Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка.
Раздел 5. Создание печатных публикаций.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Раздел 6. Создание электронных публикаций.
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Раздел 7. Логические головоломки.
Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. Алгоритмика. Исполнители.
VII. Материально техническое обеспечение образовательного процесса:
-
Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор, интерактивная доска.
-
Программные ресурсы:
-
операционные системы и служебные инструменты;
-
информационная среда школы (сайт школы, среда «Сетевой город. Образование);
-
текстовый редактор для работы с текстом;
-
графический редактор для обработки растровых и векторных изображений;
-
музыкальный редактор;
-
редактор подготовки презентаций;
-
редактор видео, редактор звука;
-
среды для дистанционного сетевого онлайн- и офлайн-взаимодействия.
-
Используемые мультимедийные продукты:
-
Программно-методический комплекс «Роботландия»
-
Программно-методический комплекс «Мир информатики»
-
Клавиатурный тренажер
VIII. Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности
№ п/п |
Тема |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
4 |
4 |
4 |
|
|
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. |
1 |
1 |
1 |
|
Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. |
1 |
1 |
1 |
|
Файлы. Папки (каталоги). Операции над файлами и папками (каталогами). Сменные носители. |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
9 |
9 |
9 |
|
|
Создание и хранение информации. Текстовый редактор. Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование. |
1 |
1 |
1 |
|
Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. |
1 |
1 |
1 |
|
Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц. |
1 |
1 |
1 |
|
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. |
1 |
1 |
1 |
|
Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография. |
1 |
1 |
1 |
|
Устройство и работа сканера, монитора, принтера. |
1 |
1 |
1 |
|
Музыкальный редактор. |
1 |
1 |
1 |
|
Видеоизображение. |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
4 |
4 |
|
|
Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет. |
1 |
1 |
1 |
|
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. |
1 |
1 |
1 |
|
Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернет. |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
6 |
6 |
|
|
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. |
1 |
1 |
1 |
|
Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления |
1 |
1 |
1 |
|
Дизайн текста. Приёмы редактирования. Панель форматирования. |
1 |
1 |
1 |
|
Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. |
1 |
1 |
1 |
|
Клавиатурные тренажёры. |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
4 |
4 |
|
|
Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. |
1 |
1 |
1 |
|
Схемы в публикациях. |
1 |
1 |
1 |
|
Таблицы в публикациях. |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
5 |
5 |
|
|
Виды электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций |
1 |
1 |
1 |
|
Гиперссылки в публикациях. |
1 |
1 |
1 |
|
Вставка звуков и музыки в электронные публикации |
1 |
1 |
1 |
|
Вставка анимации и видео в электронные публикации |
1 |
1 |
1 |
|
Создание и представление проекта. |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. |
1 |
1 |
1 |
|
Алгоритмика. Исполнители. |
1 |
1 |
1 |
итого |
34 |
34 |
34 |
Список использованной литературы
-
Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php
-
Дендебер И.А., Извекова Е.В., Васильева Н.И. Фотография и видеосъемка в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения //Школа управления образовательным учреждением. – С.-Пб, 2013.- № 09 (29). – С.51.
-
Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59.
-
Ярмахов Б. Б. «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.
-
Ярмахов Б. Б., Патаракин Е. Д., Буров В. В., Шустов С. Б. Летний цифровой лагерь: модель 1:1 / Народное образование, 2009.- № 3.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Формирование УУД младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»