В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и,е,ё, ю,я на произношение согласных звуков"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и,е,ё, ю,я на произношение согласных звуков"

Галина Николаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 3921
Краткое описание
Урок русского языка во 2 классе по теме "Влияние гласных букв и, е,ё, ю, я на произношение согласных звуков". УМК "Школа России". Данный урок систематизирует у учащихся знания об обозначении мягкости согласных на письме.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока по русскому языку.Автор Николаева Г.Г..docx Скачать







Урок русского языка



Тема: «Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков»







Николаева Галина Геннадьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №13

г. Балаково













Тема. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков.

Цель: систематизировать знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных букв на письме.

Задачи:

1.Формировать у учащихся чёткое представление о том, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я.

2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, внимание, мышление.

3. Воспитывать доброе отношение к природе, аккуратности письма, интерес к предмету.


Оборудование: мультимедиа проектор, экран, доска, аудиозапись песни «Голубой вагон».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

- Прозвенел звонок на урок . Добрый день, дети. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.


II. Чистописание

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте правильно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно.

- Посмотрите на доску, в каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

М . Ч , Р.Д, В.З, Д.Д. , Н.Н., М. МЛ.

- Какая это буква?

( В данных словах пропущена буква Я )

- Что мы знаем о букве Я?

(Йотированная , обозначает 2 звука, смягчает согласные звуки)

- Что обозначает слово «вяз»?

(Вяз – это большое дерево с крепкой древесиной)

- Кого называют мямлей?

(Вялого , нерешительного человека)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:

Яяб Яяв Яяг Яяд Яя... Яя..

(Заглавная Я, строчная я чередуются по алфавиту)

- Запишите эти буквы, продолжая данную запись, ориентируясь на алфавит.


III. Постановка темы урока.


- Ребята, сегодня почтальон к нам приходил, письмо принёс. Я его сейчас вам прочитаю.

« Здравствуйте , ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите зверятам ответить на вопрос: «Как определить в слове какие звуки мягкие , а какие твёрдые?»

С уважением…….»

- В конверте был ещё рисунок. К сожалению, рисунок автор нечаянно порвал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

Учитель читает вопросы:

  1. Как превратить МЕЛ в мелкое место на реке?(мель)

  2. Как угол превратить в топливо?(уголь)

  3. Как сделать , чтобы шест стал числом? (шесть)

  4. Как из банки сделать баньку?

  5. Как из полки сделать танец?(полька)

- Сложили кусочки и получился медвежонок.

Мишка косолапый

В школу к нам пришёл

Объяснить зверятам тему

Просит он!

- Что ж отправляемся в «Лесную школу»( Звучит мелодия «Голубой вагон»)

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок.

Медведь – учитель очень строг.


IV. Словарно-орфографическая работа.


- Ребята, отгадайте-ка учеников «Лесной школы». Я читаю загадку, а вы называете отгадку название животного - ученика школы.

1.Летом шубку серую,

А зимою белую

Носит попрыгайчик-

Боязливый….

2.Хвост мой длинный и пушистый,

Рыжий, красный, золотистый.

Очень людям хвост мой люб,

Но это мне не нравится,

Хотя мой хвост и славится.

3. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

- Вспомните, как пишутся эти слова. Там где «опасные места» , выросли грибочки, запишите слова.

- Назовите слово, в котором букв больше чем звуков, звуков больше чем букв.

- Выполним письменно фонетический разбор слова «заяц»

( Один ребенок работает у доски, после работы дети проводят проверку)

V. Работа по теме урока.


На доске написаны пары слов:

роет – реет лук - люк

нос – нёс пальцы - пяльцы

выл- вил

- Прочитайте написанные на доске пары слов. Значение каких слов вам непонятно? Что объединяет все написанные слова?

(Все слова начинаются с согласных букв.)

- Произнесите и сравните выделенные согласные звуки в каждой паре слов. - Чем они отличаются?

(В левом столбике твёрдые согласные, в правом - мягкие.)

