Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии
г. Братск Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»
Автор: Тишкович Г.П., учитель химии первой квалификационной категории
9 класс
Практикум по теме «Железо и его соединения»
Цель: через практическую деятельность коммуникативную технологию изучить качественные превращения соединений железа (II) и (III).
Образовательная: рассмотреть качественные превращения соединений железа.
Развивающая: отработать аналитическое обнаружение Fe2+ и Fe3+ и применение соединений железа в изобразительном искусстве.
Воспитательная: развитие коммуникативного взаимодействия в паре.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: информационный блок через ИКТ силами учащихся, практическая деятельность в паре.
Используемые ресурсы: - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс», М., «Просвещение», 2018г.
- Т.А. Боровских, «Рабочая тетрадь по химии. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс», М., «Экзамен», 2019г.
- Е.В. Крышилович, В.А. Мостовых «Химия. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», М., «Эксмо», 2018г.
- М. Бекерт «Мир металла», М., «Мир», 1980г.
Оборудование:
-
Fe; FeCl2; FeSO4; FeCl3; Fe2(SO4)3; KCNS; NaOH; K3[Fe(CN)6]; Na2S; K4[Fe(CN)6]; H2SO4.
-
Стаканчики, кисточки или ватные палочки, Лист А4 или А3, перчатки.
Планируемые предметные результаты:
Ученик должен:
-
иметь представление о железосодержащих рудах – красный, бурый, магнитный железняки, пирит;
-
знать реактивы для обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ и признаки реакций взаимодействий;
-
уметь провести практические взаимодействия, соблюдая правила работы с оборудованием и реактивами.
Междисциплинарные связи: история, геология, география, биология.
Сценарий урока
-
Ввод
-
По какому фактору анализа крови можно предполагать ослабление здоровья человека?
-
Что вы знаете о составе и функции гемоглобина?
ИКТ – силами учащихся
-
Мотивация учебной деятельности:
-
Каково значение железа и его соединений для нашей жизни?
ИКТ – презентация в картинках.
-
Открытие новых знаний.
Валентные возможности атома железа.
Строение атома железа – учащиеся у доски
56 Fe +26) ) ) ) з.я.= +26; p=26; ē=26; 0n=30
26 2 8 14 2
1S22S22P63S23P64S23d6
BB=VI ! HB=II, ПВ=III; степень окисления +2; +3.
Лабораторный этап
На столах коллекции минералов содержащих железо – железняки – бурый, красный, магнитный, пирит. Рассмотреть образцы, описать их, сравнить. Какой из этих минералов более богат железом.
Устанавливаем формулы:
Бурый – FeO Красный – FeO Магнитный - FeO
Практикум: к порциям растворов FeCL2 и FeCL3 добавим раствор NaOH что наблюдаем? Записываем уравнения и признаки реакций. К порциям Fe (OH)2 и Fe (OH)3 добавим раствор H2O2. Что наблюдаем? Какой вывод можно сделать об устойчивости ионов железа к окислению. Запишем уравнение реакции с помощью электронного баланса.
+2 -1 +3 -2 +2 +3
2Fe (OH)2 ↓ + H2O2 → 2Fe(OH)3 ↓ Fe - ē→ Fe 2
зеленоватый бурый H2O2-1 + 2 ē → 2O-2H 1
Вопрос: Какой из ионов железа присутствует в свежем яблоке на срезе? Что происходит с поверхностью яблока на воздухе? Почему?
+2 +3
Fe – ē → Fe
зеленый рыжий
А как на воздухе окисляется железо?
4Fe + 3O2 + 6H2O → 4 Fe(OH)3 ↓
-
Качественное превращение соединений железа и использование этих превращений для получения колеров.
Практикум: K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], Na2S, FeSO4, Fe2(SO4)3, NaOH, KCNS, H2SO4.
Провести взаимодействие солей железа с каждым из реактивов в отдельных стаканчиках составить уравнения реакций, описать качественные изменения.
FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2 ↓ + Na2SO4
_ зеленый
Fe2+ + 2OH → Fe(OH)2 ↓
Fe2(SO4)3 + 6 NaOH → 2 Fe(OH)3 ↓ + Na2SO4
FeSO4 + 2 KCNS → Fe(CNS)2 + K2SO4
слабо – красный имитация артериальной крови
Fe2(SO4)3 + 6 KCNS → 2Fe(CNS)3 + 3Na2SO4
темно – красный имитация венозной крови
3FeCl2 + 2K3[Fe(CN)6] → Fe3[Fe(CN)6]2 ↓ + 6KCl
3Fe2+ + 2[Fe(CN)6] → Fe3[Fe(CN)6]2 ↓
FeCl3 + K3[Fe(CN)6] → Fe[Fe(CN)6] ↓ + 3KCl
Fe3+ + [Fe(CN)6]3- → Fe[Fe(CN)6] ↓
2FeCl2 + K4[Fe(CN)6] → Fe2[Fe(CN)6] ↓ 4KCl
2Fe2+ + [Fe(CN)6] → Fe[Fe(CN)6] ↓
4FeCl3 + 3K4 [Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3 ↓ + 12KCl
4Fe3+ + 3[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3 ↓
FeCl2 + Na2S → FeS ↓ + 2NaCl
Fe2+ + S2- → Fe S ↓
2FeCl3 + 3Na2S + 6H2O → 2Fe(OH)3 ↓ + 3H2S ↑ + 6NaCl
Почему разные результаты с Na2S? В случае Fe3+ идёт вторичный гидролиз так как образуется соль слабых электролитов, которые гидролизуются и по катиону и по аниону.
-
Творческий блок
ИКТ – картины – историческая справка о возникновении красок – учащихся.
Готовим краски в каждый колер добавляем. Рисуем.
Темы рисунков:
-
Сказки Пушкина
-
Времена года
-
Свободная тема
Условие: использовать как можно больше цветов.
Где сейчас применяют колеры на основе соединений железа?
- акварельные медовые краски.
-
Рефлексия
-
Какими реактивами можно различить ионы Fe2+ и Fe3+ ?
-
Что такое темпера? В каких видах искусства она применяется?
-
Показываем рисунки на стенде. ( Приложение 2)
Домашнее задание: Составить и расписать блок-схему по свойствам железа.
г. Братск Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»
Автор: Тишкович Г.П., учитель химии первой квалификационной категории
9 класс
Практикум по теме «Железо и его соединения»
Качественное превращение соединений железа и использование этих превращений для получения колеров.
Рисунки учащихся, выполненные полученными «красками» на уроке.
г. Братск Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»
|
|
|
|
Реализация
системно-деятельностного подхода
при обучении химии
Автор:
Тишкович Г.П.
учитель химии
первой квалификационной
категории
2019-2020 учебный год
Реализация
системно-деятельностного подхода
при обучении химии
Развитие личности учащегося через формирование универсальных учебных действий включает возможность школьника самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Основа стандарта второго поколения – это системно-деятельностный подход, который подразумевает приобретение знаний учащимся в процессе учебного исследования под руководством учителя. Чтобы знания были результатом собственных поисков, нужно правильно организовать познавательную деятельность учащихся. Делать это можно на уроках-практикумах.
Что такое урок – практикум? Это форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Для проведения практикума важно подготовить описание, которое содержит четкую формулировку цели работы, перечень необходимого оборудования, источники информации, составить письменные задания, вопросы для самоконтроля, а также таблицы, чертежи, схемы. Перед практикумом проводится инструктаж.
В процессе выполнения работ преподаватель наблюдает за правильностью выбора оборудования, умением его подготовить, в необходимых случаях оказывает учащимся помощь, следит за соблюдением правил техники безопасности и рациональной организацией труда.
Многие практические работы представляют собой исследования и направлены на проверку достоверности определенных научных закономерностей, положений и др. Во время практикума учащиеся часто решают задачи творческого характера.
Уроки-практикумы - групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3-6 человек. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанности внутри них.
Подготовка учителя к таким урокам занимает большой объем времени.
Самостоятельная работа предусматривает использование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.
Эффективность урока практикума зависит от уровня теоретической подготовки учащихся, от степени сформированности умений работать с оборудованием. И это можно отслеживать, и по возможности корректировать.
Представляю опыт проведения урока-практикума в 9-м классе по теме «Железо и его соединения» и творческие работы учеников, выполненные на нём (см. приложения 1, 2).
Использованные ресурсы:
-
ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef
-
Ушаков Д.Н. «Толковый словарь» https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/966706
-
Вишнякова С.М. «Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика», НМЦ СПО, 1999г., г.Санкт-Петербург
-
«Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря», http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8/%D1%85%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Ключевые аспекты Реджио-подхода в контексте вызовов 21 века и развития компетентностной модели образования»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Этапы реализации методики обучения чтению В. Воскобовича»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
ещё раз обращаю Ваше внимание на необходимость внесения изменений в название Вашей работы: не нужно набирать название работы верхним регистром, достаточно только начальной прописной буквы.
С уважением, С.А. Колодин.