Урок по теме: "Начало Великих географических открытий"
Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
сельского поселения «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
В 7 КЛАССЕ
«Начало Великих географических открытий»
подготовил
учитель истории
Гуменюк Валентин Куприянович
Хабаровский край, Комсомольский район, п. Хурба
Ул. Добровольского дом 4 кв. 39
«Авторская разработка»
7 класс
Раздел 1
Раннее Новое время
Глава 1. Великие географические открытия
Урок по теме: «Начало Великих географических открытий»
Учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец хv – xv111 век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Дмитриева М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 г.
Тип учебного занятия – вводный урок
Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные): учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.. Дмитриева. М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013 г., параграф номер 1, стр. 8-20. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.». Таблицы: №1 (приём «З-Х-У»), №2 («Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели», №3 («Колесо времени»).
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Сабатини. Христофор Колумб: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 336—340, 496—501
Ресурсы интернет сети:
http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk ,
http://www.youtube.com/watch?v=Qua5KuSCnkE ,
http://www.youtube.com/watch?v=dKSqenAPxfc /Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв/;
http://www.youtube.com/watch?v=hRf-O1RiRwc /Великие географические открытия, 1. Магеллан. Первое кругосветное путешествие/;
http://www.youtube.com/watch?v=mNcrrxHZqzw /Джеймс Кук/;
http://www.youtube.com/watch?v=-yhu3JI3qkc&list=PLEGp7_nfLWcZ7OOJ2EWksqeFdLZSqY5HX
/Загадочная миссия Васко да Гамы (фильм)/.
Предметные результаты:
-
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
-
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
План урока:
1. Новые изобретения и усовершенствования.
2. Причины Великих географических открытий.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.
4. Значение Великих географических открытий.
Понятия и термины: колония, метрополия, конкиста, новый свет, старый свет.
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Ценностный компонент урока |
Универсальные учебные действия |
||
Смысловые блоки содержания |
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|||||
Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся |
Мотивацией для деятельности учеников может быть работа с картой Великие географические открытия. Учитель просит учащихся вспомнить что такое «новый Свет», «Старый свет», показать эти части света на карте. |
Учащиеся называют части света (Старый, Новый свет), показывают на карте. 2.Вспоминают почему Европа, Азия, Африка - Старый свет, а Америка, Австралия, Европа – Новый Свет. |
Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй. Учащиеся осознают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй |
Умение структурировать знания. Формулирование ответов на поставленные вопросы. |
|
Формулирование задач урока |
С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? |
Называют основные понятия урока, опираясь на информацию в учебнике (разделы параграфа №1) Формулируют задачи урока: выяснить причины Великих географических открытий; - Определить с именами каких путешественников связана эпоха ВГО; - Выявить значение Великих географических открытий (ВГО). |
Формулирует цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока |
Способность ставить цели, задачи. Осознанное речевое Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя |
|
Создание мотивационной установки |
Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради (приём «З-Х-У» т.е. вызов- осмысление- реакция) В начале урока учащимся предлагается запомнить в таблице №1 рубрику - «ЗНАЮ». Учитель акцентирует внимание на том, что бы они хотели узнать по этой теме, предлагает заполнить графу «Хочу узнать». Учитель предлагает учащимся класса зачитать полученные ответы рубрик. |
Учащиеся заполняют список того, что они знают по этой теме «ЗНАЮ» Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать» Учащиеся зачитывают ответы рубрик «ЗНАЮ», «Хочу узнать. |
Анализируют свои знания по данной теме Формулирование ответов на вопросы учителя |
Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы |
|
|
|||||
Учащимся предлагается в ходе дискуссии ответить на вопросы (представлены в презентации, озвучены учителем) |
Что такое «Новое время»? |
Учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Колесо времени на доске», Называют понятие «Новое время, период исчисления Нового времени. |
Учащиеся работают с таблицей «Колесо времени на доске» Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей |
|
|
|
Когда и в связи, с какими явлениями появился термин «Новое время»? |
Устный ответ учащихся |
Работают с таблицей «Колесо времени». Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей, осознанное речевое высказывание в устной форме о том когда появилось понятие «Новое время» |
|
|
|
Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени? |
Отмечают в таблице «Колесо времени» временные рамки Нового времени (это время с конца XV до середины XVII века) |
Умение конкретизировать события |
||
|
Какова продолжительность этого периода всеобщей истории по сравнению с Древностью и Средневековьем? |
Учащиеся заполняют «Колесо времени», показывают период Древнее время, Средневековье, Новейшее время, Современный мир. |
Отмечают в таблице «Колесо времени», другие исторические периоды развития человеческой цивилизации. |
Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, |
|
|
Просмотрите помещенные в учебнике иллюстрации и документы, определите, какие источники помогают учёным исследовать Новое время? |
Приводят примеры различных источников информации помещенных в учебнике (карты, портреты исторических деятелей, путешественников, исторические тексты, рисунки) |
Учащиеся исследуют иллюстративно-наглядный аппарат учебника |
|
|
Демонстрация портретов путешественников (из комплекта) |
Учитель предлагает учащимся определить представленные портреты путешественников |
Учащиеся зачитывают имена представленных путешественников Б.Диаш, Х.Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан. |
Формулирование ответов на вопросы учителя. Учащиеся анализируют представленные имена представленных путешественников |
Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы |
|
|
Какое отношение имеют портреты данных путешественников к изучаемой теме урока? |
Учащиеся «приходят» к логическому заключению, в том, что именами этих путешественников связана эпоха ВГО |
Логическое сопоставление имеющихся знаний (на основе полученной ранее информации на уроках географии в 5-6 классах) |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу |
|
Предпосылки «Великих географических открытий» |
Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент «Великие географические открытия» http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk 1.Технические предпосылки, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания? 2. Причины Великих географических открытий? |
Учащиеся просматривают видеофильм, анализируют представленную информацию в видеофрагменте. Называют технические предпосылки благодаря которым стали возможны дальние плавания (К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла. - каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи. - навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы, - навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов. 2. В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя. Денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало.. Стремление получить золото.. Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы. В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли. |
|
Самостоятельное выделение и формулирование ответов , осуществление анализа представленной информации |
|
Великие географические открытия и великие мореплаватели - первооткрыватели |
Учащимся предлагается разделиться на группы, каждая из которых изучает текст учебника стр. 12-19, заполняют таблицу, результаты открытий одного из путешественников-мореплавателей эпохи Великих географических открытий. От каждой группы выступает спикер, задача которого представить вклад своего путешественника в развитии географических знаний, остальные учащиеся класса параллельно по ходу выступления спикера каждой группы заполняют таблицу «Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели» |
Учащиеся работают в группах. Смотреть приложение таблица №1 «Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели» Выступление спикеров – групп учащихся, проводят необходимые действия по заполнению таблицы №2 |
|
Осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Формулирование ответов. Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. |
|
|
|||||
Работа на контурной карте в интерактивном режиме |
Показать на интегративной контурной карте маршруты путешественников эпохи ВГО: (Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспучи, Ф. Магеллан) |
Учащиеся заполняют интерактивную контурную карту на интерактивной доске (демонстративный вариант), частично работу можно продолжить дома на обычной контурной карте. |
Учащиеся осваивают разные виды работ с интерактивной доской, осуществляют самоконтроль, сопоставляют результаты с картой Великие географические открытия |
Учатся оформлять интерактивную карту |
|
|
|||||
Рефлексия содержательная |
Приём «З-Х-У» т.е. вызов - осмысление- реакция (автор профессор Донна Огл) Учащимся предлагается заполнить 3-ю графу «УЗНАЛ» таблицы №1 (см. приложение) |
Заполнение графы №3«УЗНАЛ» таблицы. Возможно представить (зачитать нескольким учащимся результаты своей работы в таблице №1)
|
|
Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
Приём «Ключевое слово» На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе Время выполнения 1 –минута. Учитель собирает листочки зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся. |
|
Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке |
|
|
|
|||||
Обязательное задание |
Прочитать параграф номер 19 (страницы 8-20); Задание №2, страница 20 в тетради. Закончить оформление контурной карты «Великие географические открытия» |
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю |
|
|
|
Дополнительное задание (по выбору или желанию) |
Подготовить аргументированный ответ на вопрос: «Какие черты личности Ф. Магеллана проявились во время кругосветного плавания»? Составить тест по теме: «Великие географические открытия» |
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю Формулируют уточняющие вопросы учителю |
Подготавливают тест по теме: «Великие географические открытия» |
|
Приложение
Таблица №1
-
«ЗНАЮ»
«Хочу узнать»
«Узнал»
Таблица №2
«Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»
Дата |
Мореплаватель |
Открытие |
1492 г. |
Испанец Христофор Колумб |
Открыл Америку |
1497-1499 гг. |
Португалец Васко да Гама |
Открыл морской путь к Индии |
1507 г. |
Итальянец Америго Веспуччи |
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой. |
1519-1522 гг. |
Португалец Фернан Магеллан |
Совершает первое в мире кругосветное плаванье, |
Таблица №3
«Колесо времени»
Периоды
истории
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре