Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и,е,ё, ю,я на произношение согласных звуков"
Урок русского языка
Тема: «Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков»
Николаева Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №13
г. Балаково
Тема. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков.
Цель: систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных букв на письме.
Задачи:
1.Формировать у учащихся чёткое представление о том, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, внимание, мышление.
3. Воспитывать доброе отношение к природе, аккуратности письма, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, доска, аудиозапись песни «Голубой вагон».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
- Прозвенел звонок на урок . Добрый день, дети. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
II. Чистописание
- Начнём наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте правильно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.
- Посмотрите на доску, в каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:
М . Ч , Р.Д, В.З, Д.Д. , Н.Н., М. МЛ.
- Какая это буква?
( В данных словах пропущена буква Я )
- Что мы знаем о букве Я?
(Йотированная , обозначает 2 звука, смягчает согласные звуки)
- Что обозначает слово «вяз»?
(Вяз – это большое дерево с крепкой древесиной)
- Кого называют мямлей?
(Вялого , нерешительного человека)
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
Яяб Яяв Яяг Яяд Яя... Яя..
(Заглавная Я, строчная я чередуются по алфавиту)
- Запишите эти буквы, продолжая данную запись, ориентируясь на алфавит.
III. Постановка темы урока.
- Ребята, сегодня почтальон к нам приходил, письмо принёс. Я его сейчас вам прочитаю.
« Здравствуйте , ребята!
Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите зверятам ответить на вопрос: «Как определить в слове какие звуки мягкие , а какие твёрдые?»
С уважением…….»
- В конверте был ещё рисунок. К сожалению, рисунок автор нечаянно порвал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.
Учитель читает вопросы:
-
Как превратить МЕЛ в мелкое место на реке?(мель)
-
Как угол превратить в топливо?(уголь)
-
Как сделать , чтобы шест стал числом? (шесть)
-
Как из банки сделать баньку?
-
Как из полки сделать танец?(полька)
- Сложили кусочки и получился медвежонок.
Мишка косолапый
В школу к нам пришёл
Объяснить зверятам тему
Просит он!
- Что ж отправляемся в «Лесную школу»( Звучит мелодия «Голубой вагон»)
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, отгадайте-ка учеников «Лесной школы». Я читаю загадку, а вы называете отгадку название животного - ученика школы.
1.Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик-
Боязливый….
2.Хвост мой длинный и пушистый,
Рыжий, красный, золотистый.
Очень людям хвост мой люб,
Но это мне не нравится,
Хотя мой хвост и славится.
3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
- Вспомните, как пишутся эти слова. Там где «опасные места» , выросли грибочки, запишите слова.
- Назовите слово, в котором букв больше чем звуков, звуков больше чем букв.
- Выполним письменно фонетический разбор слова «заяц»
( Один ребенок работает у доски, после работы дети проводят проверку)
V. Работа по теме урока.
На доске написаны пары слов:
роет – реет лук - люк
нос – нёс пальцы - пяльцы
выл- вил
- Прочитайте написанные на доске пары слов. Значение каких слов вам непонятно? Что объединяет все написанные слова?
(Все слова начинаются с согласных букв.)
- Произнесите и сравните выделенные согласные звуки в каждой паре слов. - Чем они отличаются?
(В левом столбике твёрдые согласные, в правом - мягкие.)
- От чего зависит мягкость и твёрдость согласных?
( Мягкость и твердость согласных зависит от следующих за ними букв.)
- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
(Мягкость согласных звуков обозначают буквы и, е, ё, ю , я, ь)
- Давайте сделаем вывод об обозначении мягкости согласных.
(Согласные бывают мягкими и твёрдыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы и , ё, е, ю, я , ь если они стоят после них.)
VI. Физкультминутка
-Ребята, встаньте, пожалуйста.
-Внимательно слушайте слова, которые я буду произносить. Если я скажу слово, в котором есть мягкий согласный звук, вы поворачиваетесь друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками , если в словах нет мягкого согласного- приседаете.
Мир, сок, пел, жар, мел, суп, свет, луг, лес, флот, нёс, мышь, мял, дом, чай, стол, пил.
VII. Продолжение работы
1.- Прочитайте записанные на доске слова. Распределите слова в два столбика: первый столбик слова с твердыми согласными звуками, второй столбик слова с мягкими согласными звуками. Напишите их. Подчеркните буквы , которые обозначают мягкость согласных.
Бор, лес, юла, плот, мёд, нос, рёв, ров, дело, сила, игра.
- Прочитайте слова первого столбика , затем слова второго столбика. Какие гласные буквы вы подчеркнули?
2.- Прочитайте отрывок из стихотворения, постарайтесь его запомнить.
- Какие орфограммы есть в словах этого стихотворения?
- Напишите отрывок по памяти , найдите слова , в которых есть мягкие согласные, подчеркните их.
3. Игра «Поймай мягкий согласный»
Дети хлопают в ладоши, если в слове есть мягкий согласный звук [в].
Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.
4. - А сейчас, ребята, мы поработаем по учебнику, выполним упражнение №84. Прочитайте задание.
(ученик читает стишок)
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень,
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
-Выделите в слове «тюлень» согласные звуки. Мягкие они или твёрдые?
- Как обозначена на письме мягкость согласных в этом слове?
- Мы вспомнили, что ещё мягкий знак обозначает мягкость согласных.
- А какую ещё функцию выполняет мягкий знак в словах?( разделительный)
- Запишите это слово. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.
- Скажите, сколько в этом слове букв и сколько звуков?
-Почему звуков меньше?
-Ребята , давайте попробуем составить устный рассказ- описание о тюлене по картинке.
-Запишем одно из составленных предложений и найдём в нем грамматическую основу.
(Дети записывают лучшее предложение о тюлене и подчёркивают главные члены предложения, один ребенок работает у доски)
-
- А сейчас, ребята, мы запишем в строчку слова второго столбика, которых нет в первом столбике. Будьте внимательны.
зверёк клюква
сын ясный
роза уголёк
стебелёк лето
балкон туфля
батон стебелёк
письмо свёкла
горка зверёк
( Дети пишут комментируя, объясняя все известные орфограммы.)
- Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.
- Какое слово в полученной цепочке является лишним? Почему?
VII. Итог урока
- Ребята, какие же гласные буквы влияют на мягкость согласных при произношении?
- Вот и подходит к концу наше пребывание в «Лесной школе».
-Я придумала стишок про наш итог.
Буквы и, е, ё, ю, я- их запомните, друзья!
К ним добавим мягкий знак,
Без него нельзя никак.
И зарубите на носу, что они смягчают звук!
-Ребята, а сейчас домашнее задание : придумайте и запишите 10 слов,
в которых есть мягкие согласные звуки.
- Ребята, вы все молодцы, очень хорошо работали на уроке, теперь и ученики «Лесной школы» будут так работать на уроках. Они благодарны вам за помощь и всех угощают лесными яблочками.
Урок окончен.
Использованная литература:
1.Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс. Москва «Владос»2001.
2.Н.М. Бетенькова. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва «Дрофа» 2004.
3.О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Москва «ВАКО» 2006.
4. М.В. Соловейчик. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Издательство «Первое сентября» 2000.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»