- От чего зависит мягкость и твёрдость согласных?

( Мягкость и твердость согласных зависит от следующих за ними букв.)

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

(Мягкость согласных звуков обозначают буквы и, е, ё, ю , я, ь)

- Давайте сделаем вывод об обозначении мягкости согласных.

(Согласные бывают мягкими и твёрдыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы и , ё, е, ю, я , ь если они стоят после них.)

VI. Физкультминутка


-Ребята, встаньте, пожалуйста.

-Внимательно слушайте слова, которые я буду произносить. Если я скажу слово, в котором есть мягкий согласный звук, вы поворачиваетесь друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками , если в словах нет мягкого согласного- приседаете.

Мир, сок, пел, жар, мел, суп, свет, луг, лес, флот, нёс, мышь, мял, дом, чай, стол, пил.


VII. Продолжение работы


1.- Прочитайте записанные на доске слова. Распределите слова в два столбика: первый столбик слова с твердыми согласными звуками, второй столбик слова с мягкими согласными звуками. Напишите их. Подчеркните буквы , которые обозначают мягкость согласных.

Бор, лес, юла, плот, мёд, нос, рёв, ров, дело, сила, игра.

- Прочитайте слова первого столбика , затем слова второго столбика. Какие гласные буквы вы подчеркнули?

2.- Прочитайте отрывок из стихотворения, постарайтесь его запомнить.

- Какие орфограммы есть в словах этого стихотворения?

- Напишите отрывок по памяти , найдите слова , в которых есть мягкие согласные, подчеркните их.

3. Игра «Поймай мягкий согласный»

Дети хлопают в ладоши, если в слове есть мягкий согласный звук [в].

Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.

4. - А сейчас, ребята, мы поработаем по учебнику, выполним упражнение №84. Прочитайте задание.

(ученик читает стишок)

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень,

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

-Выделите в слове «тюлень» согласные звуки. Мягкие они или твёрдые?

- Как обозначена на письме мягкость согласных в этом слове?

- Мы вспомнили, что ещё мягкий знак обозначает мягкость согласных.

- А какую ещё функцию выполняет мягкий знак в словах?( разделительный)

- Запишите это слово. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

- Скажите, сколько в этом слове букв и сколько звуков?

-Почему звуков меньше?

-Ребята , давайте попробуем составить устный рассказ- описание о тюлене по картинке.

-Запишем одно из составленных предложений и найдём в нем грамматическую основу.

(Дети записывают лучшее предложение о тюлене и подчёркивают главные члены предложения, один ребенок работает у доски)

  1. - А сейчас, ребята, мы запишем в строчку слова второго столбика, которых нет в первом столбике. Будьте внимательны.

зверёк клюква

сын ясный

роза уголёк

стебелёк лето

балкон туфля

батон стебелёк

письмо свёкла

горка зверёк

( Дети пишут комментируя, объясняя все известные орфограммы.)

- Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

- Какое слово в полученной цепочке является лишним? Почему?


VII. Итог урока


- Ребята, какие же гласные буквы влияют на мягкость согласных при произношении?

- Вот и подходит к концу наше пребывание в «Лесной школе».

-Я придумала стишок про наш итог.

Буквы и, е, ё, ю, я- их запомните, друзья!

К ним добавим мягкий знак,

Без него нельзя никак.

И зарубите на носу, что они смягчают звук!

-Ребята, а сейчас домашнее задание : придумайте и запишите 10 слов,

в которых есть мягкие согласные звуки.

- Ребята, вы все молодцы, очень хорошо работали на уроке, теперь и ученики «Лесной школы» будут так работать на уроках. Они благодарны вам за помощь и всех угощают лесными яблочками.

Урок окончен.








Использованная литература:


1.Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс. Москва «Владос»2001.

2.Н.М. Бетенькова. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва «Дрофа» 2004.

3.О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Москва «ВАКО» 2006.

4. М.В. Соловейчик. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Издательство «Первое сентября» 2000.











Урок русского языка во 2 классе. Автор Николаева Г.Г.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос