В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

«Становление основ экологического сознания у детей 5-7 лет на материале краеведения»

«Становление основ экологического сознания у детей 5-7 лет на материале краеведения»

Наталья Гончарова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 4738
Краткое описание
Становление  целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы родного края , пробуждением  бережного отношения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа по экологии.docx Скачать

Краевое государственного бюджетного образовательное учреждение


Дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

АКИПКРО




Проект рабочей программы по теме:


«Становление основ экологического сознания у детей 5-7 лет на материале краеведения»








«Юные экологи»








Составитель:

Гончарова Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ»Детский сад №17 «Сказка»

г. Камень-на-Оби Алтайского края











Барнаул 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 5 – 7 лет разработана на основе программы « Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. И использовании краеведческого материала и природного окружения.

Данная рабочая программа разработана на основе анализа воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Детство

Рабочая программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.


Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2011г. ;


- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;






Потребности ДОУ в разработке рабочей программы:


1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Алтайского края , г. Камня-на-Оби;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3.Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим и художественным музеем и станцией юных натуралистов;

Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:

  • выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

  • обеспечивает реализацию учебного плана программы «Детство»в полном объёме;

  • способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных  требованиях;

  • соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

  • формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

  • способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).



Основные виды деятельности, обеспечивание реализации данной программы:


экскурсии (в лес, луг, на р.Обь и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность, (познавательная, комбинированная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе в родном городе Камне-на-Оби;

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки на природе, походы;
– чтение художественных произведений о природе Алтайских авторов (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках и заказниках Алтайского края, памятниках природы г. Камня-на-Оби т.д.;

беседы и разговоры с детьми на экологические темы Алтайского края;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.);

марафоны, аукционы, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– экологические тропы;– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения Алтайского края;
– изготовление и обыгрывание макетов ( дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – богатство Алтайского края, кто в реке Обь живет?).




Цель программы :


Становление целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы родного края , пробуждением бережного отношения.



Задачи:


  • обогащать представление детей о природе Алтайского края и природных зон г. Камня-на-Оби;

  • Развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • Способствовать проявлению интереса детей к природе Алтайского края, желание активно изучать природный мир г. Камня-на-Оби;

  • побуждать чувства, связанные с красотой природы Алтая;



Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах:


  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  2. Принцип увлекательности: материал, предназначен для положительного настроя детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

  3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.

  4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.

  5. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.

  6. Деятельный подход к организации образования: включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

  7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.






Комплексно-тематическое планирование



Тема 1.

«Неживая природа Алтайского края осенью»

Тема занятия

Программные задачи.

Национально –региональный компонент.

Предварительная работа.

Наблюдения. опыты.

Сопутствующие формы работы.

«Я и природа»

- Приобщать детей к родной природе, стремление заботиться о растениях и животных;

- Содействовать формированию представлений о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Показать уникальность природы Алтайского края, её хрупкость и, в то же время могущество.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке»

Наблюдения на экологической тропе

«Что такое природа».

Сбор мусора на экологической тропе.

«Природа –наш дом родной»

- Приобщать детей бережно относиться к окружающей природе;

- Содействовать формированию о понятиях неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.

Чтение сборника стихов родного поэта М. Печатного

Сравнить:

«Дом – жилище человека» и

«Дом – природа»

Игра «Мой дом»

Аппликация из природного материала

«Сокровища природы»

Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы Алтайского края и их сезонными

изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Особенности явлений природы Алтайского края . Календарь природы.

Чтение художест-

венной

литературы, заучивание стихов о природе родного края. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего города Камня-на-Оби.

Игра «Следы осени»

 

Развлечение

« Сказочное путешествие в осенний город»

«Солнце –большая звезда»

Создавать представления о Солнце, как о звезде.

- Уточнить знания о строении солнечной системы.


Составление макета «Солнечная система»

Наблюдение за солнцем  /восход и заход/. Опыт «Звёзды светят постоянно»

Аппликация

«Солнечная система»

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

 - Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

Местоположение России и Алтайского края на глобусе.

Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь».

Моделирование

«Смена времен года». Игра «Солнечная система». Опыт «Передача солнечного зайчика»

Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

«Знакомим детей с почвой нашего края»

- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;

Загрязнение почвы, возможные последствия;

Необходимость охраны почвы.

Показать плодородность почвы Алтая и г.Камня-на-Оби, разнообразность растительного мира Алтая.

