Перекресток
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского творчества»
Программа
«Перекресток»
(2014 – 2016 гг.)
Руководитель программы: Ильина О.В.,
педагог дополнительного образования
г. Курск – 2014 г.
Пояснительная записка
Модернизация Российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию социально-активного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые граждане, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
В связи с этим, стержнем воспитания становится формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, активной гражданской позиции обучающихся.
Для решения этой задачи во Дворце детского творчества в 2007 году был организован Совет лидеров - избирательный орган детского самоуправления, формирующихся из обучающихся детских сроком на один год. Участие подростков в работе органов самоуправления - это возможность приобрести опыт социальных взаимоотношений, продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт и адаптироваться в условиях современной жизни.
Программа «Перекресток» дает возможность лидерам попробовать себя в разных видах деятельности, создает условия для саморазвития и самореализации, способствует формированию нравственных идеалов и развитию духовно богатой личности.
Программа разработана в соответствии с Конвенцией оправах ребенка, со статьей 4 гл. V Закона РФ «Об образовании»; целевой программой «Воспитания детей и молодежи в Курской области на 2010-2015 гг.»; Уставом Дворца детского творчества.
Цели программы:
- реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением;
- демократизация образовательного процесса в Дворце детского творчества, формирование личностной ответственности за общее дело коллектива.
Задачи программы:
- выявление и развитие организаторских, творческих качеств обучающихся;
- формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности);
- обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, а также индивидуальной и коллективной деятельности, формированию ответственности за себя и других;
- формирование у подростков активной жизненной позиции;
- воспитание дисциплинированности, ответственности и организованности;
- привлечение обучающихся к организации и проведению социально-значимых акций и конкурсов;
Основные принципы:
- принцип демократического взаимодействия (каждый имеет право выражать своё мнение по вопросам жизнедеятельности Дворца детского творчества, его устройства и организации);
- принцип гласности (доступность информации для всех участников образовательного процесса);
- принцип гуманистической направленности воспитания (педагог относится к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития; поддерживается субъект-субъектный характер отношений, устанавливается равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации);
- принцип личностной самоценности (каждый субъект образовательного процесса рассматривается как индивидуальность);
- принцип культуросообразности (построение воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям);
- принцип личностно-значимой деятельности (участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками);
- принцип коллективного воспитания (взаимодействие детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации)
Механизм реализации программы
Организаторами деятельности в рамках программы являются педагоги-организаторы и лидеры детских объединений, представленные в Совете лидеров Дворца детского творчества. Также помощь в реализации программы оказывают методисты и педагоги дополнительного образования Дворца детского творчества.
Участниками программы являются воспитанники детских объединений в возрасте от 6 до 18 лет. В начале учебного года все детские объединения, желающие принять участие в игре, обязаны зарегистрироваться, то есть подать в письменной форме заявку на участие и получить положение об игре (см. приложение №1).
В состав Совета лидеров входят обучающиеся Дворца детского творчества: 18 ребят по два представителя от отдела в возрасте от 11 до 17 лет, которые избираются ежегодно. Затем, на конференции полномочных представителей детских объединений происходит утверждение состава Совета лидеров при помощи открытого голосования. Там же выбирают и Председателя Совета лидеров из числа утвержденных лидерцев. На первом заседании Совета лидеров избирается заместитель Председателя, а также редакционная коллегия ежемесячной газеты Совета лидеров «Мир друзей».
Основные формы работы Совета лидеров направлены на организацию:
- самоуправления реализуется через конференции, агитации, дискуссии, диспуты, выборы, проектную деятельность;
- журналистской деятельности через выпуск ежемесячной газеты, информационных листовок, стенгазет;
- творческих и досуговых дел через помощь в проведении воспитательных мероприятий учреждения (концертов, шоу-программ, дискотек, игр, встреч с интересными людьми и т.д.)
- социально значимых дел через акции и конкурсы;
- сотрудничества через взаимодействия с образовательными учреждениями, школами искусств, домами престарелых, детскими домами и т.д. путем организации концертов, праздников, встреч;
- заседаний актива, проведения «Школы лидеров».
Деятельность Совета лидеров Дворца детского творчества определяется следующими функциями:
-
выступать от имени обучающихся при решении вопросов жизни коллектива Дворца,
-
изучать и формулировать мнение обучающихся по вопросам организации жизни коллектива,
-
представлять интересы обучающихся перед руководством общеобразовательного учреждения на педагогических советах, общих собраниях,
-
проводить среди обучающихся опросы по разным направлениям жизни общеобразовательного учреждения,
-
оказать помощь педагогам в реализации учебного процесса и воспитательной деятельности,
-
учреждает общественно значимых дел, а также информирование обучающихся Дворца их проведения,
-
организует издательскую деятельность и информирование обучающихся о проделанной работе.
Основные направления и содержание деятельности
№ |
Направление |
Содержание |
Форма |
1 |
Самоуправление |
В соответствии с Уставом учреждения во Дворце ежегодно проводятся Конференции полномочных представителей детских объединений, избирается Совет лидеров и организуется работа детского самоуправления в течение каждого учебного года с помощью педагога-координатора. Члены Совета лидеров осуществляют связь детского коллектива с педагогическим, являются представителями интересов детей по всем вопросам, осуществляют внешние контакты и т.п. Заседания Совета лидеров проводятся не реже 1 раза в два месяца. На них рассматриваются положения о благотворительных акциях и конкурсах детских творческих работ, планируется проведение традиционных, праздничных и запланированных по программе мероприятий, создается редакционная коллегия детской газеты «Мир друзей», рассматриваются вопросы о поощрении и награждении обучающихся Дворца, вносятся пожелания и предложения по организации учебного процесса и т.п. |
Конференции, предвыборные кампании, агитации, заседания, дискуссии, проектная деятельность. |
2 |
«Детская пресса» |
Деятельность детского самоуправления освещается и пропагандируется с помощью выпуска ежемесячной газеты. На страницах своей периодической печати дети-журналисты и другие заинтересованные ребята освещают жизнь Дворца, свои достижения, взгляды и пожелания, а также проводят всевозможные акции и конкурсы. Правилам написания статей, проведения интервью, социологических опросов, оформления газеты и многому другому активисты учатся на занятиях «Школы актива». Помимо работы с составе редакционной коллегии, педагогом-организатором проводятся индивидуальные занятия и консультации. |
Выпуск газеты «Мир друзей», информационных бюллетеней, занятия по основам журналистики, индивидуальные консультации |
3 |
Творчество и досуг |
Эта деятельность направлена на объединение ребят, обучающихся в различных детских объединениях, повышение привлекательности совместной деятельности детей и взрослых, создание условий для развивающего досуга и реализации собственного творческого потенциала. В рамках данного направления разрабатываются и реализуются массовые, зрелищные мероприятия, фестивали, конкурсы, проводится игра органов детского самоуправления «Город Творчества» и т. п. |
Концерты, фестивали, конкурсы, шоу-программы, дискотеки, игры, встречи с интересными людьми, традиционные праздники |
4 |
«Добрые дела» |
Эта деятельность направлена на укрепление гражданского отношения к отечеству, осознание важности морально-нравственного облика человека, его жизненной позиции и пользы, приносимой обществу. В рамках данного направления дети учатся понимать важность и пользу труда на общее благо, необходимость помощи социально незащищенным людям (детям-инвалидам и сиротам, пенсионерам и ветеранам), улучшать мир окружающий человека, беречь и любить природу. |
Праздники, посвященные Дню конституции, Дню матери, Дню защиты детей и т.д. Благотворительные и экологические акции «Мой друг», «Участие», «Подарок ветерану» и т.д. |
5 |
Сотрудничество |
Органы детского самоуправления тесно сотрудничают со всеми отделами Дворца детского творчества, помогают в реализации воспитательных программ и проведении мероприятий в детских объединениях, устраивают совместные встречи и праздники, совещания командиров детских объединений и заседаний лидеров отделов Дворца. |
Фестивали, выставки, встречи, заседания, Дни здоровья, игры-состязания, игры-путешествия, отчетные концерты и праздники. |
6 |
Лидеры |
Для повышения качества проводимых мероприятий и программ, организации помощи детям в реализации их творческих задумок ведется работа с активистами детских объединений и лидерами. Для этого организуется работа «Школы лидеров» (по 4 основным направлениям), на занятиях которой ребята знакомятся с основами психологии общения, этикета, актерского мастерства, журналистики, узнают о важности здорового образа жизни, осваивают на практике организацию КТД и т.п. |
Сборы актива, проведение «Школы лидеров», дискуссий, деловых игр, конкурсов, создание службы социальной защиты детей, организация досуга в каникулярное время |
При реализации программы используются следующие методы, способствующие развитию социальной активности и самостоятельности обучающихся:
- метод работы в разновозрастных группах, способствующий объединению коллектива, формированию и развитию творческих способностей, разнообразных умений и навыков, обеспечивающий стабильность детского коллектива, учащий взаимопомощи и поддержке старшими детьми младших;
- метод сотрудничества и диалога (обмен информацией детей и педагога), который помогает ребенку чувствовать свою значимость и взрослость, самостоятельно искать необходимый дополнительный материал по поднимаемым проблемам;
- метод проблемного обучения, способствующий самостоятельному осмыслению обучающимися конкретного вопроса, проблемы и поиска её решения;
- развивающий метод, подразумевающий постоянное вовлечение детей в новый для них вид деятельности, формирование новых знаний по различным направлениям деятельности;
- метод сотрудничества, повышающий чувство ответственности за проводимые дела и акции, помогающий обучающимся стать более самостоятельными;
- метод применения игровых тренингов и различных практикумов, способствующих закреплению пройденного материала и повышения интереса детей к любому виду деятельности.
Данные методы помогают организовывать деятельность детского самоуправления в соответствии с потребностями детей, современными требованиями педагогической науки и системы дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты
Реализация программы «Перекресток» предполагает проведение семи заседаний Совета лидеров и семи занятий «Школы лидеров», при условии присутствии на них более половины лидерцев. Также ежегодно предполагается организация не менее трех социально-значимых и благотворительных акций для разных группу людей, выпуск восьми ежемесячных газет «Мир друзей» в период с октября по май, а также активное участие в городских, областных и всероссийских акциях и марафонах.
Ожидаемый социальный эффект данной программы состоит в следующем:
- получение обучающимися практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям,
- приобретение обучающимися навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности,
- формирование у обучающихся Дворца детского творчества личной ответственности за общее дело коллектива через участие в деятельности органов самоуправления,
- высокая степень активности подростков в мероприятиях, проводимых в Дворце,
- информирование общественности о деятельности Дворца детского творчества.
Список литературы
-
Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования. Приложение к журналу «Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей». Москва. № 2, 2007 г.
-
В.М. Лизинский. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. Центр «Педагогический поиск». Москва 2005 г.
-
С.М. Курганский Путешествие в страну творчества и самоуправления. ООО «5 за знания». Москва. 2007 г.
-
Е.М. Смекалова. Школа лидерства. Методические рекомендации. ООО «ТЦ Сфера». Москва, 2006 г.
-
С.Г. Воровщиков Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении (теория, технология). ООО «5 за знания». Москва, 2007 г.
-
Долгосрочная игра как средство развития детского самоуправления. Журнал «Классный руководитель» №4, 2008 г., стр. 45.
-
Пресс-клуб и школьная газета (занятия, тренинги, портфолио). Автор-составитель Н.В. Кашлева. Издательство «Учитель». Волгоград, 2007.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»