В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Усиление Московского княжества

Усиление Московского княжества

Валентин Гуменюк
Тип материала: Урок
просмотров: 6140
Краткое описание
Разработка технологической карты урока/конспекта для 6 класса , курса История России. Урок составлен  с позиции ФГОС. Использование технологической карты  способствует сокращению времени на подготовку  учителя к уроку, а также позволяет организовать эффективный педагогический процесс.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
«Усиление Московского княжества».docx Скачать

Муниципальное бюджетное учреждение C:\Users\Наташа\Desktop\Публикации  Гуменюк  ВК\uchmet_120_60.gif

Средняя общеобразовательная школа №2

сельского поселения «Село Хурба»

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края



КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

В 6 КЛАССЕ

«Усиление Московского княжества»


подготовил

учитель истории

Гуменюк Валентин Куприянович

Хабаровский край, Комсомольский район, п Хурба

Ул. Добровольского дом 4 кв 39

«Авторская разработка»

C:\Users\Наташа\Desktop\Публикации  Гуменюк  ВК\uchmet_120_60.gif

6 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ

Глава 3. Московская Русь в 14 – 15 вв.

Урок по теме: «Усиление Московского княжества» (первый урок в главе №3)

Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014.

Образовательные ресурсы (школьные и внешкольные):

Учебник: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца 15 века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе /А.А. Данилов; Рос. Академ. Наук. Просвещение, 2014. Атлас для 6 класса по истории России, комплект контурных карт для 6 класса по истории России, интерактивная доска.

Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ – ХII. – М. 1998, Данилов А. А. История России IХ –ХIХ вв. Справочные материалы. –М. 1998, Обухова Л. А. «Рассказы и чтения по русской истории» - М. 1995,
Ворожейкина Н. И. «Рассказы по родной истории»- М. 1998.

Ресурсы интернет сети: http://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y /Культура Руси в 13-15 вв./;

http://www.youtube.com/watch?v=VJ662UiwnNQ /Русская культура XVI века/;

http://www.youtube.com/watch?v=7ZS27sabCQU /Презентация Культура Руси XIV-XVI веков/;

http://www.youtube.com/watch?v=nn90-O4J06c /Россия VS Запад ( XVI век)/;

http://www.youtube.com/watch?v=4_lMlGn53zk /Русское храмовое искусство 12-15 веков/;

http://www.youtube.com/watch?v=U4nh_B4ClQk /Сокровища русского искусства. Архитектура Московского государства. Фильм 2. Часть 1/;

http://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/;

http://www.youtube.com/watch?v=DbA_gnyY6Eo / Иллюстрированная история Российского государства. - 12 Иван Калита/;

http://www.youtube.com/watch?v=Z-8gD0EKg3g / Древнерусская архитектура/.

Тип урока: урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Предметные результаты:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.


  • Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  • Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.



Метапредметные результаты:

  • включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

План урока:

  1. Предпосылки объединения Русских земель.

  2. Борьба Москвы и Твери.

  3. Правление Ивана Калиты (1325 – 1340).

  4. Причины возвышения Москвы.



Понятия и термины: дань, колым, трехпольный севооборот, баскак, калита.







Базовое содержание урока




Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)



Ценностный компонент урока



Универсальные учебные

действия



Смысловые блоки содержания


Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5



  1. Организационно-мотивационный этап урока


Определение темы урока.



Актуализация опорных знаний учащихся

Ознакомьтесь с высказыванием В.О. Ключевского в рубрике

«О главном» на странице 49 учебника.



Как вы понимаете смысл слов О.В. Ключевского?



Прочитать абзац номер 1 на странице 50 учебника.



Учащимся предлагается составить к тексту абзаца №1 стр. 50 вопросы.































































Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (тема урока)

Учащиеся знакомятся с текстом рубрики

« О главном»



Размышляют. Высказывают различные точки зрения.



Учащиеся составляют вопросы к тексту абзаца №1:



1.Что такое феодальная раздробленность? (Феодальная раздробленность - это распад одного государства на отдельные маленькие феодальные государства, управляемые одним феодалом).

2. Что нужно сделать для свержения ордынского владычества?

(объединение всех земель в единое государство).

3. Между какими княжествами развернулась борьба

За великокняжеский ярлык? (Московским и Тверским).

4. Какое княжество одержало победу в борьбе за великокняжеский ярлык?

( Московское).



Высказывают предположения о теме урока

Учащиеся осознают, что необходимо предпринять для свержения ордынского владычества

















































































Формулируют тему урока

Умение структурировать знания.



Формулирование ответов на поставленные вопросы.






Формулирование задач урока



Приём «Линия времени», учитель вычерчивает на доске линию, на которой обозначает основные этапы изучения темы, проговаривает важные моменты, обращает внимание учащихся на выделенные разделы темы в учебнике, предлагает учащимся на основе их названий сформулировать задачи урока





С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?




Называют основные этапы урока (соответственно выделенным разделам урока в тексте учебника.



Опираясь на информацию в рубрике «Вы узнаете» стр. 50 учебника учащиеся формулируют задачи урока:

- определить предпосылки объединения Русских земель;

- выяснить, как происходила борьба между Московским и Тверским княжествами;

- установить причины возвышения Москвы;

- сформировать представление о политике первых московских князей.



Формулируют цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока



Способность ставить цели, задачи.



Осознанное речевое Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя

Создание мотивационной установки

Учитель предлагает представить себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?


Предлагают свои варианты изучения темы

Анализируют свои знания по данной теме



Формулирование ответов на вопросы учителя


Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы



Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.



  1. Процессуально - содержательный этап урока


1.Предпосылки объединения Русских земель

Работа в парах.

Задача составить схему кластер (выделить предпосылки объединения Русских земель

(приём «Кластер», таблица №1)




Учащиеся заполняют кластер (ключевое слово кластера «Предпосылки объединения Русских земель», вокруг указываются основные причины (например, восстановление хозяйства, возрождение разрозненных городов: Владимир, Суздаль, Торжок, Москва, в конце 14 века на Руси стали изготавливать огнестрельное оружие, усовершенствование земледельческих орудий труда, торговля между княжествами, развитие земледелия и ремесел, единство людей северо-восточной Руси (говорили на одном языке, общие культурные традиции).

Учащиеся заполняют схему кластер

«Предпосылки объединения Русских земель»



Представляют результаты наработок

Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей

Умение конкретизировать информацию, выделять главное

2. Борьба Москва и Твери

Учащимся предлагается выполнить задания рубрики «Мои исторические исследования» страница 52 учебника.

Проанализируйте территориальный рост Московского и Тверского княжеств 14 в.

Устный ответ учащихся на основе анализа карт атласа:



- учащиеся демонстрируют территорию Московского княжества в начале 14 века.

- выделяют границы Тверского княжества в начале 14 века.

- определяют по карте земли присоединенные к Москве в 1300 -1340 гг.

Отвечают а вопросы с рубрики

«Мои исторические исследования»



Поиск информации, умение читать карту, обобщать представленную картографическую информацию, вступать в речевое общение.

Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений



Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации

3. Правление

Ивана Калиты

(1325-1340гг.)

Просмотрите видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=n3ouYNLWh2o /Иван Калита/


Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы: -почему Московское княжество стало при Иване Калиты сильнейшим на Руси.




Учащимся предлагается ознакомиться с п.4 «Причины возвышения Москвы» стр. 53 учебника.

Выписать в свою тетрадь предпосылки усиления Москвы (результаты оформит в виде таблицы №2)

Учащиеся заполняют таблицу №2 «Причины возвышения Москвы» , представляют полученные результаты

Учащиеся исследуют содержание учебника, отмечают в таблице причины возвышения Москвы, аргументируют свой ответ

Развитие у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений

  1. Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний

Блиц опрос «Иван Калита»:

Класс получает задание, дать характеристику Ивана Калиты?

-назовите интересы и цели какой общественной группы он выражал на разных этапах своей деятельности?

-оцените средства, применяемые им для достижения поставленных целей.

-выразите своё личное отношение к нему

Учащиеся аргументировано отвечают на вопросы

аргументируют свой ответ

Самостоятельное выделение и формулирование ответов, осуществление анализа представленной информации



  1. Рефлексивный этап урока


Рефлексия содержательная

Изучая тему урока «Усиление роли Московского княжества», какие действия вы совершали на уроке?

С какими источниками информации вы работали?

Учащиеся называют свои действия, работа с текстом параграфа, рубрикой «Мои исторические исследования», анализ карты атласа «Московское княжество13-14 вв, научились выделять главное в тексте, представлять полученную информацию в виде схем, таблиц

Анализируют свою деятельность на уроке

Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти


Рефлексия эмоционального состояния

Приём «Зарядка»

Оцените отдельные компоненты урока (содержание, методы, формы работы, взаимодействие с одноклассниками ит.д.) и вырази свое отношение к ним с помощью следующих движений:

  1. Присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

  2. Присесть , немного согнуть ноги в коленях,- невысокая оценка, безразличное отношение;

  3. Обычная поза, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

  4. Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

  5. Подняться на пальцы ног, поднять руки вверх, похлопать в ладоши –очень высокая оценка, восторженное отношение








Учащиеся выполняют соответствующие действия

Анализируют свое эмоциональное состояние, оценивают свое настроение на уроке




  1. Этап объяснения домашнего задания


Обязательное задание

Прочитать параграф номер 16 (стр. 50-53);



Задание:

Составьте вопросы к рисунку на стр. 52 (записать в тетради)

Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю



Дополнительное задание (по выбору или желанию)

Показать на контурной карте территорию Московского государства в 14 веке

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают контурную карту

Умение работать с картографическими источниками информации



ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №1

Предпосылки объединения Русских земель

«Кластер»





















Таблица № 2

Причины возвышения Москвы

Предпосылки возвышения

1.

Москва - перекрёсток торговых путей, выгодное транспортно -географическое положение, защищенность территории густыми лесами и землями других княжеств

2.

Выгодное положение удалённость от Золотой Орды.

3.

Мудрый князь.

4.

Малодетность московских князей.

5.

Поддержка православной церкви.

6.

Покровительство ордынских ханов.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос