Формирование психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе
к обучению в школе"
Учитель высшей категории
Ефименко Л. М.
МАОУ СОШ №15
г. Златоуста
Челябинской области
Формирование психологической готовности слабовидящих детей
к обучению в школе
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. В школах России в связи с модернизацией образования за последнее время произошли серьёзные преобразования: введены новые программы, стандарты, изменилась структура школы. В современных условиях образование выдвигает приоритетную задачу по сохранению, укреплению, развитию здоровья, требует обязательного учёта психологических и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания условий для полноценного развития.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. Несмотря на усиление и модернизацию медицинской науки, практического здравоохранения и образования, лидирующее место занимают болезни органов зрения (60-70%) от общей заболеваемости детей.[3, с.3] По итогам 2012 года в России из тысячи детей 560 имеют заболевания зрительного аппарата.
Зрительные расстройства связаны не только с нагрузкой на органы зрения, но и с социальными и бытовыми условиями. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.
Всё более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс, уровню сформированности их психологической готовности к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[2, с. 17]
В структуре психологической готовности обычно выделяют следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.
Проблема психологической готовности детей к школе достаточно хорошо освещена в научном мире, но проблема психологической готовности слабовидящих детей к школе раскрыта недостаточно. Известным отечественным психологом Л. С. Выготским было установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка.
Зрение является доминирующим информационным каналом в жизни человека, и на психическое развитие оно имеет огромное влияние.
И.М.Сеченов считал, что визуальная ориентация занимает ведущее место. Зрение работает на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление).
Слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.
Формирование всех компонентов психологической готовности к началу школьного обучения является чрезвычайно острой проблемой для дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Исследования тифлопсихологов и тифлопедагогов Л..И.Солнцевой, Т.П.Свиридюк, М.И.Земцовой, Н.Г.Морозовой, З.А.Грачевой показали, что у детей с нарушениями зрительных функций наблюдается отставание в физическом развитии, в умственной готовности, отмечается низкий уровень волевой, мотивационной и эмоциональной готовности к школьной жизни.[5]
Наши исследования были посвящены изучению психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» г. Златоуста Челябинской области.
В подготовительной группе МАОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» 12 воспитанников. Из них 7 мальчиков и 5 девочек. Дети разного возраста: 3 человека – 2006 г. р., 6 человек – 2007 г. р., 3 человека – 2008 г. р.
Все 12 детей группы с ослабленным здоровьем, с нарушением зрения. Им поставлены следующие диагнозы: амблиопия, расходящееся косоглазие, сходящееся косоглазие, смешанный астигматизм, врождённая миопия, гиперметропия, спазм аккомодации. Все дети занимаются в специальной физкультурной группе, им проводится аппаратное лечение.
В основном дети хорошо взаимодействуют между собой в группе, умеют играть вместе. Но есть дети, испытывающие трудности в общении, недостаточно хорошо сформировано произвольное поведение у 20% детей. Познавательный интерес сформирован у большинства детей. У 20% воспитанников слабо развиты психические процессы: внимание, память, словесно - логическое мышление, мелкая моторика.
Тестирование было проведено в 2 этапа по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.[6]
Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности:
Задание №1. «Продолжи узор».
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни».
Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур.
Задание № 3. «Слова».
Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала.
Задание № 4. «Шифровка».
Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание № 5. «Рисунок человека».
Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, соблюдение пропорций фигуры человека, общего уровня развития.
Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы, его эмоциональные затраты. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.
По результатам констатирующей дагностики можно сказать, что 60% детей готовы к регулярному обучению в школе. Эти дети не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития.
Рис.1 Итоги фронтальной оценки уровня готовности слабовидящих детей к обучению в школе.
30% детей условно готовы к обучению в школе. Можно прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения, но есть попадание в группу риска школьной дезадаптации.
10% детей не готовы к обучению в школе. Они нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, тифлопедагога) Они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.
На основе полученных данных была предложена Коррекционная программа психологической помощи детям 6 – 7 лет с нарушением зрения по формированию готовности к школе из 13 психологических занятий для детей, задачи которой: в первую очередь формирование положительной мотивационной готовности к школе; развитие произвольности и познавательных способностей, развитие мелкой моторики рук.
В системе разнообразных занятий с детьми осуществлялось комплексное многостороннее воздействие педагога-психолога, тифлопедагога, учителя логопеда и воспитателя. Огромное значение придавалось развитию сохранных анализаторов речи, как мощному компенсаторному средству, а так же развитию всех психических процессов и тонкой моторики.
Система коррекционной работы способствовала сохранению, укреплению и коррекции психофизического здоровья детей, развитию их творческого потенциала, подготовке детей к школе и интеграции в обществе. Главная задача – доведение психического развития ребенка до уровня готовности к школе
При повторном обследовании получили следующие результаты:
% готовности детей к регулярному обучению к школе увеличился на 10% .
% условной готовности детей к школе уменьшилась на 10%
Неизменной осталась неготовность детей к школе – 10%.
У детей уменьшилось количество показателей негативных поведенческих особенностей, полагаем, за счёт проведения коррекционных занятий на развитие произвольности, развитие коммуникативных навыков.
Улучшились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики, удержание простой моторной программы в графической деятельности и качество графической деятельности в свободном рисунке, показатели когнитивной сферы.
Рис.2 Сравнительные итоги фронтальной оценки уровня психической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.
Подводя итоги, отметим, что больший процент не готовности к школе выражается в недостаточной школьной мотивации, эмоционально - волевой сфере.
У детей с нарушением зрения отмечаются фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм, ограниченность образов предметов. Перечисленные нарушения снижают уровень зрительного восприятия, развитие наглядно-образного мышления, что требует особой организации учебной деятельности слабовидящих детей.
Педагоги и психолог, совместно с родителями, должны организовывать наиболее рациональный режим дня, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивать профилактику нарушения зрения и осанки, вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.
Поэтому представляется актуальным изучение и коррекция подготовки детей предшкольного и младшего школьного возраста на этапе адаптации к учебным нагрузкам. При помощи системы коррекционной работы и взаимодействия специалистов формирование психологической готовности детей с нарушением зрения будет эффективней.
Список используемой литературы
1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие / Н. И. Гуткина. - М.: МГУ, 1996. – 64с.
2. Дабылова, Б.К.Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам. Исследования под руководством А.Л. Венгера [Текст]: Новые исследования в психологии / Б. К. Дабылова. – М., 2006.
3. Малёва, З. П. Психолого - педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования: Проблемы и перспективы развития специального (коррекционного) [Текст]: образования сборник научных работ / З. П. Малёва. – Челябинск, 2002. - 170с.
4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения [Текст]: практическое руководство / Л. И. Плаксина.- М.: ГороД, 1998. - 262с.
5. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе [Текст]: практическое пособие НИИ педагогики УССР. / Т. П. Свиридюк. - К.: Рад. школа, 1984.
6. СемагоН. Я. , Семаго, М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения[Текст]: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.:
7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства [Текст]: учебное пособие / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»