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы.

                       Сезонные наблюдения за опавшими листьями.

Акция

«Поможем земле подготовиться к зиме»





Тема 2.  «Растительный мир города Камня-на-Оби осенью»

Тема занятия

Программные задачи

Национально  –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

Экскурсия на луг.

«Луг –экосистема»

- Совершенствовать правила поведения в природе;

- Уточнить представления о связи растений с насекомыми.

- Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений

Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения г. Камня-на-Оби

Чтение «Приключения кузнечика Кузи».

Дидактическая игра «Угадай растение»

Наблюдение «Живые барометры»

/предсказание погоды/

Рисование «Луг осенью», сбор природного материала нашего города и поделки из него .

«Как растения готовятся к зиме»

/целевая прогулка/

- Уточнить представление о деревьях и назвать по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

 

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы.

Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»

Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу

Аппликация

«Осенний пейзаж»

/из засушенных листьев/

Цветущие растения

- Совершенствовать названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в г.Камень-на-Оби

- Уточнить части растений  и их функции

.

Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных.

Пересаживание растений с клумб, уход за растениями

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений в родном городе.

Сбор семян

            


              Тема 3.   «Животный мир Алтая осенью»

Тема занятия

Программные  задачи

Национально  –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения,

опыты

Сопутствующие  формы работы

«Поможем дождевому червю найти дом»

-Совершенствовать знания о почв как о верхнем слое земли.

- Уточнить обитателей почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Содействовать формированию представления детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей,

Игра «Экологические цепочки»

Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей.

Просмотр обучающего видеофильма

Сравнение диких и домашних животных Алтая

- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных Алтая.

Уточнить представление о кабане /внешний вид, среда обитания/

 

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Поиск мест зимовки животных, насекомых

Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»

Сравнение рыб и лягушек

- Совершенствовать представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/

- Способствовать формированию обобщенного представления: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши.

Правила поведения в природе.  Красота окружающей природы Алтая.

Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок»

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных

«У воды, на воде»

-Уточнить представление о сезонные изменения на реке Обь и других водоемах города;

-Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений.

Бережное отношение к природе Алтайского края

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема Алтая

Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой.

Игровое экологическое занятие «Берегите воду»

Беседа о перелетных птицах Алтайского края

- Совершенствовать и расширять представления о перелетных птицах.

Пробуждать заботливое отношение к птицам

                Знакомить с конкретными видами птиц г. Камень-на-Оби.

Календарь природы.

Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц.

Наблюдение за поведением птиц нашего города.

Акция «Помогите птицам выжить»

Развлечение «День синицы»

Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики

- Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками;

- Уточнить понятие «птицы»


Уход за волнистыми попугайчиками

Цикл наблюдения за попугайчиками

Консультации

для родителей

«Как приобщить ребенка к природе»

                                       

Тема 4. «Человек и природа»

Тема  занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Овощи и фрукты нашего участка»

-Создать эмоциональный настрой к участию в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне;

- Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах.

Овощи и фрукты выращенные в Алтайском крае.

Приготовление салатов из овощей.

Наблюдение  за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ

Сбор урожая на огороде детского сада.

 «Хлеб всему голова»

- Расширить представления детей о культурных растениях Алтайского края;

- Создать представление о Культурных растениях Алтая;

- Пробуждать в детях уважение к труду хлеборобов, хлебу.

В Алтайском крае выращивают рожь, пшеницу,

овес, гречиху, кукурузу.


Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Экскурсия  на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков

Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении.

«Планета Земля в опасности»

- Создать представление о планете Земля, об обитателях Земли.

- Совершенствовать представления об охране нашей планеты и бережное отношение к ней;

Роль человека в охране природы.

Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких»

Сбор мусора на территории детского сада. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос»

Сбор мусора на поляне , «лечение» деревьев, кустов.

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

- Обратить внимание на то, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;

- Создавать условия для стремления заботиться об окружающей природе.

Правила поведения человека в природе. Роль человека в охране природы.

На конкретных примерах дать представления детям, что бывают хорошие и плохие поступки

Наблюдение состояния деревьев, кустов участка

Модель «Сухое(несчастное) дерево».

Стенд «Панорама добрых дел»

 

«Беседы об осени»

- Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

- установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений .

Календарь природы

Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Осенний праздник. Заполнение календарей природы.


Тема 5.    «Леса Алтая»

   Тема занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

 Сопутствующие формы работы

  «Лес –многоэтажный дом»

«Цепочка в лесу»

- Активизировать представление о взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга;

- Уточнить: лес как пример сообщества.

Заповедные места Алтайского

края

Домашнее задание: лес и его обитатели,

Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки»

Экскурсия в лес.

Составление схем

«Цепочки питания»

«Кто главный в лесу?»


- Способствовать закреплению, что главное звено в лесу – растение;

- Уточнить последствия уничтожения деревьев;

_ Пробуждать чувство бережного отношения к лесу.

Красота лесов, горные массивы,

смешанные леса.

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?»

Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса

Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников»

Анкетирование для родителей,   «А у вас какая елка?»

Изготовление плакатов на тему «Сохраним ель –красавицу наших лесов»

- Создавать условия для детей по изготовлению плаката, направленного на сохранение елок из;

- Пробуждать чувство бережного отношение к растениям.

Бережное отношение к природе родного края

Сравнение искусственной и живой ели

Подсчет  выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух»

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания

                                                                 


Тема 6.    «Неживая  природа Алтая  зимой»

    Тема     занятия

Программные задачи

Национально –региональный  компонент

Предварительная работа

Наблюдения,   опыты

  Сопутствующие формы работы

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

- Совершенствовать знания об основных свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью.


Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

  «Берегите воду»

«Вода и её загрязнение»

- Пробуждать детей к бережному отношению природных ресурсов;

- Совершенствовать знание исследование воды человеком.


Река Обь.

Чтение экологической сказки

«Как люди речку обидели»

Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками.

«Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды»

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»

 «Что мы знаем о воздухе»

- Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.


Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

Опыты по выявлению свойств воздуха


«Как рождается ветер»

- Создавать представление о движении воздуха (ветре)

-Уточнить роль ветра в природе и жизни человека.


Определение направления и силы ветра

Опыт со свечами «Как рождается ветер»


«Приборы – помощники»

- Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире

Зарисовка признаков осени

Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды.

Консультация для родителей «Окно в природу».

«Чем можно заняться с ребенком во время прогулки»

«Зимние явления в неживой природе»

- Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Зимние явления природы Алтайского края (зима холодая, длинная и т.д)

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Просмотр обучающего видеофильма

Поход в лес

«Зимнее царство»

- Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

- Создать эмоциональный настрой бережного отношения к окружающему мир

Красота зимнего леса г. Камень-на-Оби.

Распознавать следы лесных обитателей на снегу.

Дидактическая игра  «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой.

Опыты «Зимние веточки»

Рисование «Зимнее царство»






Тема 7.  «Растения Алтая зимой»

Тема занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Как растения приспособились зимовать»


- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.

Затруднения в существовании живых существ Алтайского края

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.

Наблюдения за растениями зимой.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

 

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

 - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

- Создать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья.

Уход за растениями уголка природы

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».

Определить правильность ухода за растениями дома.

Комнатные растения – живой организм

- Активизировать понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Приспособления растений к климатическим условиям Алтая.

Уход  за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»


Тема  8.  «Животный мир Алтая зимой»

   Тема   занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

  «Как животные проводят зиму в лесу?»

- Способствовать закреплению значения внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

- Сезонные изменения в жизни животных нашего края.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких»

 «Животные  холодных стран»

- Активизировать знания о приспособлениях диких животных к жизни в природных условиях;

- Особенности погодных условий Крайнего Севера.

Приспособления животных к климатическим условиям Алтая.

Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате

Демонстрационный материал «Животные Севера»

Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера»

 «Почему белые медведи не живут в лесу?»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Активизировать знания о законе природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Приспособления животных к климатическим условиям Забайкалья.

Чтение книги  «Экология в картинках»

Игра «Угадай, где я живу»

Просмотр обучающего видеофильма

 «Животные жарких  стран»

;

- Создать условия для первоначального представление о пустыне.

Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни

Приспособления животных к климатическим условиям Алтая.

Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран

Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой.

Изготовление модели «Животные жарких стран»

 «Беседа о зимующих птицах»

- Развивать умение детей распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Птицы ближайшей округи

Дидактическая игра по классификации птиц

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?»

Аппликация  «Птицы на кормушке»





Тема  9.   «Природа и человек»

  Тема   занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная  работа

Наблюдения,   опыты

Сопутствующие формы работы

«Зимовка диких и домашних  животных»

- Уточнить знания детей замечать сезонные изменения в жизни животных;

- Уточнить признаки домашних и диких животных.

Роль человека в жизни домашних животных

Домашнее задание: подобрать литер.  о зимовке домашних и диких животных

Экскурсия на «Станцию юннатов»

Просмотр обучающего видеофильма

 

Комплексное занятие  «Пройдет зима холодная…»

- Обобщение знаний детей о зиме,

о зависимости всего живого от условий окружающей среды.

Календарь наблюдений за природой Алтайского края.

Посещение выставки «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме.

Наблюдение за неживой природой.

Зимний праздник

«Красная книга »

-Создать условия для бережного отношения к растениям и животным;

правила поведения в природе.

Редкие растения и животные Алтайского края

Изучение «Красной книги»

Экскурсия в городской краеведческий музей

Просмотр обучающего видеофильма

  «Мой край родной, заповедные места»

-Создавать условия для бережного отношения к природе;

охрана редких видов животных  и растений.

Заповедники Алтайского края

Изучение «Красной книги »


Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»


Тема   10.  «Неживая природа Алтая весной»

    Тема    занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдение,   опыты

Сопутствующие формы работы

 «Как солнце жизнь дает земле»

- Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

В Алтайском крае зима длинная, весна – стремительная.

Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»

Цикл наблюдений за солнцем

Праздник  

«Масленица»

 

«Весенние явления в неживой природе»

- Уточнить умение детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;

взаимосвязь с живой природой.

Весна на Алтай приходит позже.

Сравнение признаков зимы и весны (в модели)

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Субботник с родителями

«Весну встречаем чистотой»

 

 «Камни, песок, глина»

- Уточнить знания детей: песок  –сыпучесть, рыхлость…

Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней.

Алтайский край богат природными ископаемыми

Рассматривание коллекции камней

Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней.

Лепка (изготовление различных изделий) из глины.

  «Экскурсия в парк»

- Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе.

Периоды наступления весны в Алтайском крае.

Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам.

Цикл наблюдений «Пробуждение природы»

Работа с родителями «Окно в природу»

«А знаете ли вы?»

(народная мудрость)

                                                               

Тема  11.   «Растения Алтая весной»

    Тема   занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения,    опыты

Сопутствующие формы работы

 «Растения Алтая  весной»

- Развивать умение наблюдать за набуханием почек, появлением листьев и цветов, травы…

-Создавать условия для бережного отношения к растениям нашего края.

Растительный  мир Алтая.  Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики

Сравнение: дерево – куст;    куст – трава.

Наблюдения за состоянием растений в разные времена года.

Просмотр обучающего видеофильма

«Берегите первоцветы»

- Уточнить знания детей о названиях первых весенних цветов и определять их по и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом.

Редкие, исчезающие растения Алтайского края.

Способы их сохранения.

Дидактическая игра о цветах.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

- Способствовать закреплению навыков по уходу за комнатными растениями;

Зависимость роста растений от условий окружающей среды.


Болезни и вредители растений

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы.

Опыты с семенами.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.

 

 Размножение растений  (два занятия)

-Способствовать закреплению умения пересаживать комнатные растения.

- Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)

Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум).

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.


Тема 12.   «Животный мир Алтая весной»

      Тема    занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

 «Особенности жизни зверей весной на Алтае»

- Познакомить с особенностями жизни зверей весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Алтайского края

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов


 «О животных, которых не любят»

- Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты.

- Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных.

Способствовать формированию понимания важности всех видов животных края.

Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий.

Наблюдение за черепахой.

Рассматривание модели террариума.

  «Встречаем птиц»

- Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей.

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья.

 «Когда животных в природе становится много или мало»


- Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания.


«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити».

Просмотр обучающего видеофильма


«Река Обь может быть в беде»


- Активизировать факты отрицательного воздействия человека на природу.

Соблюдать правила поведения на водоёмах

Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?

Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть»,  «Нефтяная речка»

Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.



Тема13.  «Природа и человек»

      Тема  занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения,   опыты

Сопутствующие формы работы

 

 «Земля – живая планета»

-Активизировать знания детей об условиях жизни растений и животных на земле

- Пробуждать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Создать условия, для экологически грамотного и безопасного, для здоровья человека, поведение в природе.

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?»

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать.

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.


Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях.

Выделение правил общения с животными

Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк.

Уход за обитателями природного уголка.

Выращивание зеленого корма.

«Мы туристы»

(экскурсия)

- Способствовать закреплению умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Изготовление знаков «Берегите природу»

Приготовление, сбор необходимых вещей.

Операция «Осторожно, муравейник!»

 «Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?»

 Беседа о  

    Весне на Алтае.

-Способствовать закреплению умения видеть сезонные изменения в природе.

Ведение календаря природы на местном уровне.

Чтение художественной литературы о весне Алтая

Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Труд на детском огороде и участке


Предполагаемые результаты.


Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками,

Любознательный, активный - ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, с помощью моделей устанавливает взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребенок проявляет наблюдательность: за птицами , животными и растениями Алтайского края.


Эмоциональный, отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально и чувственно реагирует на бережное отношение к природе родного края , о роли человека в сохранении взаимосвязей в природе Алтая .Проявление ребенком желание улучшить ближайшее окружение. произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;


Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;


Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице , на реке ,в парке .


Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;


Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе испытывает чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь, умеет видеть сезонные изменения в природе.



Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.



В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, совместные опыты и эксперименты.


Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале и в конце года.


Взаимодействие с семьями воспитанников

Коллективные

  • Родительские собрания («Чем можно заняться с ребенком во время прогулки?»)

  • Конференции («Окно в природу»)

  • Круглые столы ( «Экологи приглашают»)

Индивидуальные


  • Беседы («Защити природу Алтая»)


  • Консультации («Как приобщить ребенка к природе?»)

  • Анкетирование («Знаешь ли ты природу Алтая?»)



Досуговые


  • Совместные досуги, праздники («Тропинка в лес», «Березки и рябинки»)

  • Участие детей и родителей в выставках, конкурсах («Изготовление стендов «Панорама добрых дел»



Познавательные


  • Педагогическая гостиная

  • Семейные клубы

  • Устные журналы

  • Игры с педагогическим содержанием


Наглядно-информационные


  • Выставки

  • Стенды

  • Открытые просмотры занятий по экологии

  • Выпуск газет, буклетов



Список средств обучения


  1. Технические средства обучения:

- музыкальный центр,

- телевизор,

- DVD-плеер

-фотоаппарат



Обучающие видеофильмы, фонотека:


  1. Электронные материалы:

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)

  • « Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • «По пути к празднику» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Во саду ли, в огороде: игры , опыты, творчество» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • «Песочные фантазии» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Природа и фантазия» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова

  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1

  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Секреты природы» (приложение ж-ла « Обруч» , 2010г)

  • « Уроки живой природы, № 1» ( творческое объединение « Маски»)

  • «Уроки живой природы, № 2» ( творческое объединение « Маски»)

  • «Подводная фантазия» ( подводные съёмки)

  • « Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»)

  • « Неделя здоровья» (видео природы по временам года)

  • «Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)

  • « Земля» » (BBC :Живая природа)


  1. Учебно-наглядные пособия:

- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»

- Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно», «Коралловые рифы»

- Демонстрационные картины и динамические модели

- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые

- Карты: мира, полушарий, России, Забайкальского края

- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»

- Наборное полотно: «Красная книга»

- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», - Календари природы (настенный, настольный)

- Модели «ТРИЗ», «Домашние животные», «Дикие животные», «Что необходимо растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.

- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой

- Глобус




  1. Оборудование и материалы.


- Инвентарь по уходу за живыми объектами

- Стол с ёмкостями для воды и песка

- Палатка, костёр, рюкзаки

- Оборудование для игры «Собираемся в поход»

- Сюжетные игрушки

- Кормушка с изображениями птиц на подставках

- Дощечки для рисования мелом

- Сигнальные карточки

- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)

- Волшебная палочка

- Перфокарты

- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы, микроскопы, магниты

- Колбы, ёмкости

- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы

- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода

- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

- Красители: пищевые, гуашь, акварель.

- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы




  1. Объекты уголка природы


- Комнатные растения

- Аквариумные рыбы

- Красноухая черепаха

- Волнистые попугайчики

- Полевая мышь








Список литературы:



1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.


2.Затеева Е.В. « Малыш в мире искусства родного края»: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников –Б:АКИПКРО,2006г


3.Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.



4.Затеева Е.В. «Наш друг паровозик приглашает…»–Б:АКИПКРО,2013г



5.Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.



6.Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.



7.Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.



8.Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.



9.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.

10.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.


11. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008.


12.Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г.



13.Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.


14.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.


22


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос