«Становление основ экологического сознания у детей 5-7 лет на материале краеведения»
Краевое государственного бюджетного образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
АКИПКРО
Проект рабочей программы по теме:
«Становление основ экологического сознания у детей 5-7 лет на материале краеведения»
«Юные экологи»
Составитель:
Гончарова Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ»Детский сад №17 «Сказка»
г. Камень-на-Оби Алтайского края
Барнаул 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 5 – 7 лет разработана на основе программы « Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. И использовании краеведческого материала и природного окружения.
Данная рабочая программа разработана на основе анализа воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Детство
Рабочая программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2011г. ;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Потребности ДОУ в разработке рабочей программы:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Алтайского края , г. Камня-на-Оби;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3.Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим и художественным музеем и станцией юных натуралистов;
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
-
выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
-
обеспечивает реализацию учебного плана программы «Детство»в полном объёме;
-
способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
-
соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
-
формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
-
способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).
Основные виды деятельности, обеспечивание реализации данной программы:
– экскурсии
(в лес, луг, на р.Обь и т.д),
–
непосредственная образовательная
деятельность, (познавательная,
комбинированная, интегрированная);
–
наблюдения за животными и растениями,
явлениями природы, деятельностью людей
в природе в родном городе Камне-на-Оби;
– наблюдения
в уголке природы, труд в уголке природы;
–
целевые прогулки на природе, походы;
–
чтение художественных произведений о
природе Алтайских авторов (стихи,
рассказы, сказки), рассматривание
иллюстраций в книгах, экологические
сказки;
– рассказы воспитателя о
животных, растениях, неживой природы.
о заповедниках и заказниках Алтайского
края, памятниках природы г. Камня-на-Оби
т.д.;
– беседы и
разговоры с детьми на экологические
темы Алтайского края;
– сбор коллекций,
семян, камней, листьев;
– экологические
праздники (“День птиц”, “День Земли”,
“День рождения Леса” и т.д.);
– марафоны,
аукционы, акции;
– экологические
тренинги с обсуждением и проигрыванием
ситуаций;
– экологические тропы;–
различные виды изобразительной
деятельности на экологическую тематику,
–
работа с календарями природы, дневниками
наблюдения Алтайского края;
–
изготовление и обыгрывание макетов (
дикие животные, домашние животные,
животные жарких стран, лес – богатство
Алтайского края, кто в реке Обь живет?).
Цель программы :
Становление целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы родного края , пробуждением бережного отношения.
Задачи:
-
обогащать представление детей о природе Алтайского края и природных зон г. Камня-на-Оби;
-
Развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-
Способствовать проявлению интереса детей к природе Алтайского края, желание активно изучать природный мир г. Камня-на-Оби;
-
побуждать чувства, связанные с красотой природы Алтая;
Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах:
-
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-
Принцип увлекательности: материал, предназначен для положительного настроя детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
-
Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
-
Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
-
Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
-
Деятельный подход к организации образования: включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
-
Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Комплексно-тематическое планирование
Тема 1.
«Неживая природа Алтайского края осенью»
Тема занятия |
Программные задачи. |
Национально –региональный компонент. |
Предварительная работа. |
Наблюдения. опыты. |
Сопутствующие формы работы. |
«Я и природа» |
- Приобщать детей к родной природе, стремление заботиться о растениях и животных; - Содействовать формированию представлений о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ |
Показать уникальность природы Алтайского края, её хрупкость и, в то же время могущество. |
Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке» |
Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа». |
Сбор мусора на экологической тропе. |
«Природа –наш дом родной» |
- Приобщать детей бережно относиться к окружающей природе; - Содействовать формированию о понятиях неживой природе, как факторе жизни всего живого. |
Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. |
Чтение сборника стихов родного поэта М. Печатного |
Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Игра «Мой дом» |
Аппликация из природного материала «Сокровища природы» |
Осенние явления в неживой природе |
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы Алтайского края и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. |
Особенности явлений природы Алтайского края . Календарь природы. |
Чтение художест- венной литературы, заучивание стихов о природе родного края. Дидактическая игра «Когда это бывает». |
Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего города Камня-на-Оби. Игра «Следы осени» |
Развлечение « Сказочное путешествие в осенний город» |
«Солнце –большая звезда» |
Создавать представления о Солнце, как о звезде. - Уточнить знания о строении солнечной системы. |
|
Составление макета «Солнечная система» |
Наблюдение за солнцем /восход и заход/. Опыт «Звёзды светят постоянно» |
Аппликация «Солнечная система» |
«Почему бывают разные времена года» |
- Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. |
Местоположение России и Алтайского края на глобусе. |
Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». |
Моделирование «Смена времен года». Игра «Солнечная система». Опыт «Передача солнечного зайчика» |
Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» |
«Знакомим детей с почвой нашего края» |
- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы. |
Показать плодородность почвы Алтая и г.Камня-на-Оби, разнообразность растительного мира Алтая. |
Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. |
Сезонные наблюдения за опавшими листьями. |
Акция «Поможем земле подготовиться к зиме» |
Тема 2. «Растительный мир города Камня-на-Оби осенью»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» |
- Совершенствовать правила поведения в природе; - Уточнить представления о связи растений с насекомыми. - Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений |
Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения г. Камня-на-Оби |
Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растение» |
Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/ |
Рисование «Луг осенью», сбор природного материала нашего города и поделки из него . |
«Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ |
- Уточнить представление о деревьях и назвать по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. |
Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. |
Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» |
Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу |
Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ |
Цветущие растения |
- Совершенствовать названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в г.Камень-на-Оби - Уточнить части растений и их функции . |
Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. |
Пересаживание растений с клумб, уход за растениями |
Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений в родном городе. |
Сбор семян |
Тема 3. «Животный мир Алтая осенью»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Поможем дождевому червю найти дом» |
-Совершенствовать знания о почв как о верхнем слое земли. - Уточнить обитателей почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. |
Содействовать формированию представления детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. |
Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Экологические цепочки» |
Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей. |
Просмотр обучающего видеофильма |
Сравнение диких и домашних животных Алтая |
- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных Алтая. |
Уточнить представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ |
Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова |
Поиск мест зимовки животных, насекомых |
Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» |
Сравнение рыб и лягушек |
- Совершенствовать представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/ - Способствовать формированию обобщенного представления: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши. |
Правила поведения в природе. Красота окружающей природы Алтая. |
Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок» |
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками |
Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных |
«У воды, на воде» |
-Уточнить представление о сезонные изменения на реке Обь и других водоемах города; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. |
Бережное отношение к природе Алтайского края |
Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема Алтая |
Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой. |
Игровое экологическое занятие «Берегите воду» |
Беседа о перелетных птицах Алтайского края |
- Совершенствовать и расширять представления о перелетных птицах. – Пробуждать заботливое отношение к птицам |
Знакомить с конкретными видами птиц г. Камень-на-Оби. Календарь природы. |
Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. |
Наблюдение за поведением птиц нашего города. |
Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» |
Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики |
- Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками; - Уточнить понятие «птицы» |
|
Уход за волнистыми попугайчиками |
Цикл наблюдения за попугайчиками |
Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к природе» |
Тема 4. «Человек и природа»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Овощи и фрукты нашего участка» |
-Создать эмоциональный настрой к участию в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне; - Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. |
Овощи и фрукты выращенные в Алтайском крае. |
Приготовление салатов из овощей. |
Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ |
Сбор урожая на огороде детского сада. |
«Хлеб всему голова» |
- Расширить представления детей о культурных растениях Алтайского края; - Создать представление о Культурных растениях Алтая; - Пробуждать в детях уважение к труду хлеборобов, хлебу. |
В Алтайском крае выращивают рожь, пшеницу, овес, гречиху, кукурузу. |
Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. |
Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков |
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении. |
«Планета Земля в опасности» |
- Создать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Совершенствовать представления об охране нашей планеты и бережное отношение к ней; |
Роль человека в охране природы. |
Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких» |
Сбор мусора на территории детского сада. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос» |
Сбор мусора на поляне , «лечение» деревьев, кустов. |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» |
- Обратить внимание на то, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - Создавать условия для стремления заботиться об окружающей природе. |
Правила поведения человека в природе. Роль человека в охране природы. |
На конкретных примерах дать представления детям, что бывают хорошие и плохие поступки |
Наблюдение состояния деревьев, кустов участка |
Модель «Сухое(несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» |
«Беседы об осени» |
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений . |
Календарь природы |
Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе |
Осенний праздник. Заполнение календарей природы. |
Тема 5. «Леса Алтая»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» |
- Активизировать представление о взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. |
Заповедные места Алтайского края |
Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» |
Экскурсия в лес. |
Составление схем «Цепочки питания» |
«Кто главный в лесу?» |
- Способствовать закреплению, что главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Пробуждать чувство бережного отношения к лесу. |
Красота лесов, горные массивы, смешанные леса. |
Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса |
Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» |
Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?» |
Изготовление плакатов на тему «Сохраним ель –красавицу наших лесов» |
- Создавать условия для детей по изготовлению плаката, направленного на сохранение елок из; - Пробуждать чувство бережного отношение к растениям. |
Бережное отношение к природе родного края |
Сравнение искусственной и живой ели |
Подсчет выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух» |
Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания |
Тема 6. «Неживая природа Алтая зимой»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» |
- Совершенствовать знания об основных свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) |
Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты |
Замораживание цветных льдинок |
Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью. |
Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой». «Берегите воду» |
«Вода и её загрязнение» |
- Пробуждать детей к бережному отношению природных ресурсов; - Совершенствовать знание исследование воды человеком. |
Река Обь. |
Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» |
Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды» |
Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда» |
«Что мы знаем о воздухе» |
- Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. |
|
Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. |
Опыты по выявлению свойств воздуха |
|
«Как рождается ветер» |
- Создавать представление о движении воздуха (ветре) -Уточнить роль ветра в природе и жизни человека. |
|
Определение направления и силы ветра |
Опыт со свечами «Как рождается ветер» |
|
«Приборы – помощники» |
- Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. |
Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире |
Зарисовка признаков осени |
Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды. |
Консультация для родителей «Окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки» |
«Зимние явления в неживой природе» |
- Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. |
Зимние явления природы Алтайского края (зима холодая, длинная и т.д) |
Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. |
Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» |
Просмотр обучающего видеофильма |
Поход в лес «Зимнее царство» |
- Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. - Создать эмоциональный настрой бережного отношения к окружающему мир |
Красота зимнего леса г. Камень-на-Оби. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. |
Дидактическая игра «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой. |
Опыты «Зимние веточки» |
Рисование «Зимнее царство» |
Тема 7. «Растения Алтая зимой»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Как растения приспособились зимовать» |
- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. |
Затруднения в существовании живых существ Алтайского края |
Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. |
Наблюдения за растениями зимой. |
Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» |
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения |
- Показать зависимость роста комнатных растений от условий. - Создать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. |
Приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. |
Уход за растениями уголка природы |
Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу». |
Определить правильность ухода за растениями дома. |
Комнатные растения – живой организм |
- Активизировать понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. |
Приспособления растений к климатическим условиям Алтая. |
Уход за комнатными растениями |
Цикл наблюдений за комнатными растениями |
Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» |
Тема 8. «Животный мир Алтая зимой»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Как животные проводят зиму в лесу?» |
- Способствовать закреплению значения внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных нашего края. |
Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период |
Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе |
Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких» |
«Животные холодных стран» |
- Активизировать знания о приспособлениях диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера. |
Приспособления животных к климатическим условиям Алтая. |
Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате |
Демонстрационный материал «Животные Севера» |
Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера» |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
- Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Активизировать знания о законе природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены |
Приспособления животных к климатическим условиям Забайкалья. |
Чтение книги «Экология в картинках» |
Игра «Угадай, где я живу» |
Просмотр обучающего видеофильма |
«Животные жарких стран» |
; - Создать условия для первоначального представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни |
Приспособления животных к климатическим условиям Алтая. |
Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран |
Демонстрационный материал «Животные жарких стран». Наблюдения за красноухой черепахой. |
Изготовление модели «Животные жарких стран» |
«Беседа о зимующих птицах» |
- Развивать умение детей распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. |
Птицы ближайшей округи |
Дидактическая игра по классификации птиц |
Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?» |
Аппликация «Птицы на кормушке» |
Тема 9. «Природа и человек»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Зимовка диких и домашних животных» |
- Уточнить знания детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - Уточнить признаки домашних и диких животных. |
Роль человека в жизни домашних животных |
Домашнее задание: подобрать литер. о зимовке домашних и диких животных |
Экскурсия на «Станцию юннатов» |
Просмотр обучающего видеофильма |
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…» |
- Обобщение знаний детей о зиме, о зависимости всего живого от условий окружающей среды. |
Календарь наблюдений за природой Алтайского края. |
Посещение выставки «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме. |
Наблюдение за неживой природой. |
Зимний праздник |
«Красная книга » |
-Создать условия для бережного отношения к растениям и животным; правила поведения в природе. |
Редкие растения и животные Алтайского края |
Изучение «Красной книги» |
Экскурсия в городской краеведческий музей |
Просмотр обучающего видеофильма |
«Мой край родной, заповедные места» |
-Создавать условия для бережного отношения к природе; охрана редких видов животных и растений. |
Заповедники Алтайского края |
Изучение «Красной книги » |
|
Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» |
Тема 10. «Неживая природа Алтая весной»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдение, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Как солнце жизнь дает земле» |
- Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. |
В Алтайском крае зима длинная, весна – стремительная. |
Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» |
Цикл наблюдений за солнцем |
Праздник «Масленица» |
«Весенние явления в неживой природе» |
- Уточнить умение детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; взаимосвязь с живой природой. |
Весна на Алтай приходит позже. |
Сравнение признаков зимы и весны (в модели) |
Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» |
Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» |
«Камни, песок, глина» |
- Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. |
Алтайский край богат природными ископаемыми |
Рассматривание коллекции камней |
Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. |
Лепка (изготовление различных изделий) из глины. |
«Экскурсия в парк» |
- Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. |
Периоды наступления весны в Алтайском крае. |
Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам. |
Цикл наблюдений «Пробуждение природы» |
Работа с родителями «Окно в природу» «А знаете ли вы?» (народная мудрость) |
Тема 11. «Растения Алтая весной»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Растения Алтая весной» |
- Развивать умение наблюдать за набуханием почек, появлением листьев и цветов, травы… -Создавать условия для бережного отношения к растениям нашего края. |
Растительный мир Алтая. Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики |
Сравнение: дерево – куст; куст – трава. |
Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. |
Просмотр обучающего видеофильма |
«Берегите первоцветы» |
- Уточнить знания детей о названиях первых весенних цветов и определять их по и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. |
Редкие, исчезающие растения Алтайского края. Способы их сохранения. |
Дидактическая игра о цветах. |
Цикл наблюдений за первоцветами. |
Выпуск листовок «Берегите первоцветы» |
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» |
- Способствовать закреплению навыков по уходу за комнатными растениями; Зависимость роста растений от условий окружающей среды. |
Болезни и вредители растений |
«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы. |
Опыты с семенами. |
Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. |
Размножение растений (два занятия) |
-Способствовать закреплению умения пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) |
Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум). |
Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. |
Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. |
Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. |
Тема 12. «Животный мир Алтая весной»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Особенности жизни зверей весной на Алтае» |
- Познакомить с особенностями жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. |
Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Алтайского края |
Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) |
Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов |
|
«О животных, которых не любят» |
- Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. - Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. |
Способствовать формированию понимания важности всех видов животных края. |
Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. |
Наблюдение за черепахой. |
Рассматривание модели террариума. |
«Встречаем птиц» |
- Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) |
Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. |
Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. |
Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением |
Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. |
«Когда животных в природе становится много или мало» |
- Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. |
|
«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити». |
Просмотр обучающего видеофильма |
|
«Река Обь может быть в беде» |
- Активизировать факты отрицательного воздействия человека на природу. |
Соблюдать правила поведения на водоёмах |
Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет? |
Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» |
Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам. |
Тема13. «Природа и человек»
Тема занятия |
Программные задачи |
Национально –региональный компонент |
Предварительная работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы работы |
«Земля – живая планета» |
-Активизировать знания детей об условиях жизни растений и животных на земле - Пробуждать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. |
Создать условия, для экологически грамотного и безопасного, для здоровья человека, поведение в природе. |
Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?» |
Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни |
Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» |
«Мы в ответе за тех, кого приручили» |
- Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. |
|
Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными |
Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк. |
Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма. |
«Мы туристы» (экскурсия) |
- Способствовать закреплению умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. |
|
Изготовление знаков «Берегите природу» |
Приготовление, сбор необходимых вещей. |
Операция «Осторожно, муравейник!» |
«Этот удивительный мир насекомых» |
- Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. |
Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. |
Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» |
Цикл наблюдений за насекомыми |
Консультация «Почему дети обижают насекомых?» |
Беседа о Весне на Алтае. |
-Способствовать закреплению умения видеть сезонные изменения в природе. |
Ведение календаря природы на местном уровне. |
Чтение художественной литературы о весне Алтая |
Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. |
Труд на детском огороде и участке |
Предполагаемые результаты.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками,
Любознательный, активный - ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, с помощью моделей устанавливает взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребенок проявляет наблюдательность: за птицами , животными и растениями Алтайского края.
Эмоциональный, отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально и чувственно реагирует на бережное отношение к природе родного края , о роли человека в сохранении взаимосвязей в природе Алтая .Проявление ребенком желание улучшить ближайшее окружение. произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице , на реке ,в парке .
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе испытывает чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь, умеет видеть сезонные изменения в природе.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, совместные опыты и эксперименты.
Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале и в конце года.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Коллективные
-
Родительские собрания («Чем можно заняться с ребенком во время прогулки?»)
-
Конференции («Окно в природу»)
-
Круглые столы ( «Экологи приглашают»)
Индивидуальные
-
Беседы («Защити природу Алтая»)
-
Консультации («Как приобщить ребенка к природе?»)
-
Анкетирование («Знаешь ли ты природу Алтая?»)
Досуговые
-
Совместные досуги, праздники («Тропинка в лес», «Березки и рябинки»)
-
Участие детей и родителей в выставках, конкурсах («Изготовление стендов «Панорама добрых дел»
Познавательные
-
Педагогическая гостиная
-
Семейные клубы
-
Устные журналы
-
Игры с педагогическим содержанием
Наглядно-информационные
-
Выставки
-
Стенды
-
Открытые просмотры занятий по экологии
-
Выпуск газет, буклетов
Список средств обучения
-
Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- телевизор,
- DVD-плеер
-фотоаппарат
Обучающие видеофильмы, фонотека:
-
Электронные материалы:
-
«Времена года» стихи русских поэтов о природе)
-
« Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
-
«По пути к празднику» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
-
« Во саду ли, в огороде: игры , опыты, творчество» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
-
«Песочные фантазии» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
-
« Природа и фантазия» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
-
« Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
-
« Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
-
« Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
-
« Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
-
«Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
-
« Секреты природы» (приложение ж-ла « Обруч» , 2010г)
-
« Уроки живой природы, № 1» ( творческое объединение « Маски»)
-
«Уроки живой природы, № 2» ( творческое объединение « Маски»)
-
«Подводная фантазия» ( подводные съёмки)
-
« Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
-
« Неделя здоровья» (видео природы по временам года)
-
«Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)
-
« Земля» » (BBC :Живая природа)
-
Учебно-наглядные пособия:
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»
- Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно», «Коралловые рифы»
- Демонстрационные картины и динамические модели
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые
- Карты: мира, полушарий, России, Забайкальского края
- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»
- Наборное полотно: «Красная книга»
- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», - Календари природы (настенный, настольный)
- Модели «ТРИЗ», «Домашние животные», «Дикие животные», «Что необходимо растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.
- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой
- Глобус
-
Оборудование и материалы.
- Инвентарь по уходу за живыми объектами
- Стол с ёмкостями для воды и песка
- Палатка, костёр, рюкзаки
- Оборудование для игры «Собираемся в поход»
- Сюжетные игрушки
- Кормушка с изображениями птиц на подставках
- Дощечки для рисования мелом
- Сигнальные карточки
- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)
- Волшебная палочка
- Перфокарты
- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы, микроскопы, магниты
- Колбы, ёмкости
- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.
- Красители: пищевые, гуашь, акварель.
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы
-
Объекты уголка природы
- Комнатные растения
- Аквариумные рыбы
- Красноухая черепаха
- Волнистые попугайчики
- Полевая мышь
Список литературы:
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2.Затеева Е.В. « Малыш в мире искусства родного края»: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников –Б:АКИПКРО,2006г
3.Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
4.Затеева Е.В. «Наш друг паровозик приглашает…»–Б:АКИПКРО,2013г
5.Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.
6.Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
7.Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.
8.Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.
9.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
10.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
11. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008.
12.Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г.
13.Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
14.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»