В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Формирование психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе

Формирование психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе

Людмила Ефименко
Тип материала: другое
просмотров: 3480
Краткое описание
Статья для психологов, учителей, родителей "Формирование психологической готовности слабовидящих детей
к обучению  в школе"

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья Ефименко Л. М..docx Скачать

Учитель высшей категории

Ефименко Л. М.

МАОУ СОШ №15

г. Златоуста

Челябинской области


Формирование психологической готовности слабовидящих детей

к обучению в школе

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. В школах России в связи с модернизацией образования за последнее время произошли серьёзные преобразования: введены новые программы, стандарты, изменилась структура школы. В современных условиях образование выдвигает приоритетную задачу по сохранению, укреплению, развитию здоровья, требует обязательного учёта психологических и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания условий для полноценного развития.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. Несмотря на усиление и модернизацию медицинской науки, практического здравоохранения и образования, лидирующее место занимают болезни органов зрения (60-70%) от общей заболеваемости детей.[3, с.3] По итогам 2012 года в России из тысячи детей 560 имеют заболевания зрительного аппарата.

Зрительные расстройства связаны не только с нагрузкой на органы зрения, но и с социальными и бытовыми условиями. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.

Всё более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс, уровню сформированности их психологической готовности к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.[2, с. 17]

В структуре психологической готовности обычно выделяют следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.

Проблема психологической готовности детей к школе достаточно хорошо освещена в научном мире, но проблема психологической готовности слабовидящих детей к школе раскрыта недостаточно. Известным отечественным психологом Л. С. Выготским было установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка.

Зрение является доминирующим информационным каналом в жизни человека, и на психическое развитие оно имеет огромное влияние.

И.М.Сеченов считал, что визуальная ориентация занимает ведущее место. Зрение работает на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление).

Слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.

Формирование всех компонентов психологической готовности к началу школьного обучения является чрезвычайно острой проблемой для дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Исследования тифлопсихологов и тифлопедагогов Л..И.Солнцевой, Т.П.Свиридюк, М.И.Земцовой, Н.Г.Морозовой, З.А.Грачевой показали, что у детей с нарушениями зрительных функций наблюдается отставание в физическом развитии, в умственной готовности, отмечается низкий уровень волевой, мотивационной и эмоциональной готовности к школьной жизни.[5]

Наши исследования были посвящены изучению психологической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» г. Златоуста Челябинской области.

В подготовительной группе МАОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида №82» 12 воспитанников. Из них 7 мальчиков и 5 девочек. Дети разного возраста: 3 человека – 2006 г. р., 6 человек – 2007 г. р., 3 человека – 2008 г. р.

Все 12 детей группы с ослабленным здоровьем, с нарушением зрения. Им поставлены следующие диагнозы: амблиопия, расходящееся косоглазие, сходящееся косоглазие, смешанный астигматизм, врождённая миопия, гиперметропия, спазм аккомодации. Все дети занимаются в специальной физкультурной группе, им проводится аппаратное лечение.

В основном дети хорошо взаимодействуют между собой в группе, умеют играть вместе. Но есть дети, испытывающие трудности в общении, недостаточно хорошо сформировано произвольное поведение у 20% детей. Познавательный интерес сформирован у большинства детей. У 20% воспитанников слабо развиты психические процессы: внимание, память, словесно - логическое мышление, мелкая моторика.

Тестирование было проведено в 2 этапа по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.[6]

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности:

Задание №1. «Продолжи узор».

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни».

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур.

Задание № 3. «Слова».

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала.

Задание № 4. «Шифровка».

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Задание № 5. «Рисунок человека».

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, соблюдение пропорций фигуры человека, общего уровня развития.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы, его эмоциональные затраты. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.

По результатам констатирующей дагностики можно сказать, что 60% детей готовы к регулярному обучению в школе. Эти дети не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития.



Рис.1 Итоги фронтальной оценки уровня готовности слабовидящих детей к обучению в школе.


30% детей условно готовы к обучению в школе. Можно прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения, но есть попадание в группу риска школьной дезадаптации.

10% детей не готовы к обучению в школе. Они нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога, тифлопедагога) Они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.

На основе полученных данных была предложена Коррекционная программа психологической помощи детям 6 – 7 лет с нарушением зрения по формированию готовности к школе из 13 психологических занятий для детей, задачи которой: в первую очередь формирование положительной мотивационной готовности к школе; развитие произвольности и познавательных способностей, развитие мелкой моторики рук.

В системе разнообразных занятий с детьми осуществлялось комплексное многостороннее воздействие педагога-психолога, тифлопедагога, учителя логопеда и воспитателя. Огромное значение придавалось развитию сохранных анализаторов речи, как мощному компенсаторному средству, а так же развитию всех психических процессов и тонкой моторики.

Система коррекционной работы способствовала сохранению, укреплению и коррекции психофизического здоровья детей, развитию их творческого потенциала, подготовке детей к школе и интеграции в обществе. Главная задача – доведение психического развития ребенка до уровня готовности к школе

При повторном обследовании получили следующие результаты:

% готовности детей к регулярному обучению к школе увеличился на 10% .

% условной готовности детей к школе уменьшилась на 10%

Неизменной осталась неготовность детей к школе – 10%.

У детей уменьшилось количество показателей негативных поведенческих особенностей, полагаем, за счёт проведения коррекционных занятий на развитие произвольности, развитие коммуникативных навыков.

Улучшились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики, удержание простой моторной программы в графической деятельности и качество графической деятельности в свободном рисунке, показатели когнитивной сферы.



Рис.2 Сравнительные итоги фронтальной оценки уровня психической готовности слабовидящих детей к обучению в школе.


Подводя итоги, отметим, что больший процент не готовности к школе выражается в недостаточной школьной мотивации, эмоционально - волевой сфере.

У детей с нарушением зрения отмечаются фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм, ограниченность образов предметов. Перечисленные нарушения снижают уровень зрительного восприятия, развитие наглядно-образного мышления, что требует особой организации учебной деятельности слабовидящих детей.

Педагоги и психолог, совместно с родителями, должны организовывать наиболее рациональный режим дня, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивать профилактику нарушения зрения и осанки, вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.

Поэтому представляется актуальным изучение и коррекция подготовки детей предшкольного и младшего школьного возраста на этапе адаптации к учебным нагрузкам. При помощи системы коррекционной работы и взаимодействия специалистов формирование психологической готовности детей с нарушением зрения будет эффективней.



Список используемой литературы


1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие / Н. И. Гуткина. - М.: МГУ, 1996. – 64с.

2. Дабылова, Б.К.Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам. Исследования под руководством А.Л. Венгера [Текст]: Новые исследования в психологии / Б. К. Дабылова. – М., 2006.

3. Малёва, З. П. Психолого - педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования: Проблемы и перспективы развития специального (коррекционного) [Текст]: образования сборник научных работ / З. П. Малёва. – Челябинск, 2002. - 170с.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения [Текст]: практическое руководство / Л. И. Плаксина.- М.: ГороД, 1998. - 262с.

5. Свиридюк, Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе [Текст]: практическое пособие НИИ педагогики УССР. / Т. П. Свиридюк. - К.: Рад. школа, 1984.

6. СемагоН. Я. , Семаго, М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения[Текст]: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.:

7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства [Текст]: учебное пособие / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос